город Ростов-на-Дону |
|
02 ноября 2011 г. |
дело N А32-16049/2010-69/208 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 ноября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 ноября 2011 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ильиной М.В.,
судей Тимченко О.Х., Фахретдинова Т.Р.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
Решетниковым Р.А.,
при участии:
от заинтересованного лица - Крыловой В.В. по доверенности от 30.12.2010 N 625,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу главы крестьянского фермерского хозяйства Ланко Юрия Григорьевича
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.09.2010 года по делу N А32-16049/2010-69/208,
принятое в составе судьи Гладкова В.А
по заявлению главы крестьянского фермерского хозяйства Ланко Юрия Григорьевича (ОГРНИП 306235011100039/ ИНН 23500011454)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю
о признании незаконными действий Управления Росреестра по Краснодарскому краю, выразившихся в отказе в государственной регистрации договора аренды земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
глава крестьянского фермерского хозяйства Ланко Юрий Григорьевич (далее глава КФХ Ланко Ю.Г.) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее Управление Росреестра по Краснодарскому краю, регистрационная служба) о признании незаконным отказа в государственной регистрации договора аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной собственности N 2841000026 лицевой счет 119280000001748 от 26.10.2009; обязании Управления Росреестра по Краснодарскому краю произвести государственную регистрацию указанного договора.
Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 04.06.2010 заявление главы КФХ Ланко Ю.Г. принято к производству суда, делу присвоен номер А32-16049/2010-69/208.
Глава КФХ Ланко Ю.Г. также обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Росреестра по Краснодарскому краю о признании незаконным отказа в государственной регистрации договора аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной собственности N 2841000027 лицевой счет 119280000001749 от 26.10.2009; обязании Управления Росреестра по Краснодарскому краю произвести государственную регистрацию указанного договора.
Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 23.06.2010 указанное заявление было принято к производству судом первой инстанции, делу присвоен номер А32-17678/2010-69/299.
Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 07.09.2010 по делу N А32-16049/2010-69/208 дела N А32-17678/2010-69/299 и N А32-16049/2010-69/208 объединены в одно производство для совместного рассмотрения.
Заявленные требования мотивированы тем, что на государственную регистрацию договоров аренды были представлены все необходимые документы, которые не были признаны недействительными в судебном порядке. В силу статьи 17 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" у регистрационной службы отсутствовало право требовать от заявителя предоставления дополнительных документов. Проверка соблюдения требований и процедуры предоставления земельных участков в аренду не входит в компетенцию регистрационной службы. В связи с этим, непредставление на государственную регистрацию публикации в средствах массовой информации о представлении спорных земельных участков не является основанием для отказа в государственной регистрации. Земельные участки были предоставлены заявителю как индивидуальному предпринимателю главе КФХ на основании статьи 12 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", в соответствии с которым, при наличии одной заявки от КФХ, публикация о предоставлении земельных участков не требуется.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 24.09.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано. Решение суда мотивировано тем, что установив нарушения статьи 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (отсутствие публикации сведений о предоставлении земельных участков), регистрационная служба правомерно отказала заявителю в государственной регистрации договоров аренды. Доказательства того, что спорные земельные участки были предоставлены заявителю в порядке, установленном Федеральным законом "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", в материалах деле отсутствуют.
Глава крестьянского фермерского хозяйства Ланко Юрий Григорьевич в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, обратился с апелляционной жалобой, в которой просил отменить решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.09.2010, заявленные требования удовлетворить. Заявитель жалобы указал, что отказ в государственной регистрации в связи с непредставлением публикации в средствах массовой информации, является неправомерным. Проверка соблюдения требований и процедуры предоставления администрацией земельных участков в аренду не входит в компетенцию регистрационной службы, полномочия которой ограничены статьями 17,26 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Ланко Ю.Г. зарегистрирован как глава КФХ, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации. В договорах аренды имеется ссылка на указанное свидетельство, подтверждающее статус Ланко Ю.Г., как главы КФХ. В связи с этим, земельные участки были предоставлены заявителю как главе КФХ в порядке статьи 12 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", согласно которому при наличии единственной заявки КФХ, необходимость публикации сообщений о предоставлении земельных участков не требуется.
Управление Росреестра по Краснодарскому краю в отзыве апелляционную жалобу не признало, просило решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.09.2010 оставить без изменения, жалобу без удовлетворения. Регистрационная служба указала, что на государственную регистрацию не были представлены доказательства публикации сведений о предстоящем предоставлении спорных земельных участков в аренду, что противоречит требованиям Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". В постановлениях администрации Староминского района от 23.10.2009 N N 1805,1806 указано, что земельные участки предоставлены в аренду Ланко Ю.Г, как предпринимателю, а не как главе КФХ, в связи с чем, Федеральный закон "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" не подлежит применению к спорным правоотношениям.
Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2010 решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.09.2010 года по делу N А32-16049/2010-69/208 отменено, принято новое решение. Отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю в государственной регистрации договоров аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности N2841000026 от 26.10.2009 и N2841000027 от 26.10.2009 признан незаконным, как несоответствующий Федеральному закону "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 21.07.1997 N122-ФЗ. Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю обязано произвести государственную регистрацию договоров аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности N2841000026 от 26.10.2009 и N2841000027 от 26.10.2009.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 09.03.2011 постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2010 отменено в связи с неполным исследованием обстоятельств дела и их ненадлежащей оценкой дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции. Вывод о том, что регистрационная служба при проведении правовой экспертизы документов, представленных на государственную регистрацию, должна была руководствоваться специальным порядком получения крестьянским (фермерским) хозяйством земельного участка суд кассационной инстанции посчитал преждевременным. При новом рассмотрении суду предложено оценить всю совокупность доказательств в их взаимосвязи с учетом доводов сторон, учесть обстоятельства, установленные вступившими в законную силу судебными актами по спорам с участием тех же лиц, разрешить спор в соответствии с нормами материального и процессуального права, а также рассмотреть вопрос о распределении расходов по оплате государственной пошлины (в том числе по кассационной жалобе).
Определением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2011 производство по делу N А32-16049/2010-69/208 приостановлено до вступления в законную силу судебного акта по делу NА32-14468/2010-73/432.
Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2011 по делу N А32-14468/2010-73/432 решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.09.2010 по указанному делу оставлено без изменения.
В связи с этим, производство по делу N А32-16049/2010-69/208 возобновлено определением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2011.
В судебном заседании представитель регистрационной службы апелляционную жалобу не признала по основаниям, изложенным в отзыве, просила решение Арбитражного суда Краснодарского края оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Глава КФХ Ланко Ю.Г. представил письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
В соответствии со статьями 156, 266 АПК РФ дело рассмотрено в порядке апелляционного производства в отсутствие не явившегося заявителя, извещенного о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителя заинтересованного лица, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании заявлений ИП Ланко Ю.Г. были приняты постановления администрации муниципального образования Староминский район от 23.10.2009 N N 1805, 1806 о предоставлении заявителю в аренду на 15 лет земельных участков с кадастровыми номерами 23:28:0309000: 410, 23:28:0309000: 411.
Во исполнение постановления администрации муниципального образования Староминский район от 23.10.2009 N 1805 между Администрацией муниципального образования Староминский район (арендодатель) и ИП Ланко Ю.Г. (арендатор), действующим на основании свидетельства о государственной регистрации КФХ серии 23 N 006837304, был подписан договор аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной собственности от 26.10.2009 N 2841000027, по условиям которого арендатору во временное владение и пользование был предоставлен земельный участок, относящийся к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером 23:28:0309000: 410, площадью 789745 кв.м., расположенный по адресу: Краснодарский край, Староминский район, в границах колхоза "Красное Знамя", бригада 2, поле 2-2, с видом разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства (т.2 л.д.8).
В пункте 7.1 договора аренды от 26.10.2009 N 2841000027 стороны предусмотрели, что договор вступает в силу и становится обязательным для сторон со дня его государственной регистрации. Договор действует в течение 15 лет (п.7.2 договора от 26.10.2009 N 2841000027).
Во исполнение постановления администрации муниципального образования Староминский район от 23.10.2009 N 1806 между Администрацией муниципального образования Староминский район (арендодатель) и ИП Ланко Ю.Г. (арендатор), действующим на основании свидетельства о государственной регистрации КФХ серии 23 N 006837304, был подписан договор аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной собственности от 26.10.2009 N 2841000026, по условиям которого арендатору во временное владение и пользование был предоставлен земельный участок, относящийся к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером 23:28:0309000: 411, площадью 663698 кв.м., расположенный по адресу: Краснодарский край, Староминский район, в границах колхоза "Красное Знамя", бригада 2, поле 2-1, с видом разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства (т.1 л.д.9).
В пункте 7.1 договора аренды от 26.10.2009 N 2841000026 стороны предусмотрели, что договор вступает в силу и становится обязательным для сторон со дня его государственной регистрации. Договор действует в течение 15 лет (п.7.2 договора от 26.10.2009 N 2841000026).
