г. Тула |
|
07 ноября 2011 г. |
Дело N А23-2031/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 ноября 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 ноября 2011 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Тимашковой Е.Н.,
судей Тиминской О.А., Еремичевой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коротковой Д.И.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 20АП-4470/2011) ГУ - Калужское региональное отделение ФСС РФ на решение Арбитражного суда Калужской области от 26.07.2011 по делу А23-2031/2011 (судья Ипатов А.Н.), принятое
по заявлению ЗАО "Камин" (ОГРН 1024001177309, ИИН 4027019912)
к ГУ - Калужское региональное отделение ФСС РФ,
3-е лицо: МУЗ "Калужская городская больница N 5",
о признании недействительным и отмене решения о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем - плательщиком единого социального налога, на цели обязательного социального страхования от 28.03.2011 N 142,
при участии:
от заявителя: не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом,
от ответчика: Жохов В.О. - консультант правового отдела (доверенность от 13.07.2011 N 01-17/01/19549),
от 3-го лица: Черепок В.С. - представитель (доверенность от 01.11.2011 б/н),
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Камин" (далее - заявитель, ЗАО "Камин", Общество) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением к Государственному учреждению - Калужскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ответчик, ГУ КРО ФСС РФ) о признании недействительным и отмене протокола о рассмотрении материалов документальной выездной проверки от 28.03.2011 N 243.
В порядке ст.49 АПК РФ заявитель уточнил требования и просил признать недействительным решение о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем - плательщиком единого социального налога, на цели обязательного социального страхования от 28.03.2011 N 142 (л.д.48-49).
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено МУЗ "Калужская городская больница N 5" (далее - лечебное учреждение).
Решением Арбитражного суда Калужской области от 26.07.2011 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, ГУ КРО ФСС РФ обратилось с апелляционной жалобой, в которых просит решение отменить, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права и несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
Суд апелляционной инстанции, выслушав объяснения присутствовавших представителей сторон, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, полагает, что обжалуемое решение подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, специалистом 1 категории ГУ КРО ФСС РФ на основании решения от 03.03.2011 N 243 была проведена выездная проверка Общества по вопросам расходов на цели обязательного социального страхования, произведенных страхователем-плательщиком единого социального налога в счет начисленного единого социального налога, подлежащего зачислению в Фонд.
Результаты проверки оформлены актом документальной выездной проверки страхователя по обязательному социальному страхованию от 03.03.2011 N 243.
Рассмотрев материалы проверки, управляющий отделения ГУ КРО ФСС РФ принял решение о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем-плательщиком единого социального налога на цели обязательного социального страхования, от 28.03.2011 N 142, согласно которому Обществу отказано в принятии к зачету расходов по обязательному социальному страхованию в сумме 12 432,64 руб.
Основанием для принятия решения о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем на цели обязательного социального страхования, на сумму 12 432,64 руб. послужил вывод ответчика о том, что в нарушение пункта 14 приказа Минздравсоцразвития РФ от 01.08.2007 N 514 "О Порядке выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности" два листка нетрудоспособности выданы свыше 30 календарных дней без решения врачебной комиссии, при том, что при сроке временной нетрудоспособности, превышающей 30 календарных дней, выдачу листка нетрудоспособности следовало осуществлять после решения врачебной комиссии.
Не согласившись с данным решением, полагая, что им нарушаются его права и законные интересы, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Рассматривая спор по существу и удовлетворяя заявленные Обществом требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что недостаток первичного документа (листка нетрудоспособности) носил устранимый характер и впоследствии к рассмотрению материалов проверки был устранен страхователем.
Апелляционная инстанция не может согласиться с таким выводом суда в силу следующего.
Пунктом 10 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.02.1994 N 101, определено, что выплата пособий по социальному страхованию на предприятиях, в организациях, учреждениях и иных хозяйствующих субъектах независимо от форм собственности осуществляется через бухгалтерии работодателей. Предусмотрено также, что ответственность за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования несет администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера.
