г. Санкт-Петербург |
|
03 ноября 2011 г. |
Дело N А56-22726/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 ноября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 ноября 2011 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Будылевой М.В.
судей Горбачевой О.В., Семиглазова В.А.
при ведении протокола судебного заседания: Душечкиной А.И.
при участии:
от истца (заявителя): Савина Л.Ю. по доверенности от 12.08.2011 N 05404/14543
от ответчика (должника): Емельянов А.Л. протокол от 30.05.2011
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-17289/2011) Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Калининском районе Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.08.2011 по делу N А56-22726/2011 (судья анисимова О.В.), принятое
по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Калининском районе Санкт-Петербурга
к ООО "РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПРАВОВОЙ ЦЕНТР "ПРИОРИТЕТ"
о взыскании 8 952 руб. 50 коп.
установил:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Калининском районе Санкт-Петербурга (далее - заявитель, Управление, Фонд) (ОГРН 1027801576692, местонахождение: г. Санкт-Петербург, Кондратьевский пр. д. 12, литер А) обратилось в арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПРАВОВОЙ ЦЕНТР "ПРИОРИТЕТ" (далее - Общество, ответчик) (ОГРН 1027802520173, местонахождение: г. Санкт-Петербург, ул. С.Ковалевской д. 13 А) 8 952 руб. 50 коп. штрафных санкций за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Решением суда первой инстанции от 17.08.2011 требования заявителя удовлетворены в части, а именно с ответчика в пользу Учреждения взыскано штрафные санкции в размере 1 000 руб.
В остальной части в удовлетворении требований отказано.
В апелляционной жалобе Управление, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
По мнению подателя жалобы, незначительный период просрочки представления сведений не может являться основанием для снижения суммы штрафа, поскольку законодательством установлен фиксированный размер штрафных санкций, который не зависит от продолжительности срока нарушения. Податель жалобы считает, что судом первой инстанции неверно определены обстоятельства смягчающие вину Общества и необоснованно снижен размер штрафных санкций, поскольку ходатайство о снижении Обществом заявлено не было.
В судебном заседании представитель Управления доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил обжалуемое решение суда первой инстанции отменить, жалобу удовлетворить.
Представитель Общества с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил обжалуемое решение суда первой инстанции оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N27-ФЗ) индивидуальный (персонифицированный) учет - это организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации. Органом, осуществляющим данный учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд РФ, который обязан обеспечивать своевременное включение в соответствующие индивидуальные лицевые счета сведений о застрахованных лицах (работающих гражданах), представленных страхователями, осуществлять контроль за правильностью представления страхователями данных сведений (статья 16 Закона).
Страхователи, к которым Закон N 27-ФЗ относит и организации, и предпринимателей обязаны представлять в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров (статья 11 Закона).
В соответствии с пунктом 12 статьи 37 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" в целях реализации Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" отчетными периодами в 2010 году признаются полугодие и календарный год. Страхователи за первый отчетный период 2010 года (полугодие) представляют сведения, предусмотренные Законом N 27-ФЗ, до 1 августа 2010 года, за второй отчетный период 2010 года (календарный год) - до 1 февраля 2011 года.
Согласно части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и/или недостоверных сведений к страхователям применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся сумм за отчетный год платежей в Пенсионный фонд РФ.
Как установлено судом первой инстанции, Общество не представило в установленный срок сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за отчетный период - 1 полугодие 2010 года.
Фактически указанные сведения представлены Обществом 26.08.2010, отправлены 13.08.2010 по телекоммуникационным каналам связи (оператор ООО "Компания "Тензор") на основании Соглашения N 1281 от 10.12.2009 об обмене электронными документами в системе электронного документооборота ПФР по телекоммуникационным каналам связи.
На основании описи сведений, передаваемых страхователем в ПФР, Протокола приема индивидуальных сведений (форма АДВ6-2) от 26.08.2010 размер причитающихся платежей за отчетный период - 1 полугодие 2010 года составил 8 952 руб. 50 коп.
Производство по факту нарушения законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования устанавливается Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).
26.08.2010 Управлением составлен акт камеральной проверки N 68/1 об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования и 28.09.2010 вынесено решение N 68/1 о привлечении страхователя к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, в виде штрафа в размере 8 952 руб. 50 коп.
