Заключение Правового Управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
от 2 февраля 2007 г. N вн 2.2-1/334
"По проекту федерального закона N 374456-4 "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе" и статью 20.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", внесенному Государственным Советом Республики Коми
(первое чтение)"
Законопроектом (статья 1) предлагается расширить перечень мест, в которых запрещается потребление (распитие) пива и напитков, изготавливаемых на его основе, включив в него "улицы, скверы, парки, другие общественные места (за исключением организаций торговли или общественного питания, в том числе без образования юридического лица, в которых разрешена продажа пива и алкогольной продукции)".
Следует обратить внимание на то, что изменяемый Федеральный закон "Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе" предусматривает раздельное регулирование вопросов, касающихся ограничений розничной продажи указанной продукции (статья 2) и ее потребления (распития) (статья 3). Вводя дополнительные запреты в отношении потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе, законопроект делает исключение из устанавливаемого правила, согласно которому разрешается потребление (распитие) указанной продукции в организациях торговли (наряду с организациями общественного питания), что требует дополнительного обоснования. Излишним является и упоминание об "алкогольной продукции", о которой в изменяемом Федеральном законе речь не идет. Отношения, касающиеся производства и оборота алкогольной продукции регулируются специальным Федеральным законом "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
Одновременно законопроектом предлагаются изменения в абзац первый части первой статьи 20.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).
Если действующая редакция статьи 20.20 КоАП устанавливает более жесткие запреты в отношении мест распития алкогольной и спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта 12 и более процентов объема готовой продукции (часть вторая) по сравнению с запретами в отношении мест распития пива и напитков, изготавливаемых на его основе, а также алкогольной и спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта менее 12 процентов объема готовой продукции (часть первая), то предлагаемая редакция абзаца первого части первой статьи 20.20 КоАП по сути унифицирует указанные нормы.
Однако следует обратить внимание на то, что в статье 1 законопроекта (как и в пункте 1 статьи 3 Федерального закона "Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе") предусматривается запрет на потребление (распитие) пива и напитков, изготавливаемых на его основе, для несовершеннолетних в любых общественных местах. Если в отношении несовершеннолетних (до шестнадцати лет) эти вопросы отражены в статье 20.22 КоАП, то в отношении остальной категории несовершеннолетних (от 16 до 18 лет) указанный вопрос в рамках КоАП остается неурегулированным (см. в связи с этим также проекты федеральных законов NN 314783-4,305332-4, вносящие изменения в часть первую статьи 20.20 КоАП в части установления административной ответственности для несовершеннолетних от 16 до 18 лет за распитие пива и напитков, изготавливаемых на его основе, а также алкогольной и спиртосодержащей продукции в любых общественных местах).
Положения законопроекта, упоминающие организации торговли без образования юридического лица, в которых разрешена продажа алкогольной продукции (см. исключения из устанавливаемых запретов, предусмотренные статьями 1 и 2), нуждаются также в согласовании с положениями пункта 2 статьи 1 и статьи 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (в редакции Федерального закона от 21.07.2005 N 102-ФЗ), согласно которым право розничной продажи алкогольной продукции предоставляется только организациям, являющимся юридическими лицами.
Требует уточнения юридическая техника исполнения законопроекта и приведения в соответствие с Методическими рекомендациями по юридико-техническому оформлению законопроектов, в частности, статья 3 законопроекта является излишней и нуждается в исключении.
Заместитель |
М.Н. Ласточкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.