В соответствии с п.77 приказа Минздравсоцразвития РФ от 01.08.2007 N 514 "О Порядке выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности" (действовавшего в спорный период) за нарушение установленного порядка выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности медицинские организации, а также медицинские работники несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из названных положений нормативных актов следует, что обязанность проверки листков нетрудоспособности для выплаты пособия лежит на администрации предприятия-работодателя, которое производит его выплату. Только при надлежащем исполнении этой обязанности у предприятия возникает право возмещения средств за счет Фонда социального страхования Российской Федерации, а у последнего - обязательство принять к зачету.
Согласно статьям 7 и 8 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) одним из видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию является пособие по временной нетрудоспособности. Основанием для назначения и выплаты страхового возмещения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая (п.1 ст.22 Закон N 165-ФЗ), в связи с чем Фонд обязан своевременно выплатить страховое возмещение (пп.2 п.2 ст.11 Закон N 165-ФЗ).
На основании п.1 ст.13 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" (далее - Закон N 255-ФЗ) назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляются страхователем по месту работы (службы, иной деятельности) застрахованного лица (за исключением случаев, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи).
На основании п.4 ст.13 Закона N 255-ФЗ для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обязательного социального страхования, а для назначения и выплаты пособий территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации также сведения о заработке (доходе), из которого должно быть исчислено пособие, и документы, подтверждающие страховой стаж, определяемые указанным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п.12 Порядка выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 01.08.2007 N 514, при амбулаторном лечении заболеваний (травм), отравлений и иных состояний, связанных с временной потерей гражданами трудоспособности, медицинский работник единолично выдает листок нетрудоспособности единовременно на срок до 10 календарных дней (до следующего осмотра гражданина медицинским работником) и единолично продлевает его на срок до 30 календарных дней. При сроках временной нетрудоспособности, превышающих 30 календарных дней, листок нетрудоспособности выдается по решению врачебной комиссии.
При сроке временной нетрудоспособности, превышающем 30 календарных дней, решение вопроса дальнейшего лечения и выдачи листка нетрудоспособности осуществляется врачебной комиссией (п.14 Порядка выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности).
Положениями статей 49 и 58 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан N 5487-1 (утверждены ВС РФ 22.07.1993) также определено, что экспертиза временной нетрудоспособности производится лечащими врачами государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, которые единолично выдают гражданам листки нетрудоспособности сроком до 30 дней, а на больший срок листки нетрудоспособности выдаются врачебной комиссией, назначаемой руководителем медицинского учреждения.
В целях исполнения возложенных на него обязанностей Фонд социального страхования проверяет обоснованность и документальное подтверждение расходов по государственному социальному страхованию (в том числе суммы пособий по временной нетрудоспособности) граждан.
Подпунктом 3 пункта 1 статьи 11 Закона N 165-ФЗ предусмотрено, что страховщик имеет право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование в том случае, если данные расходы произведены страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации.
Частью 3 пункта 18 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации предусмотрено, что расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
Указанные положения также закреплены в п.9 Инструкции о порядке осуществления контроля за организацией экспертизы временной нетрудоспособности, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации N 291, Фонда социального страхования Российской Федерации N 167 (зарегистрирована в Минюсте РФ 26.11.1998 N 1652).
Как установлено судом, следует из материалов дела и не оспаривается Обществом, Фондом в ходе проверки было установлено, что страхователем было выплачено пособие по временной нетрудоспособности по листкам нетрудоспособности в размере 12 432,64 руб., выданным с нарушением п.14 Порядка выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности, а именно - листок нетрудоспособности был выдан на срок свыше 30 календарных дней без решения врачебной комиссии (далее - ВК).
Факт несвоевременного проведения врачебной комиссии (нарушения Порядка) также был подтвержден в ходе проведения проверки первичной медицинской документации лечебно-профилактического учреждения, выдавшего и продлившего спорный листок нетрудоспособности (л.д.36-38), и не отрицался представителем лечебного учреждения в суде апелляционной инстанции.
