Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об экологической экспертизе"
Защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Российской Федерации и малочисленных этнических общностей относятся к отдельной сфере правового регулирования в Российской Федерации и субъектах Российской Федерации. В целях реализации этого конституционного положения предлагается внести изменения и дополнения в Федеральный закон "Об экологической экспертизе".
Предлагаемый проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об экологической экспертизе" регулирует отношения в сфере защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, так как на территориях проживания и традиционного хозяйствования малочисленных народов наибольшую угрозу исконной среде обитания и традиционному образу жизни этих народов представляет хозяйственная и иная намечаемая деятельность.
Конституция Российской Федерации (пункт "м" статьи 72) относит к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации защиту исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей.
Понятие "исконная среда обитания" не совпадает полностью с понятием "окружающая среда". Исконная среда обитания для коренных малочисленных народов - это культурно освоенный ареал с маршрутами кочевок оленеводов, сезонными маршрутами охотников, собирателей рыболовов, священными рекреационными местами и прочее, который обеспечивает их традиционный образ жизни.
Пункты 2, 3, 6 статьи 1 Федерального закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" дают определения понятий "традиционный образ жизни малочисленных народов", "исконная среда обитания малочисленных народов", "этнологическая экспертиза".
Пункт 6 статьи 8 Федерального закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" предоставляет малочисленным народам право на участие в проведении экологической и этнологической экспертиз. Однако порядок и обязанность проведения этнологической экспертизы в федеральном законодательстве до сих пор не установлены.
Статья 4 Федерального закона "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" указывает на то, что территории традиционного природопользования создаются с целью защиты исконной среды обитания и традиционного природопользования, а статья 5 указанного закона относит территории традиционного природопользования к особо охраняемым природным территориям.
В свою очередь, часть 3 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что "В местах традиционного проживания и хозяйствования деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и этнических общностей в случаях, предусмотренных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, может быть установлен особый правовой режим использования земель указанных территорий.".
Перечисленные нормы указывают на правомерность и необходимость введения особого порядка проведения экологической экспертизы в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов и малочисленных этнических общностей, а именно в рамках экологической экспертизы проводить дополнительно и этнологическую экспертизу.
В зарубежной практике аналогичные нормативные акты действуют с 1992 года, а также разрабатываются новые по специальным оценкам воздействия проектов на среду обитания и традиционный образ жизни. Так, например, разработанные в системе ООН в 1992 году Операционная директива Всемирного банка 4.20 "Коренные народы" и заменившая ее в настоящее время "Операционная политика" 4.10 "Коренные народы", а также "Добровольные руководящие принципы Akwe: Коп (Агуэй-гу) проведения оценок культурных, экологических и социальных последствий предлагаемой реализации проектов в местах расположения святынь, а также на землях и в акваториях, занимаемых или используемых коренными и местными общинами". В этих документах предъявляются дополнительные требования к оценке воздействия проектов любой деятельности, если они осуществляются на территориях традиционного проживания коренных народов.
На практике некоторые компании, идя навстречу требованиям коренных малочисленных народов, осуществляют дополнительные оценки воздействия своих проектов на исконную среду обитания и традиционный образ жизни (например, Газпром в ЯНАО, "Сахалин Энерджи" на Сахалине, "Тернейлес" в Приморском крае). Другие промышленные компании не проводят таких оценок, ссылаясь на отсутствие механизма проведения этнологической экспертизы в российском законодательстве. Отказ в проведении этнологической экспертизы проектов влечет за собой непредсказуемые негативные последствия и создание очагов социальной напряженности.
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об экологической экспертизе" не предусматривает расходов из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, а также не предоставляет дополнительных налоговых льгот, поэтому финансово-экономическое обоснование не требуется.
Перечень
законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об экологической экспертизе"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об экологической экспертизе" повлечет необходимость внесения соответствующих дополнений и изменений в "Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации", а также утверждения Правительством Российской Федерации "Методических рекомендаций по определению убытков, включая упущенную выгоду пользователям земельных участков и других природных ресурсов, причиненных изъятием, временным занятием, ограничением прав пользователей, ухудшением качества природных комплексов в результате деятельности других лиц в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации", уже разработанных и опубликованных Российской академией сельскохозяйственных наук и Всероссийским НИИ экономики, труда и управления сельским хозяйством.
И.о. председателя |
А.С. Кислицин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.