Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по экономической политике, предпринимательству и туризму
от 11 мая 2007 г. N вн 3.8-13/569
"По проекту федерального закона N 374456-4 "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе" и статью 20.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части введения запрета распития пива и слабоалкогольных напитков на улицах, в скверах, парках и в иных общественных местах), внесенному Государственным Советом Республики Коми"
Проектом федерального закона N 374456-4 "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе" и статью 20.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", внесенным Государственным Советом Республики Коми, предусматривается введение запрета распития пива, напитков, изготовленных на его основе, а также алкогольной и спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта менее 12 процентов объема готовой продукции (далее - слабоалкогольные напитки) на улицах, в скверах, парках и в других общественных местах. В настоящее время такой запрет предусмотрен только для несовершеннолетних, для остальных же лиц действует ограничение распития слабоалкогольных напитков лишь в детских, образовательных и медицинских организациях, на всех видах общественного транспорта городского и пригородного сообщения, в организациях культуры, физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружениях.
При принятии Государственной Думой в феврале 2005 года Федерального закона "Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе" в качестве обоснования нецелесообразности введения запрета распития пива в любых общественных местах указывалась необходимость поэтапного введения такого запрета в связи с довольно распространенной в то время практикой распития пива в общественных местах.
За прошедшее время с момента вступления в силу указанного Федерального закона правоприменителем освоены методы и формы обеспечения реализации его норм, что позволяет распространить ограничения распития слабоалкогольных напитков в любых общественных местах и на совершеннолетних. При этом сложившееся мнение о якобы неудовлетворительном действии принятых норм по ограничению распития слабоалкогольных напитков в общественных местах связано именно с неполным введением запрета распития слабоалкогольных напитков в общественных местах. Как показала практика, введение ограничений только для несовершеннолетних создает определенные трудности для правоприменителя в связи с необходимостью достоверного установления возраста возможного правонарушителя и соответственно снижает эффективность правоприменения уже действующих норм.
Введение ограничения распития слабоалкогольных напитков в любых общественных местах не только соответствует международной практике, более цивилизованно защищающей молодое поколение от пропаганды нездорового образа жизни, но и востребовано сложившимися условиями. Продолжающееся открытое употребление слабоалкогольных напитков на улице и в других общественных местах отрицательно сказывается на морально-этическом климате в обществе, вовлекает в потребление алкоголя детей и подростков, наблюдающих повсеместное распитие слабоалкогольных напитков и подсознательно перенимающих подобный образ поведения.
Принятие законопроекта будет также способствовать повышению уровня культуры потребления алкоголя и улучшению в целом правопорядка в общественных местах.
Поддерживая концепцию законопроекта, Комитет считает необходимым во втором чтении уточнить положение законопроекта об исключении из устанавливаемых ограничений потребления слабоалкогольных напитков в организациях торговли, рассмотреть возможность унификации терминологии частей 1 и 2 статьи 20.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, устранить существующий в законодательстве пробел в части ответственности несовершеннолетних в возрасте от 16 до 18 лет за распитие ими пива и алкогольных напитков в общественных местах (статья 20.22 КоАП), а также учесть юридико-технические замечания Правового управления Аппарата Государственной Думы.
С учетом изложенного, Комитет Государственной Думы по экономической политике, предпринимательству и туризму рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 374456-4 "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе" и статью 20.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", внесенный Государственным Советом Республики Коми.
Председатель Комитета |
Е.А. Федоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.