г. Самара |
|
31 октября 2011 г. |
Дело N А65-9081/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 26 октября 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено: 31 октября 2011 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,
судей Юдкина А.А., Семушкина В.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Степановой Ю.В.,
с участием:
от ООО "ТФК" - Мечетная Л.В., доверенность от 23 мая 2011 года N 22,
от Межрайонной ИФНС России N 3 по Республике Татарстан - не явился, извещен,
от Управления ФНС России по Республике Татарстан - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 2, дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "ТФК"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 08 августа 2011 года по делу N А65-9081/2011, судья Нафиев И.Ф.,
принятое по заявлению ООО "ТФК", (ИНН 1661005120), г.Казань,
к Межрайонной ИФНС России N 3 по Республике Татарстан, г.Казань,
третье лицо: Управление ФНС России по Республике Татарстан, г. Казань,
о признании недействительнным решения N 2603 от 08 февраля 2011 года о привлечении к налоговой ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ТФК" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы РФ N 3 по Республике Татарстан (далее - ответчик) о признании недействительным решения N 2603 от 08.02.2011 г. о привлечении к налоговой ответственности.
Определением суда от 15.06.2011 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление ФНС РФ по Республике Татарстан (далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 08 августа 2011 года заявленные требования удовлетворены частично. Признано недействительным решение N 2603 от 08.02.2011 Межрайонной инспекции ФНС РФ N 3 по Республике Татарстан в части начисления НДС в размере 31374 руб., в связи с несоответствием налоговому законодательству РФ.
На Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы РФ N 3 по Республике Татарстан возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "ТФК". В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с выводами суда, заявитель подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить в части, в которой в удовлетворении заявления отказано, жалобу - удовлетворить.
В судебном заседании представитель ООО "ТФК" поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Межрайонная ИФНС России N 3 по Республике Татарстан направила ходатайство о рассмотрении дела без своего участия, которое удовлетворено судом апелляционной инстанции.
Межрайонная ИФНС России N 3 по Республике Татарстан и Управление ФНС России по Республике Татарстан отзывы не представили, представители в судебном заседании не участвовали.
В судебное заседание представители Межрайонной ИФНС России N 3 по Республике Татарстан и Управления ФНС России по Республике Татарстан не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем, апелляционная жалоба в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ рассмотрена в их отсутствие.
Проверив решение суда первой инстанции в обжалуемой части в соответствии с правилами, предусмотренными частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав объяснения представителя заявителя, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Ответчиком проведена камеральная проверка представленной заявителем декларации по налогу на добавленную стоимость (НДС) за 3 квартал 2010 года.
Выявленные в ходе проверки нарушения отражены в акте проверки N 2603 от 16.12.2010 г.
По результатам рассмотрения акта и возражений заявителя принято решение от 08.02.2011 г. N 2603.
Указанным решением заявитель привлечен к налоговой ответственности по п.1 ст.126 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде штрафа в сумме 1200 руб., доначислен к уплате НДС за 3 квартал 2010 г. в размере 31374 руб. (л.д.8-10).
Основанием послужил вывод проверяющих о неправомерном непредставлении заявителем документов, подтверждающих налоговую льготу, заявленную в разделе 7 налоговой декларации на сумму 174300 руб.
Управление ФНС России по Республике Татарстан решением от 21.04.2011 г. N 194, оставило без удовлетворения апелляционную жалобу заявителя, решение ответчика - без изменения (л.д.13-15).
Анализируя и оценивая представленные сторонами в материалы дела доказательства в их совокупности, судебная коллегия апелляционного суда приходит к следующему.
19.10.2010 г. в адрес ответчика заявителем представлена налоговая декларация по НДС за 3 квартал 2010 г., в которой в разделе 7 указана сумма 174300 руб. с кодом операции 1010806, присваиваемым операциям по реализации земельных участков. (л.д.33-37).
В соответствии со ст.93 НК РФ заявителю направлено требование N 2944 от 20.10.2010 г. о предоставлении копий документов, необходимых для камеральной проверки и подтверждения заявленных льгот по коду 1010806.
В требовании указано на необходимость представить: 1) копии книги продаж и книги покупок; 2) счета-фактуры; 3) договора купли-продажи, регистрационные документы; 4) акты приема-передачи; 5) документы, подтверждающие реализацию данных услуг; 6) документы бухгалтерского учета, бухгалтерская справка по ведению раздельного учета (л.д.31).
Статьей 93 НК РФ предусмотрено право должностного лица налогового органа, проводящего налоговую проверку, истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы посредством вручения этому лицу (его представителю) требования о представлении документов.
Истребуемые документы представляются в виде заверенных проверяемым лицом копий. Копии документов организации заверяются подписью ее руководителя (заместителя руководителя) и (или) иного уполномоченного лица и печатью этой организации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
В случае необходимости налоговый орган вправе ознакомиться с подлинниками документов.
Документы, которые были истребованы в ходе налоговой проверки, представляются в течение 10 дней со дня вручения соответствующего требования.
В случае, если проверяемое лицо не имеет возможности представить истребуемые документы в течение 10 дней, оно в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, письменно уведомляет проверяющих должностных лиц налогового органа о невозможности представления в указанные сроки документов с указанием причин, по которым истребуемые документы не могут быть представлены в установленные сроки, и о сроках, в течение которых проверяемое лицо может представить истребуемые документы.
