город Омск |
|
02 ноября 2011 г. |
Дело N А75-4495/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 октября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 ноября 2011 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кливера Е.П.,
судей Ивановой Н.Е., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Михайловой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-7537/2011) Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Уральскому федеральному округу (далее - МРУ Росалкогольрегулирования по Уральскому федеральному округу; заинтересованное лицо; административный орган)
на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09.08.2011 по делу N А75-4495/2011 (судья Истомина Л.С.), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Трал", ОГРН 1078610000358 (далее - ООО "Трал"; Общество; заявитель)
к МРУ Росалкогольрегулирования по Уральскому федеральному округу,
о признании незаконным и отмене постановления от 25.05.2011 N ХО-005-О-О3/ЮЛ,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - представитель не явился, лицо о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом;
от заинтересованного лица - представитель не явился, лицо о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом,
установил:
ООО "Трал" обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к МРУ Росалкогольрегулирования по Уральскому федеральному округу о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 25.05.2011 N ХО-005-О-О3/ЮЛ, которым Общество привлечено к административной ответственности по статье 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и подвергнуто штрафу в размере 30 000 руб.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09.08.2011 требование Общества удовлетворено.
В обоснование решения суд первой инстанции сослался на то, что у Общества отсутствовала обязанность представлять декларации по формам N 5, N 6, N 7 об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции дополнительно по складам.
В апелляционной жалобе заинтересованное лицо просит решение суда отменить и признать законным оспариваемое постановление.
Административный орган считает, что ООО "Трал" должно представлять спорные декларации по складам, указанным в лицензии.
Заинтересованное лицо, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения настоящего спора, явку своего представителя не обеспечило, ходатайствовало о рассмотрении апелляционной жалобы в свое отсутствие. Названное ходатайство судом апелляционной инстанции удовлетворено.
Общество, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя не обеспечило, отзыв на апелляционную жалобу не представило.
На основании части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие участвующих в деле лиц.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
27.07.2007 Управлением Федеральной налоговой службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре была выдана ООО "Трал" лицензия А 621032 на осуществление следующего вида деятельности: закупка, хранение и поставка алкогольной продукции, сроком действия с 27.07.2007 по 27.07.2012 по адресу местонахождения организации: ХМАО-Югра, г. Нягань, ул. Новая, 11, корп. 2, и по адресам обособленных подразделений организаций: ХМАО-Югра, Октябрьский район, пос. Приобъе, ул. Береговая, 11, склад, а также ХМАО-Югра, Октябрьский район, пос. Приобъе, ул. Береговая, 11Г, склад.
22.04.2011 заместитель руководителя МРУ Росалкогольрегулирования по Уральскому федеральному округу, установив, что в нарушение требований пунктов 4, 5 Положения о предоставлении деклараций об объемах производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции ООО "Трал" не были представлены в декларации об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по формам согласно приложений N 5, N 6, N 7 к Положению) за 1 квартала 2011 года на бумажном носителе по адресам местонахождения обособленных подразделений организации: ХМАО-Югра, Октябрьский район, пос.Приобъе, ул. Береговая, 11, склад, а также ХМАО-Югра, Октябрьский район, пос.Приобъе, ул. Береговая, 11Г, вынес определение N ХО-005-О-Ю3/ЮЛ о возбуждении в отношении Общества дела об административном правонарушении и проведении административного расследования по признакам административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 КоАП РФ (л.д. 68-70).
05.05.2011 специалистом-экспертом отдела контроля за декларированием производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции МРУ Росалкогольрегулирования по Уральскому федеральному округу в отношении Общества составлен протокол N ХО-005-О-О3/ЮЛ об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.13 КоАП РФ (л.д. 26-28).
25.05.2011, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, заместителем руководителя МРУ Росалкогольрегулирования по Уральскому федеральному округу было вынесено постановление N ХО-005-О-О3/ЮЛ, которым ООО "Трал" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 30 000 руб.
Полагая, что вышеуказанное постановление административного органа нарушает права и законные интересы ООО "Трал", последнее обратилось в арбитражный суд первой инстанции с заявленным требованием.
09.08.2011 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принял обжалуемое решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 15.13 КоАП РФ уклонение от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта, либо несвоевременная подача одной из таких деклараций, либо включение в одну из таких деклараций заведомо искаженных данных, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Частью 1 статьи 14 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ предусмотрено, что организации, осуществляющие производство, закупку и поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 40% объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и оборота.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 указанного Федерального закона в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются, в частности, искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объеме производства или оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Согласно пункту 4 статьи 14 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ порядок представления деклараций и форма деклараций (за исключением порядка представления и формы деклараций о розничной продаже алкогольной продукции) устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 N 858 утверждено Положение о представлении деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - Положение).
Пунктом 5 названного Положения предусмотрено, что организация представляет декларации на бумажном носителе в территориальные органы по месту нахождения организации. Организация, имеющая обособленные подразделения, указанные в лицензии, представляет декларации:
- с учетом своих обособленных подразделений в целом по организации и раздельно по каждому своему обособленному подразделению - в территориальный орган по месту нахождения организации;
- по обособленному подразделению - в территориальный орган по месту нахождения организации (в случае, если указанное обособленное подразделение расположено в том же федеральном округе, в котором расположена организация) либо в территориальный орган по месту нахождения обособленного подразделения (в случае, если обособленное подразделение организации и организация расположены в разных федеральных округах).
Организация представляет декларации в целом по организации и раздельно по каждому своему обособленному подразделению в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка в электронном виде в утвержденном указанной Службой формате.
