Заключение Комитета по аграрным вопросам Государственной Думы Федерального Собрания РФ четвертого созыва
на проект федерального закона N 284073-4 "О специальном техническом регламенте о соках и соковой продукции"
(внесен депутатами Государственной Думы Г.В. Куликом, П.Б. Щелищем, В.Р. Мединским, Н.И. Сапожниковым, А.А. Агеевым, О.В. Савченко, В.Я. Пекаревым)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам рассмотрел проект Федерального закона N 284073-4 "О специальном техническом регламенте о соках и соковой продукции", внесенный депутатами Государственной Думы Г.В. Куликом, П.Б. Щелищем, В.Р. Мединским, Н.И. Сапожниковым, А.А. Агеевым, О.В. Савченко, В.Я. Пекаревым отмечает, что законопроект внесен в Государственную Думу в соответствии с требованиями Конституции Российской Федерации и Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
Технический регламент разработан в соответствии с Федеральным законом N 184-ФЗ "О техническом регулировании", содержит перечень объектов технического регулирования, в отношении которых устанавливаются исчерпывающие специальные требования к терминологии, безопасности, производству, идентификации, упаковке, маркировке, хранению, реализации, утилизации и прослеживаемости.
Положения законопроекта, отражая путем установления исчерпывающего перечня обязательных требований и согласуя интересы всех участников российского рынка соков и соковой продукции, соответствуют целям технического регулирования, установленным Федеральным законом "О техническом регулировании", обеспечивают необходимые нормы безопасности соков и соковой продукции при ее производстве и обороте, создают основу для предотвращения производства и оборота фальсифицированных продуктов, в целях защиты прав потребителей и общественного доверия к продукции.
Законопроект содержит требования к наиболее распространенной группе продуктов переработки фруктов - фруктовым сокам и нектарам, которые в сочетании с другими пищевыми продуктами обеспечивают необходимый уровень и свойства рациона здорового питания населения. В качестве дополнительных требований законопроект содержит положения о сокосодержащих напитках, морсах и овощных соках. Проект не содержит требований, отличающихся от обязательных специальных требований, предъявляемых к рассматриваемым объектам технического регулирования в настоящее время в Российской Федерации.
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 18 апреля 2006 года законопроект был направлен в комитеты и комиссию Государственной Думы, депутатские объединения в Государственной Думе, Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) и высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации для подготовки отзывов, предложений и замечаний, а также на заключение в Правовое управление Аппарата Государственной Думы.
На законопроект поступило 85 отзывов, в том числе 81 - от субъектов Российской Федерации, Совета Федерации, Комиссии Государственной Думы по техническому регулирования, а также комитета Государственной Думы по охране здоровья и Комитета Государственной Думы по экономической политике, предпринимательству и туризму - как комитетов соисполнителей.
Поддержали законопроект практически без замечаний 69 органов исполнительной и законодательной властей субъектов Российской Федерации и Комиссия Государственной Думы по техническому регулированию - 70 отзывов);
Поддерживают с учетом принятия представленных замечаний - 10 законодательных и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации, а также Комитет Совета Федерации по промышленной политике, Комитет Государственной Думы по охране здоровья, Комитет Государственной Думы по экономической политике - 13 отзывов);
Против - 2 (исполнительная власть Республики Татарстан - не поддерживает принятие - без мотивации; исполнительная власть Калужской области считает, что данный технический регламент не может являться федеральным законом - а является лишь документом, утверждаемым федеральным законом;
Большинство представленных замечаний и предложений не меняют принципиальную структуру и содержание документа, и могут быть учтены при подготовке законопроекта ко второму чтению.
Экспертная комиссия Правительства Российской Федерации 29 июня 2006 года в своем заключении подтвердила соответствие документа требованиям Федерального закона N 184-ФЗ "О техническом регулировании", интересам национальной экономики, уровню развития материально-технической базы, уровню научно-технического развития, общим и специальным международным нормам и правилам и рекомендовала законопроект к принятию.
В целом, проект Федерального закона N 284073-4 "О специальном техническом регламенте о соках и соковой продукции" соответствует концепциям и нормам Федерального закона N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (с учетом изменений, установленных в Федеральном законе N 65-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О техническом регулировании").
Законопроект подготовлен на достаточном уровне юридической техники, содержащиеся в нем требования отличаются достаточной полнотой и обоснованностью. Данный нормативный акт полностью гармонизирован с международным стандартом ВТО на соки и соковую продукцию - Единым стандартом Комиссии Кодекс Алиментариус на фруктовые соки и нектары (CODEX STAN 247-2005), а также в значительной мере - с директивой Совета Европы на соки и однородные продукты (Директива 2001/112/ЕС).
Комитет отмечает, что с учетом поступивших замечаний и предложений законопроект может решить задачи, направленные на достижение основных целей - установление правовых основ защиты здоровья потребителей продукции, окружающей среды, информирования потребителей о соках и соковой продукции, а также требований, направленных на предотвращение действий, вводящих в заблуждение приобретателей.
Концептуально поддерживая представленный проект федерального закона, Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам вместе с тем считает, что при его подготовке ко второму чтению следует учесть ряд замечаний и предложений, изложенных, в заключении Правового управления Аппарата Государственной Думы и субъектов законодательной инициативы, поступивших в Комитет.
Исходя из изложенного и учитывая, что многие замечания и предложения могут быть реализованы путем внесения поправок ко второму чтению, Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам рекомендует Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации принять указанный законопроект в первом чтении.
Настоящее заключение утверждено на заседании Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам 22 мая 2007 года (протокол N 83).
Председатель Комитета |
Г.В. Кулик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.