27 июня 2002 г.
В соответствии с Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 2 августа 1999 г N 954 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", приказываю:
Утвердить прилагаемое Положение о Департаменте по вопросам правовой помощи.
Министр |
Ю. Чайка |
Положение о Департаменте по вопросам правовой помощи
(утв. приказом Минюста РФ от 1 февраля 2001 г. N 38)
27 июня 2002 г.
I. Общие положения
1 Департамент по вопросам правовой помощи Министерства юстиции Российской Федерации (далее - Департамент) является структурным подразделением центрального аппарата Министерства юстиции Российской Федерации (далее - Министерство).
2. Структура и штатное расписание Департамента утверждаются Министром юстиции Российской Федерации.
3. Деятельность Департамента курирует заместитель Министра согласно приказу Министерства о распределении обязанностей между руководителями Министерства.
4. Департамент в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 2 августа 1999 г. N 954 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", настоящим Положением, а также приказами и распоряжениями Министерства.
5. Компетенция Департамента определяется настоящим Положением
, приказами и распоряжениями Министерства.
6. Департамент имеет печать со своим наименованием.
II. Основные задачи и функции Департамента
7 Основной задачей Департамента является обеспечение реализации функций Министерства в сфере деятельности нотариата, адвокатуры и органов ЗАГС.
Приказом Минюста РФ от 27 июня 2002 г. N 181 в пункт 8 настоящего Положения внесены изменения
8. Департамент в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие функции:
изучает практику применения законодательства Российской Федерации в сфере адвокатуры, нотариата и государственной регистрации актов гражданского состояния и представляет в установленном порядке предложения по его совершенствованию;
разрабатывает проекты нормативных правовых и иных актов Министерства, регулирующих деятельность нотариата, адвокатуры, а также деятельность по государственной регистрации актов гражданского состояния, готовит предложения по приведению их в соответствие с законодательством;
разрабатывает и представляет к утверждению методические материалы по вопросам нотариата, адвокатуры и государственной регистрации актов гражданского состояния, а также осуществляет иные мероприятия, направленные на оказание методической помощи территориальным органам Министерства и органам ЗАГС органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
принимает участие в проведении юридической экспертизы проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность адвокатуры, нотариата и органов ЗАГС, вносимых федеральными органами исполнительной власти на рассмотрение Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;
принимает в пределах своей компетенции участие в проведении юридической экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации на предмет их соответствия Конституции Российской Федерации и федеральным законам;
обобщает и анализирует информацию территориальных органов Министерства и органов ЗАГС по вопросам нотариата, адвокатуры и государственной регистрации актов гражданского состояния;
осуществляет проверки исполнения законодательства о нотариате и адвокатуре территориальными органами Министерства, организации работы государственных нотариальных контор, о также проводит ознакомления с состоянием работы органов ЗАГС по государственной регистрации актов гражданского состояния;
ведет реестр государственных нотариальных контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой;
разрабатывает и представляет к утверждению формы реестров регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств, удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах;
представляет к утверждению предложения о порядке совершения нотариальных действий, не предусмотренных законодательством Российской Федерации, но отнесенных к компетенции нотариуса международным договором Российской Федерации;
осуществляет контроль за исполнением профессиональных обязанностей и правил нотариального делопроизводства нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, а также совместно с Федеральной нотариальной палатой контроль за исполнением правил нотариального делопроизводства нотариусами, занимающимися частной практикой;
взаимодействует с Федеральной нотариальной палатой по вопросам деятельности нотариата, отнесенным Основами законодательства Российской Федерации о нотариате к совместной компетенции;
осуществляет иные функции в сфере нотариата в соответствии с законодательством о нотариате;
изучает материалы и готовит заключения по вопросам образования коллегий адвокатов;
ведет реестр коллегий адвокатов;
осуществляет контроль за соблюдением коллегиями адвокатов законодательства, регулирующего деятельность адвокатуры;
разрабатывает и представляет к утверждению предложения по формам и сроком представления отчетности коллегиями адвокатов в территориальные органы Министерства;
готовит материалы для внесения в президиумы коллегий адвокатов представления о возбуждении дел о дисциплинарной ответственности адвокатов;
готовит материалы для направления в коллегии адвокатов предупреждений об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации;
осуществляет иные функции в сфере адвокатуры в соответствии с законодательством об адвокатуре;
исполняет обязательства Российской Федерации по международным договором о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам в части, относящейся к деятельности нотариусов и органов ЗАГСа;
удостоверяет подлинность подписи нотариуса и оттиска его печати при легализации документов, представляемых физическими и юридическими лицами в компетентные органы иностранных государств;
проставляет в установленном порядке апостиль на официальных документах, предназначенных для использования за границей;
обеспечивает координацию деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния;
разрабатывает и представляет к утверждению образцы бланков записей актов гражданского состояния и бланков свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния;
представляет предложения по закреплению за субъектами Российской Федерации серии бланков свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния;
по поручению руководства Министерства и в соответствии с компетенцией Департамента выполняет поручения Правительства Российской Федерации и Президента Российской Федерации;
выполняет иные поручения руководства Министерства;
взаимодействует со структурными подразделениями Министерства по вопросам, относящимся к компетенции Департамента.