Согласно пункту 2 статьи 609 Гражданского кодекса Российской Федерации договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом. Договоры аренды земельных участков, заключенные на срок не менее чем один год, подлежат государственной регистрации за исключением случаев, установленных законом (пункт 2 статьи 26 Земельного кодекса Российской Федерации). В силу пункта 3 статьи 433 Гражданского кодекса Российской Федерации договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом.
Поскольку в пунктах 7.2 договоров аренды от 26.10.2009 N 2841000026 и N 2841000027 предусмотрен срок аренды 15 лет, указанные договоры подлежат государственной регистрации.
С учетом изложенного, глава КФХ Ланко Ю.Г. обратился в Староминский отдел Управления Росреестра по Краснодарскому краю с заявлениями о государственной регистрации договоров аренды от 26.10.2009 N 2841000026 и N 2841000027.
Уведомлениями от 24.12.2009 и от 25.01.2010 государственная регистрация была приостановлена для выяснения вопроса о публикации сведений о предоставлении спорных земельных участков.
23 апреля 2010 года Ланко Ю.Г. представил в регистрационную службу свидетельство о государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства серии 23 N 006837304 от 21.04.2006 и просил возобновить государственную регистрацию договоров.
Сообщениями от 21.05.2010 N 34/053/2009-375, N 34/053/2009-376 главе КФХ Ланко Ю.Г. было отказано в государственной регистрации аренды на основании абзаца 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Регистратор пришел к выводу о том, что заявителем не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, а именно: доказательства предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для передачи в аренду земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. В отсутствие доказательств публикации сведений о предоставлении спорных земельных участков регистратор указал на нарушение требований законодательства и не соблюдение процедуры предоставления земельного участка сельскохозяйственного назначения, предусмотренных ст.10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (т.1 л.д.16 и т.2 л.д.20).
Глава КФХ Ланко Ю.Г. обжаловал отказ в государственной регистрации договоров аренды в порядке статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в арбитражный суд.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов заявителя.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
В силу пункта 1 статьи 26 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация аренды недвижимого имущества проводится посредством государственной регистрации договора аренды этого недвижимого имущества. Если в аренду сдается земельный участок (участок недр) или часть его, к договору аренды, представляемому на государственную регистрацию прав, прилагается кадастровый паспорт земельного участка с указанием части его, сдаваемой в аренду (п.2 ст.26 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").
Из материалов дела следует, что глава КФХ Ланко Ю.Г. представил на государственную регистрацию договоры аренды от 26.10.2009 N 2841000026 и N 2841000027 и кадастровые паспорта спорных земельных участков от 31.08.2009.
Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, обязан осуществлять проверку юридической силы представленных правоустанавливающих документов, проверку законности сделок, действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти (статьи 9, 13, 17 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").
Следовательно, регистрационная служба вправе осуществить проверку законности представленных на государственную регистрацию договоров аренды, в том числе, соблюдение императивно установленного порядка их заключения.
Отказывая в государственной регистрации договоров аренды от 21.05.2010 N 34/053/2009-375, N 34/053/2009-376, регистрационная служба указала на выявленные нарушения порядка предоставления земель сельскохозяйственного назначения, установленного статьей 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", а именно: отсутствие доказательств предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции полагает, что указанный вывод регистрационной службы не может являться основанием отказа в государственной регистрации договоров аренды по следующим обстоятельствам.
В соответствии с пунктом 2 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки предоставляются их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и Кодексом. Заключение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков (статья 29 ЗК РФ). Такое решение принимается в порядке, установленном статьями 30 - 34 ЗК РФ.
Статья 34 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает общий порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством.
Специальные правила предоставления земельных участков сельскохозяйственного назначения предусмотрены главой 14 Земельного кодекса Российской Федерации.
При этом, положения главы 14 Земельного кодекса Российской Федерации не устанавливают безусловный приоритет норм Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" над положениями иных федеральных законов. Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" так же не содержит положений о его преимущественном применении при регулировании отношений в области оборота земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с указанным Кодексом, федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Таким образом, нормы Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" по сравнению с нормами Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" являются специальными и имеют приоритет.
Статья 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" устанавливает следующий порядок предоставления земельного участка для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности:
- заинтересованные граждане обращаются в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, к заявлению должно быть приложено соглашение, заключенное между членами фермерского хозяйства;
- уполномоченный орган с учетом зонирования территорий в течение месяца утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории;
- заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастрового учета;
- в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка уполномоченный орган принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду заявителю.
Договор аренды земельного участка для создания, осуществления деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней со дня принятия уполномоченным органом решения о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду заявителю.
Фермерское хозяйство считается созданным со дня его государственной регистрации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (статья 5 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве").
Пунктом 3 статьи 1 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" предусмотрено, что фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Согласно пункту 2 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства.
Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 16.10.2003 N 630 "О Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, Правилах хранения в единых государственных реестрах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей документов (сведений) и передачи их на постоянное хранение в государственные архивы, а также о внесении изменений и дополнений в Постановления Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 г. "438 и 439" установлено, что государственная регистрация крестьянских (фермерских) хозяйств осуществляется в порядке, установленном для государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей.
Судом установлено, что крестьянское (фермерское) хозяйство Ланко Ю.Г. было зарегистрировано 21.04.2006, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства серия 23 N 006837304.
Следовательно, с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства, глава КФХ Ланко Ю.Г. был наделен статусом индивидуального предпринимателя в силу прямого указания закона (п.2 ст.23 ГК РФ).
Однако, в пункте 3 статьи 8 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" установлено, что по сделкам, совершенным главой фермерского хозяйства в интересах фермерского хозяйства, отвечает фермерское хозяйство своим имуществом, определенным в статье 6 настоящего Федерального закона. Сделка, совершенная главой фермерского хозяйства, считается совершенной в интересах фермерского хозяйства, если не доказано, что эта сделка заключена главой фермерского хозяйства в его личных интересах.
В договорах аренды от 26.10.2009 N 2841000026 и N 2841000027 указано, что на стороне арендатора выступил ИП Ланко Ю.Г., действующий на основании свидетельства о государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства серия 23 N 006837304.
Свидетельство о государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства серия 23 N 006837304 было представлено заявителем на государственную регистрацию спорных договоров аренды, что подтверждается расписками в получении документов на государственную регистрацию от 23.04.2010.
Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения были предоставлены главе КФХ ИП Ланко Ю.Г. на основании вышеуказанных договоров аренды для сельскохозяйственного производства, что соответствует основным видам деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, предусмотренным статьей 19 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
Доказательства того, что спорные земельные участки были предоставлены и использовались Ланко Ю.Г. для его личных нужд не связанных с деятельностью крестьянского (фермерского) хозяйства, в материалах дела отсутствуют. При проведении государственной регистрации договоров аренды от 26.10.2009 N 2841000026 и N 2841000027 регистрационная служба такими сведениями также не располагала.
Следовательно, в силу пункта 3 статьи 8 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" предполагается, что договоры аренды от 26.10.2009 N 2841000026 и N 2841000027 совершены Ланко Ю.Г. в интересах крестьянского (фермерского) хозяйства, поскольку обратное не доказано.
При таких обстоятельствах, из представленных для целей регистрации документов (постановления главы администрации Красноармейского района, договоры аренды, кадастровые паспорта и свидетельство о государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства) усматривается, что земельный участок предоставляется по заявлению Ланко Ю.Г. для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, главой которого он является.
Кроме того, решением Арбитражного суда Краснодарского края от 30 сентября 2010 года по делу N А32-14468/2010, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 07.10.2011 ЗАО "Красное Знамя" отказано в удовлетворении требований о признании недействительными постановлений администрации от 23.10.2009 N N 1805,1806 и договоров аренды земельного участка от 26.10.2009 NN2841000026, 2841000027, предъявленных к администрации муниципального образования Староминский район и индивидуальному предпринимателю - главе крестьянского (фермерского) хозяйства Ланко Юрию Григорьевичу.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю было привлечено к участию в деле N А32-14468/2010 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Частью 2 статьи 69 АПК РФ предусмотрено, что обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Судебными актами по делу N А32-14468/2010 установлено, что спорные земельные участки с кадастровым номером 23:28:0309000:410 площадью 789745 кв.м. и кадастровым номером 23:28:0309000:411 площадью 663698 кв.м. предоставлены главе КФХ Ланко Ю.Г. на основании заявлений, поданных в администрацию муниципального образования, в которых указано, что заявитель действует на основании свидетельства о государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства и просит предоставить земельные участки для целей расширения крестьянского хозяйства. Межевание и постановка на кадастровый учет земельных участков также осуществлена на основании заявления Ланко Ю.Г. Установленная статьей 12 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" процедура предоставления земельных участков КФХ соблюдена.
Судебными инстанциями на основании представленных в дело N А32-14468/2010 доказательств также установлено, что получив участки, заявитель приступил к их обработке, засеяв сельскохозяйственные культуры.
Доказательства нецелевого использования участков, не связанного с деятельностью крестьянского (фермерского) хозяйства, отсутствуют.
Следовательно, регистрационная служба при проведении правовой экспертизы документов, представленных на государственную регистрацию, должна была руководствоваться нормами статьи 12 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", которые устанавливают специальный порядок получения крестьянским (фермерским) хозяйством земельного участка, предназначенного для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, в том числе расширения фермерского хозяйства.