На основании указанного решения Управление направило Обществу требование N 68/1 от 26.10.2010 об уплате финансовой санкции в срок до 19.11.2010.
Поскольку Обществом в добровольном порядке штрафные санкции не уплачены и нарушен установленный законом срок предоставления индивидуальных сведений, Фонд обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования в части, суд первой инстанции усмотрел наличие обстоятельств, смягчающих ответственность страхователя для снижения штрафных санкций.
Апелляционный суд, изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, не находит правовых оснований для ее удовлетворения
В соответствии с пунктом 6 статьи 39 Закона N 212-ФЗ в ходе рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов:
1) устанавливает, совершало ли лицо, в отношении которого был составлен акт проверки, нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах;
2) устанавливает, образуют ли выявленные нарушения состав правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом;
3) устанавливает, имеются ли основания для привлечения лица к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом;
4) выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом.
В силу пункта 1 статьи 40 Закона N 212-ФЗ нарушением законодательства Российской Федерации о страховых взносах признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) плательщика страховых взносов или банка, за которое настоящим Федеральным законом установлена ответственность (далее - правонарушение).
Статьей 42 Закона N 212-ФЗ установлено, что виновным в совершении правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности. Правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало, либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия). Правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействия) либо вредного характера последствий, возникших вследствие этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать.
Согласно пункту 1 статьи 43 Закона N 212-ФЗ обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении правонарушения, признаются:
1) совершение деяния, содержащего признаки правонарушения, вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств (указанные обстоятельства устанавливаются наличием общеизвестных фактов, публикаций в средствах массовой информации и иными способами, не нуждающимися в специальных средствах доказывания)
2) совершение деяния, содержащего признаки правонарушения, плательщиком страховых взносов - физическим лицом, находившимся в момент его совершения в состоянии, при котором это лицо не могло отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие болезненного состояния (указанные обстоятельства доказываются предоставлением в орган контроля за уплатой страховых взносов документов, которые по смыслу, содержанию и дате относятся к тому периоду, в котором совершено правонарушение);
3) выполнение плательщиком страховых взносов письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты страховых взносов или по иным вопросам применения законодательства Российской Федерации о страховых взносах и об обязательном социальном страховании, данных ему либо неопределенному кругу лиц органом контроля за уплатой страховых взносов или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к периодам, в которых совершено правонарушение, независимо от даты издания такого документа). Положение настоящего пункта не применяется в случае, если указанные письменные разъяснения основаны на неполной или недостоверной информации, предоставленной плательщиком страховых взносов;
4) иные обстоятельства, которые могут быть признаны судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, исключающими вину лица в совершении правонарушения.
При наличии обстоятельств, указанных в части 1 указанной статьи, лицо не подлежит ответственности за совершение правонарушения (пункт 2 статьи 42 Закона N 212-ФЗ).
Судом первой инстанции установлено, что 27.07.2010 Общество по телекоммуникационным каналам связи в ООО "Компания "Тензор" направило файлы с индивидуальными сведениями.
Как следует из письма ООО "Компания "Тензор" исх. N 1639 от 25.03.2011, указанные сведения не были обработаны по причине искажения сертификата ответственного лица Фонда, произошедшего в результате технического сбоя при автоматическом обновлении программного обеспечения СБиС++ "Электронная отчетность" на стороне страхователя.
Общество 13.08.2010 повторило процедуру представления сведений, которые получены Управлением, о чем свидетельствует составленный Управлением протокол приема индивидуальных сведений от 26.08.2010.
В соответствии с пунктом 3.2. указанного соглашения информационный обмен стороны осуществляют в соответствии с "Технологией обмена документами индивидуального (персонифицированного) учета страховых взносов по телекоммуникационным каналам связи в системе электронного документооборота Пенсионного фонда Российской Федерации", "Регламентом обеспечения безопасности при защищенном обмене электронными документами в системе электронного документооборота Пенсионного фонда Российской Федерации по телекоммуникационным каналам связи" распоряжения Правления ПФР от 11.01.2007 N 190р, размещенного на официальном сайте ОПФР по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, и "Порядком информационного обмена документами индивидуального (персонифицированного) учета страховых взносов по телекоммуникационным каналам связи в системе электронного документооборота Пенсионного фонда Российской Федерации", изложенным в Приложении 1 к соглашению.