В течение двух дней со дня получения такого уведомления руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе на основании этого уведомления продлить сроки представления документов или отказать в продлении сроков, о чем выносится отдельное решение.
Отказ проверяемого лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную статьей 126 настоящего Кодекса.
Из материалов дела следует, что требование N 2944 о представлении документов было получено заявителем 9.11.2010 г., что подтверждается его письмом от 10.11.2010 г. N104/11 в Инспекцию (л.д.32).
Однако, заявитель, сославшись на неиспользование никаких льгот по НДС и отсутствие затребованных документов, отказался представлять затребованные документы.
Поскольку заявителем в материалы дела представлены документы по реализации им земельного участка в 3 квартале 2010 г. (договор купли-продажи недвижимого имущества от 16.08.2010 г., акт от 16.08.2010 г. приема-передачи объектов недвижимости, счет-фактуру N ОС 000001 от 30.09.2010 г., копию книги продаж заявителя за сентябрь 2010 г.), судом сделан правильный вывод о том, что у заявителя имелись все истребованные документы, подтверждающие операцию, не подлежащую налогообложению по НДС по коду 1010806 в декларации.
В соответствии с п.п.6 п.2 ст.146 НК РФ реализация заявителем земельного участка в 3 квартале 2010 г. не признается объектом налогообложения НДС.
Однако, как указал заявитель, освобождение от обязанности уплачивать НДС по реализации земельного участка не носит характер льготы, т.к. касается не субъекта налогообложения, как установлено ст.56 НК РФ, а объекта налогообложения. Кроме того, п. 6 и 7 ст.88 НК РФ позволяют истребовать налоговому органу при проведении камеральной проверки у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, документы, подтверждающие право на эти льготы, но не позволяют истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено настоящей статьей или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено НК.
Доводы заявителя являются необоснованными и не могут освобождать налогоплательщика от представления истребованных на проверку документов, в связи со следующим.
Согласно ст.56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать его в меньшем размере.
Главой 21 НК РФ предусмотрено предоставление налоговых льгот в виде исключения некоторых операций из объекта обложения НДС.
Подпунктом 6 п.2 ст.146 НК РФ предусмотрено, что не признаются объектом налогообложения операции по реализации земельных участков (долей в них).
Операции, не признаваемые объектом налогообложения по НДС, и операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) НДС, должны отражаться в разделе 7 налоговой декларации по НДС.
При этом налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы, а не обязан ее использовать согласно п.2 ст.56 НК НФ.
В представленной Обществом декларации по НДС за 3 квартал 2010 г. в разделе 7 указана сумма в размере 174300 руб. с кодом операции 1010806. Согласно приложению N 1 к Порядку заполнения налоговой декларации по НДС (Утв. Приказом Минфина РФ от 15.10.2009 г. N 104н), данный код присваивается операциям по реализации земельных участков.
Операции, не облагаемые НДС, являются для плательщиков этого налога налоговой льготой, поскольку, исходя из смысла статьи 56 НК РФ, льготы применяются в отношении как объектов налогообложения, так и субъектов.
У налогового органа имелись основания для применения пункта 6 статьи 88 НК РФ в данном случае.
Налоговый орган был вправе, в соответствии со ст.31, 88, 93 НК РФ, истребовать у налогоплательщика НДС на проверку документы, подтверждающие сумму, заявленную в разделе 7 налоговой декларации с кодом операции 1010806. Этому праву налогового органа корреспондирует обязанность налогоплательщика представить истребованные документы.
Отказ заявителя представить имевшиеся документы на налоговую проверку является налоговым правонарушением, предусмотренным п.1 ст.126 НК РФ.
Штраф в сумме 1200 руб. рассчитан ответчиком верно, исходя из 6 документов, указанных в требовании.
Судом установлено, что заявитель имел все документы, подтверждающие операцию, не подлежащую налогообложению по НДС коду 1010806 в декларации, однако из ответа заявителя на требование следовало, что у него нет истребуемых документов.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требования о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы РФ N 3 по Республике Татарстан N 2603 от 08.02.2011 г. в части привлечения к налоговой ответственности по п.1 ст.126 НК РФ в виде штрафа в сумме 1200 руб.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, судебное решение в обжалуемой части является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Излишне уплаченная по платежному поручению от 26 августа 2011 года N 360 государственная пошлина в сумме 1000 рублей, на основании ст. 333.40 НК РФ подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.
Руководствуясь ст. ст. 101, 110, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 08 августа 2011 года по делу N А65-9081/2011 в обжалуемой части оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "ТФК" излишне уплаченную по платежному поручению от 26 августа 2011 года N 360 государственную пошлину в сумме 1000 рублей.
Справку на возврат государственной пошлины выдать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.С.Драгоценнова |
Судьи |
А.А.Юдкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-9081/2011
Истец: ООО "ТФК", г. Казань
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N3 по Республике Татарстан,г.Казань
Третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан
Хронология рассмотрения дела:
18.09.2012 Постановление Президиума ВАС РФ N 4517/12
06.06.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-4517/12
26.04.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-4517/12
29.03.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-4517/12
25.01.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-11585/11
31.10.2011 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-10836/11
08.08.2011 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-9081/11