Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству от 10 мая 2007 г.
по проекту федерального закона N 400063-4 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (по вопросам совершенствования законодательства в части уголовной и административной ответственности за экстремистскую деятельность)
Досье на проект федерального закона
Названным законопроектом предполагается распространить действие части 4 статьи 150 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее УК РФ) на деяния, связанные с вовлечением несовершеннолетнего в преступления экстремистской направленности.
Законопроектом также предполагается дополнить статью 212 УК РФ ("Массовые беспорядки") и статью 213 УК РФ ("Хулиганство") такими квалифицирующими признаками, как совершение деяния по мотиву идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, а равно по мотиву ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы.
Статью 243 УК РФ ("Уничтожение или повреждение памятников истории и культуры") предполагается дополнить квалифицирующим признаком "совершение деяния по мотиву идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды".
Статью 244 УК РФ ("Надругательство над телами умерших и местами их захоронения") предполагается дополнить квалифицирующим признаком "совершение деяния по мотиву идеологической, политической (ненависти или вражды), а также по мотиву ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы".
По мнению авторов, необходимость разработки и принятия данного законопроекта вызвана несовершенством законодательной базы, определяющей, в том числе, уголовную и административную ответственность за проявления экстремистской направленности.
Следует отметить, что законопроект нуждается в значительной доработке. Представляется, что авторы законопроекта не учли положений статьи 63 ("Обстоятельства, отягчающие наказание") Общей части УК РФ. По мнению Комитета, было бы целесообразно вносить соответствующие изменения не в конкретные статьи Особенной части УК РФ, а в статью 63 УК РФ. Следует также отметить, что в соответствии с положениями статьи 15 ("Категории преступлений") Общей части УК РФ классификация преступлений осуществляется на основе характера и степени общественной опасности совершенного деяния, а не мотива.
Полагаем недостаточно обоснованным соединение в диспозиции статьи 280 УК РФ публичных призывов к осуществлению экстремистской деятельности и публичного оправдания экстремистской деятельности. Представляется, что указанные деяния имеют разную степень общественной опасности.
Следует также отметить, что предполагаемое законопроектом ужесточение санкции, предусмотренной абзацем пятым части второй статьи 244 УК РФ, учтено Федеральным законом "О внесении изменений в статьи 214 и 244 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 20.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
С учетом вышеизложенных замечаний, Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству рекомендует Государственной Думе поддержать концепцию проекта федерального закона N 400063-4 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", внесенного депутатами Государственной Думы Н.Д. Ковалевым, М.В. Емельяновым, Н.М. Безбородовым, И.В. Лебедевым.
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.