В соответствии с "Порядком информационного обмена документами индивидуального (персонифицированного) учета страховых взносов по телекоммуникационным каналам связи в системе электронного документооборота Пенсионного фонда Российской Федерации" (далее - Порядок) "абонент СЭД ПФР осуществляет обмен документами в электронном виде с ЭЦП по каналам связи, используя для этого программное обеспечение Абонента. При представлении Абонентами-страхователями индивидуальных сведений о застрахованных лицах Абонент соблюдает следующий порядок:
- формирует файлы со сведениями о застрахованных лицах и иными необходимыми сведениями для отправки в орган Пенсионного фонда Российской Федерации;
- проверяет правильность подготовки отчета проверочной программой Пенсионного фонда РФ;
- обеспечивает достоверность передаваемых документов.
- после подготовки сведений о застрахованных лицах в требуемом формате подписывает их ЭЦП и в зашифрованном виде отправляет в орган ПФР, при этом отправленные сведения считаются представленными своевременно, если дата их доставки в территориальный орган ПФР будет не позднее срока, установленного действующим законодательством Российской Федерации.
- факт доставки документов подтверждается соответствующей квитанцией о доставке, сформированной в соответствии с "Протоколом обмена документами индивидуального (персонифицированного) учета страховых взносов по телекоммуникационным каналам связи в системе электронного документооборота ПФР.
В течение 2 рабочих дней с момента отправки документа Абонент получает квитанцию о его доставке в орган ПФР и сохраняет ее.
В течение 4 рабочих дней с момента отправки сведений получает в зашифрованном виде протокол контроля сведений о застрахованных лицах, подписанный ЭЦП органа ПФР.
Отправляет в орган ПФР квитанцию о доставке протокола контроля, подписанную ЭЦП, что является подтверждением получения протокола. Протокол контроля, подписанный ЭЦП органа ПФР и ЭЦП страхователя, сохраняется в архиве.
Если страхователь не получил от органа ПФР в установленное время квитанцию о доставке сведений или протокол контроля сведений, он заявляет органу ПФР о данном факте, выясняет причину отсутствия квитанции и при необходимости повторяет процедуру представления сведений".
Из материалов дела не усматривается, что Общество в соответствии с указанным Порядком, направив 27.07.2010 по телекоммуникационным каналам связи файлы с индивидуальными сведениями и не получив в течение 2 рабочих дней с момента отправки документа квитанцию о его доставке в орган ПФР, заявило в Управление о данном факте с целью выяснить причину отсутствия квитанции.
Общество повторило процедуру представления сведений только 13.08.2010, то есть с нарушением установленного Законом N 27-ФЗ срока.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о наличии вины Общества в совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
С учетом изложенного, отсутствуют обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, предусмотренные пунктом 1 статьи 43 Закона N 212-ФЗ. Неисполнение обязанности, установленной законом, носит противоправный характер вне зависимости от наступивших последствий.
При таких обстоятельствах, Управление правомерно привлекло Общество к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
Как следует из материалов дела, судом первой инстанции установлено наличие обстоятельств, смягчающих ответственность страхователя.
Согласно статье 44 Закона N 212-ФЗ обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение правонарушения, признаются:
1) совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;
2) совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;
3) тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение правонарушения;
4) иные обстоятельства, которые судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.
Обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, устанавливаются судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, и учитываются при привлечении к указанной ответственности (часть 4 статьи 44 Закона N 212-ФЗ).
Исследовав и оценив в порядке, установленном статьей 71 АПК РФ, представленные по делу доказательства, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о наличии обстоятельств, смягчающих ответственность Общества, а именно незначительный период просрочки представления сведений, совершение правонарушения впервые и переход Обществом с 2010 года на систему передачи отчетности в электронном виде.
Принимая во внимание, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, у апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены принятого решения.
Иных доводов, которые не были бы надлежащим образом оценены судом первой инстанции, Управление в жалобе не приводит.
Руководствуясь ст. 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.08.2011 по делу N А56-22726/2011 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
М.В. Будылева |
Судьи |
О.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-22726/2011
Истец: Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Калининском районе Санкт-Петербурга
Ответчик: ООО "РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПРАВОВОЙ ЦЕНТР "ПРИОРИТЕТ"
Хронология рассмотрения дела:
03.11.2011 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-17289/11