Специальный порядок предоставления земельных участков КФХ не предусматривает обязательной публикации сообщения о предстоящем предоставлении земельного участка сельскохозяйственного назначения.
Статьёй 12 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" предусмотрен упрощенный порядок предоставления земельных участков направленный на стимулирование развития крестьянских (фермерских) хозяйств. Доказательства наличия иных заинтересованных лиц на приобретение права аренды спорных земельных участков для создания или расширения КФХ, в материалах дела отсутствуют.
Наличие общей нормы о необходимости (ст.10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения") заблаговременно публиковать информацию о свободных земельных участках, не может служить основанием для отказа в государственной регистрации договора аренды в тех случаях, когда специальный порядок, установленный Федеральным законом "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", соответствующего требования не предусматривает.
При таких обстоятельствах, предусмотренные п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним основания для отказа в государственной регистрации договоров аренды от 26.10.2009 N 2841000026 и N 2841000027 отсутствовали.
Управление Росреестра по Краснодарскому краю, в порядке статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не представило доказательства законности отказов в государственной регистрации договоров аренды, изложенных в сообщениях от 21.05.2010 N 34/053/2009-375, N 34/053/2009-376.
С учетом изложенного, решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.09.2010 подлежит отмене с принятием по делу нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований.
В информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.05.2010 N 139 "О внесении изменений в информационные письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.05.2005 N 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" и от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что в силу главы 25.3 НК РФ отношения по уплате государственной пошлины возникают между ее плательщиком - лицом, обращающимся в суд, и государством. Исходя из положений подпункта 1 пункта 3 статьи 44 НК РФ отношения по поводу уплаты государственной пошлины после ее уплаты прекращаются. Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации между сторонами судебного разбирательства возникают отношения по распределению судебных расходов, которые регулируются главой 9 АПК РФ.
Законодательством не предусмотрены возврат заявителю уплаченной государственной пошлины из бюджета в случае, если судебный акт принят в его пользу, а также освобождение государственных органов, органов местного самоуправления от возмещения судебных расходов. В связи с этим, если судебный акт принят не в пользу государственного органа (органа местного самоуправления), расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению этим органом в составе судебных расходов (часть 1 статьи 110 АПК РФ).
При обращении с заявлениями в суд первой инстанции глава КФХ Ланко Ю.Г. уплатил государственную пошлину в размере 400 руб., что подтверждается платежными поручениями от 27.05.2010 N 53 и от 02.06.2010 N 56 (т.1 л.д.66-67). При обращении с апелляционной жалобой заявитель уплатил 200 руб. по квитанции от 18.10.2010 (т.1 л.д.63).
Расходы по уплате государственной пошлины за обращение с заявлениями и апелляционной жалобой подлежат возмещению заявителю за счет заинтересованного лица в порядке и размерах, установленных ст.110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст.333.22 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании статьи 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21, подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 1 информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.05.2010 N 139 заявителю апелляционной жалобы следует возвратить излишне уплаченную государственную пошлину в размере 100 рублей, уплаченную по квитанции от 18.10.2010.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков.
В связи с этим, государственная пошлина за обращение регистрационной службы с кассационной жалобой на постановление суда апелляционной инстанции от 06.12.2010 не подлежит взысканию.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.09.2010 года по делу N А32-16049/2010-69/208 отменить, принять новое решение.
Признать отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю в государственной регистрации договоров аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности N 2841000026 от 26.10.2009 и N 2841000027 от 26.10.2009 незаконным, как несоответствующий Федеральному закону "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю произвести государственную регистрацию договоров аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности N 2841000026 от 26.10.2009 и N 2841000027 от 26.10.2009.
Взыскать с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю в пользу Ланко Юрия Григорьевича (ОГРНИП 306235011100039/ ИНН 23500011454) 500 рублей расходов по государственной пошлине.
Возвратить Ланко Юрию Григорьевичу (ОГРНИП 306235011100039/ ИНН 23500011454) из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в сумме 100 рублей. Выдать справку.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
М.В. Ильина |
Судьи |
О.Х. Тимченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-652/08
Истец: Андреева Юлия Дмитриевна
Ответчик: ООО "Восточно-Сибирский завод железобетонных конструкций", Кадач Виктор Гаврилович
Третье лицо: УФРС по Иркутской области , Мошкарнев Максим Леонидович
Хронология рассмотрения дела:
11.03.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-8702/11
02.11.2011 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-12736/10
15.04.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-4348/11
25.03.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-4348/11
09.03.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N А32-16049/2010
06.12.2010 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-12736/2010
01.10.2010 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-16049/10