Из справки о проведенной проверке N 28 от 22.03.2011 усматривается, что в медицинской карте амбулаторного больного Михайловского К.В. имеется запись о явке на прием 17.04.2009 (после стационарного лечения с 02.04.2009 по 17.04.2009), проведен осмотр, назначено лечение, листок нетрудоспособности серии ВУ 3189061 продлен с 18.04.2009 по 27.04.2009. При последующей явке 27.04.2009 произведено продление листка нетрудоспособности с 28.04.2009 по 07.05.2009. Следующая запись о явке на прием от 08.05.2009, где имеется запись протокола решения врачебной комиссии о продлении до 17.05.2009 (всего 45 календарных дней временной нетрудоспособности).
Из указанного следует, что ВК должно быть проведено не позднее 01.05.2009.
Фактически же продление листка нетрудоспособности серии ВУ 3189061 свыше 30-ти календарных дней осуществлялось без решения врачебной комиссии (л.д.11).
Вышесказанное подтверждается ксерокопией из журнала ВКК, ксерокопией из амбулаторной карты Михайловского К.В., этапным эпикризом на ВК Михайловского К.В. (л.д.66-68).
Из журнала ВКК следует, что только 08.05.2009 была проведена ВК, т.е. не на 30-тый день, а по прошествии 37 дней.
Таким образом, представленный в материалы дела листок нетрудоспособности, выданный Михайловскому К.В., был продлен лечащим врачом единолично свыше срока без разрешения клинико-экспертной комиссии, следовательно, указанный листок нетрудоспособности не соответствует требованиям пунктов 12 и 14 Порядка выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности
Действующим же законодательством установлена обязанность страхователя производить выплаты только на основании правильно оформленных документов.
Вывод суда о том, что недостаток листка нетрудоспособности носил устранимый характер и был устранен страхователем к рассмотрению материалов проверки, нельзя признать правильным.
По мнению апелляционной инстанции, не любые нарушения порядка выдачи больничного листа являются устранимыми.
Устранимыми могут быть признаны только такие нарушения, которые связаны с его неправильным заполнением (например, неправильное указание места работы застрахованного лица, отсутствие печати медучреждения, отсутствие указания причины нетрудоспособности) и не влекут искажение содержащихся в них сведений.
Между тем в данном случае из представленных в дело документов следует, что нарушение не носит устранимый характер, так как в любом случае листок нетрудоспособности продлен не на 31 день заболевания, а на 37 день, что не соответствует действующему законодательству.
Указанное нарушение является неустранимым еще и потому, что связано не столько с оформлением листка нетрудоспособности (наличием соответствующей отметки), сколько с процедурой проведения врачебной комиссии в строго установленный Порядком выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности срок. Нельзя провести врачебную комиссию задним числом. При этом отсутствие записи в журнале проведенных ВКК в установленный законом срок (на 31 день) свидетельствует о том, что процедура в срок проведена не была.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем оно подлежит отмене с принятием по делу нового решения.
При этом суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что организация-работодатель вправе обратиться в суд с требованием о взыскании с лечебного учреждения ущерба, причиненного в результате нарушения порядка выдачи листов нетрудоспособности (п.1 ст.1064, п. 1 ст.1068 ГК РФ).
На основании изложенного, руководствуясь п.2 ст. 269, п.3 ч.1 ст.270, ст.271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калужской области от 26.07.2011 по делу N А23-2031/2011 отменить.
В удовлетворении требований закрытого акционерного общества "Камин" отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме посредством направления кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции в порядке ч.1 ст.275 АПК РФ.
Председательствующий |
Е.Н. Тимашкова |
Судьи |
О.А. Тиминская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А23-2031/2011
Истец: ЗАО КАМИН
Ответчик: ГУ - Калужское региональное отделение ФСС РФ, ГУ-Калужское региональное отделение Фонда социального страхования РФ
Третье лицо: Калужская городская больница N 5, МУЗ "Калужская городская больница N5"