Пунктом 5.4.1 Положения о Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 154 определено, что Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка осуществляет контроль и надзор за представлением деклараций об объемах производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 40 процентов объема готовой продукции и об объемах использования этилового спирта для производства алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Таким образом, законодательно определена обязанность представлять декларации утвержденной формы в территориальные органы Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка, при этом при наличии обособленного подразделения юридического лица, указанного в лицензии, также и декларации по каждому, указанному в лицензии подразделению.
Пунктом 4 Положения определены сроки представления деклараций: ежеквартально (за отчетный квартал) не позднее 10-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом, а за 4 квартал года - не позднее 20 - го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
В рассматриваемом случае, сроком предоставления деклараций за 1 квартал 2011 года в электронном виде и на бумажном носителе, с учетом того, что последний срок представления декларации пришелся на выходной день, является 11 апреля 2011 года.
Судом первой инстанции установлено и имеющиеся в материалах настоящего дела документы свидетельствуют, что Общество представило декларацию об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в адрес административного органа 06.04.2011.
Основанием для привлечения ООО "Трал" к административной ответственности по статье 15.13 КоАП РФ явилось непредставление заявителем в установленные законом сроки декларации об объемах за 1 квартал 2011 года по формам N 5, N 6, N 7 приложения Положения по обособленным подразделениям.
Согласно лицензии А 621034 от 27.07.2007 ООО "Трал" разрешена закупка, хранение и поставка алкогольной продукции.
В лицензии, помимо юридического адреса Общества: 628181, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Тюменская область, г. Нягань, ул. Новая, 11, корпус 2, указаны адреса складов: 628126, ХМАО-Югра, Тюменская область, Октябрьский район, пос. Приобье, 1.) ул. Береговая, д. 11, склад; 2.) ул. Береговая, д. 11 "Г", склад, которые являются фактическим местом осуществления лицензируемой деятельности и не могут быть расценены в качестве обособленных подразделений.
Виды обособленных подразделений определены в статье 55 Гражданского кодекса Российской Федерации, из которой следует, что представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту. Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.
Представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица.
На момент наступления срока представления в уполномоченный орган деклараций об объемах за 1 квартал 2011 года (11.04.2011) у ООО "Трал" отсутствовали обособленные подразделения в том понимании, которое придается данному термину статьей 55 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Сведения, указанные в лицензии о наличии у Общества складов - месте фактического осуществления деятельности по обороту алкогольной продукции (хранении) необходимы для осуществления государственного контроля за производством, оборотом, качеством и безопасностью алкогольной и спиртосодержащей продукции дополнительно по складам, однако они не могут быть расценены как сведения об обособленном подразделении юридического лица.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что у заявителя отсутствовала обязанность предоставления деклараций по формам N 5, N 6, N 7 об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции дополнительно по складам, расположенным по адресам: 628126, ХМАО-Югра, Тюменская область, Октябрьский район, пос. Приобье, 1.) ул. Береговая, д. 11, склад; 2.) ул. Береговая, д. 11 "Г".
В апелляционной жалобе ее податель ссылается на пункты 19, 20 статьи 19 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ (в редакции Федерального закона от 21.07.2011 N 253-ФЗ), предусматривающих, что в лицензии указываются наименование лицензирующего органа, полное и (или) сокращенное наименования и организационно-правовая форма организации, место ее нахождения, адрес ее электронной почты, по которому лицензирующий орган осуществляет переписку, направление решений, извещений, уведомлений с использованием электронной подписи, места нахождения ее обособленных подразделений (независимо от того, отражено или не отражено их создание в учредительных и иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяются указанные подразделения), осуществляющих лицензируемые виды деятельности, лицензируемый вид деятельности, вид продукции в соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 18 настоящего Федерального закона, производственная мощность в случае, если лицензия выдается на производство этилового спирта или алкогольной продукции с использованием этилового спирта, срок действия лицензии, ее номер и дата ее выдачи. Указанный перечень сведений является исчерпывающим.
Действие лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, выданной организации, распространяется на деятельность ее обособленных подразделений только при условии указания в лицензии мест их нахождения.
В связи с чем, заключает административный орган, указанные в лицензии адреса осуществления деятельности организации по закупке, хранению и поставке алкогольной продукции являются адресами обособленных подразделений, в связи с чем, заключает заинтересованное лицо, Общество должно было представить декларации об объемах за 1 квартал 2011 года по адресам обособленных подразделений.
Однако МРУ Росалкогольрегулирования по Уральскому федеральному округу не учтено следующего.
В Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ были внесены изменения, в частности в статью 19, в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2011 N 253-ФЗ, которые вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования (опубликован в "Собрании законодательства РФ" - 25.07.2011, в "Российской газете" - 22.07.2011).
Таким образом, положения статьи 22 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ вступили в законную силу 22.07.2011.
Имеющиеся в материалах настоящего дела документы свидетельствуют, что постановление о назначении административного наказания N ХО-005-О-О3/ЮЛ датировано 25.05.2011, то есть на дату вынесения обжалуемого постановления положения пункта 19 статьи 19 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ действовали в иной редакции.
Производство по делу об административном правонарушении осуществляется на основании закона, действующего во время производства по указанному делу (часть 3 статьи 1.7 КоАП РФ).
В части 2 статьи 1.7 КоАП РФ установлено, что закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
Следовательно, ссылка подателя жалобы на пункт 19 статьи 19 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ в редакции Федерального закона от 21.07.2011 N 253-ФЗ подлежит отклонению.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа-Югры правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Следовательно, оснований для отмены или изменения обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, а потому апелляционная жалоба административного органа удовлетворению не подлежит.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по апелляционной жалобе не рассматривается, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09.08.2011 по делу N А75-4495/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Е.П. Кливер |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-4495/2011
Истец: ООО "ТРАЛ"
Ответчик: Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Уральскому федеральному округу, Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по УрФО
Хронология рассмотрения дела:
02.11.2011 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-7537/11