III. Полномочия Департамента
9. Департамент в пределах своей компетенции:
принимает и реализует решения, направленные на выполнение задач и осуществление функций Департамента, в том числе направляет в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, коллегии адвокатов, нотариальные палаты, органы ЗАГС и иные организации, а также территориальные органы и учреждения Министерства письма и запросы;
выносит на рассмотрение руководства Министерства проекты распоряжений и приказов Министерства, направленные на решение вопросов в области нотариата, адвокатуры и государственной регистрации актов гражданского состояния;
рассматривает письма, обращения и жалобы граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций;
обращается в структурные подразделения Министерства с целью получения заключений и предложений;
по совместному решению руководителя Департамента и руководителей иных структурных подразделений Министерства привлекает специалистов этих структурных подразделений к подготовке совместных писем, предложений, направленных на решение отдельных вопросов в области нотариата, адвокатуры и государственной регистрации актов гражданского состояния;
принимает непосредственное участие в проводимой иными структурными подразделениями Министерства работе, направленной на решение вопросов, относящихся к компетенции Департамента, о также согласовывает принимаемые ими решения;
привлекает на общественных началах специалистов различных отраслей права, не являющихся сотрудниками Министерства, для обсуждения вопросов, относящихся к компетенции Департамента;
осуществляет иные полномочия в порядке, определяемом настоящим Положением, а также приказами и распоряжениями Министерства.
IV. Руководство Департамента
10. Департамент возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Министром.
Руководитель Департамента имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности в установленном порядке по представлению руководителя Департамента, согласованному с заместителем Министра, курирующим деятельность Департамента.
11. Руководитель Департамента:
осуществляет руководство деятельностью Департамента, о также несет ответственность за выполнение задач и функций, возложенных на Департамент;
распределяет обязанности между заместителями руководителя Департамента и поручает им исполнение части своих полномочий;
определяет планы и объемы работы отделов Департамента и меры по ее совершенствованию, а также организует взаимодействие и координацию деятельности отделов Департамента;
в пределах своей компетенции и компетенции Департамента подписывает служебную документацию;
представляет на утверждение курирующему заместителю Министра планы работ Департамента;
докладывает заместителю Министра, курирующему Департамент, результаты проверок территориальных органов Министерства и ознакомлений с деятельностью органов записи актов гражданского состояния;
представляет на утверждение руководства Министерства проекты приказов и распоряжений Министерства по вопросом, относящимся к компетенции Департамента;
проводит еженедельные оперативные совещания по основным вопросам деятельности Департамента и заслушивает отчеты о работе отделов Департамента и отчеты сотрудников о проделанной работе;
утверждает персональные должностные инструкции сотрудников и обеспечивает соблюдение работниками Департамента трудовой и исполнительской дисциплины;
организует работу по повышению квалификации и обмену опытом работы сотрудников Департамента;
представляет руководству Министерства предложения об изменении структуры, штатной численности Департамента, о назначении, передвижении и освобождении работников Департамента, присвоении им классных чинов, их аттестации, поощрении и дисциплинарной ответственности;
организует взаимодействие Департамента со структурными подразделениями Министерства;
осуществляет иные полномочия в соответствии с задачами и функциями Департамента.
12. В отсутствие руководителя Департамента деятельностью Департамента руководит один из заместителей руководителя
Департамента в порядке, установленном должностными инструкциями.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Минюста РФ от 1 февраля 2001 г. N 38 "Об утверждении Положения о Департаменте по вопросам правовой помощи"
Текст приказа опубликован в Бюллетене Министерства юстиции Российской Федерации, N 3, 2001 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 15 апреля 2002 г., N 15, ст. 1375
Приказом Минюста РФ от 29 апреля 2005 г. N 52 настоящий приказ признан утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Минюста РФ от 25 марта 2003 г. N 71
Приказ Минюста РФ от 27 июня 2002 г. N 181