г. Воронеж |
|
08 ноября 2011 г. |
Дело N А14-3660/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01.11.2011.
Постановление в полном объеме изготовлено 08.11.2011.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семенюта Е.А.,
судей Протасова А.И.,
Миронцевой Н.Д.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Щеголевой Е.В.,
при участии:
от муниципального унитарного предприятия "Бобровская горэлектросеть": Котова А.Н., представителя по доверенности от 14.09.2011 N 156,
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области: Константиновой М.В., специалиста-эксперта по доверенности от 22.11.2010 N 04-16/4050, удостоверение N 2802; Степанова Р.М., главного специалиста-эксперта по доверенности от 15.03.2011,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Бобровская горэлектросеть" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 20.06.2011 по делу N А14-3660/2011 (судья В.А. Козлов) по заявлению муниципального унитарного предприятия "Бобровская горэлектросеть" к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области об отмене постановления от 11.04.2011 по делу N 27.04.-9.16.
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие "Бобровская горэлектросеть" (далее - предприятие, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее - УФАС по Воронежской области антимонопольный орган) от 11.04.2011 по делу N 27.04-9.16.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 20.06.2011 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, МУП "Бобровская горэлектросеть" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Предприятие считает необоснованным вывод УФАС по Воронежской области о бездействии МУП "Бобровская горэлектросеть". При этом полагает, что систематическая деятельность предприятия по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов МУП "Бобровская горэлектросеть" подтверждается справкой и 100 % оснащением приборами учета абонентов МУП "Бобровская горэлектросеть" по состоянию на 15 марта 2011 года.
Считает, что поскольку все категории собственников, перечисленные в части 10 статьи 13 Закона об энергосбережении в г. Боброве и районе на момент проверки УФАС по Воронежской области оснащены приборами учета электроэнергии, в данном случае событие и состав административного правонарушения отсутствуют.
В судебном заседании арбитражного суда апелляционной инстанции представитель предприятия поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представители антимонопольного органа против доводов апелляционной жалобы возражали по основаниям, изложенным в отзыве и дополнении к отзыву, просили оставить решение без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
По мнению Управления, само по себе наличие приборов учета электрической энергии у потребителей не освобождает МУП "Бобровская горэлектросеть" от обязанности направить потребителям предложения об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов (электрической энергии), так как указанное предложение направлено на информирование потребителей не только о необходимости установки приборов учета, но и об организациях, осуществляющих установку, замену и эксплуатацию приборов учета используемых ресурсов.
В порядке статей 163, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 25.10.2011 объявлялся перерыв до 01.11.2011.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва, дополнения к отзыву, письменных пояснений, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, апелляционная инстанция находит, что обжалуемое решение отмене не подлежит.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 19.01.2011 в рамках осуществления государственного контроля за соблюдением организациями, обязанными осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, требований о предоставлении предложений об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов УФАС по Воронежской области в адрес МУП "Бобровская горэлектросеть" был направлен запрос о предоставлении необходимой для осуществления указанного контроля информации и документов.
В ответ на запрос антимонопольного органа 31.01.2011 (исх. N 9) предприятие сообщило следующее :
- количество потребителей, технологически присоединенных к электрическим сетям МУП "Бобровская горэлектросеть" составляет 15 126, из них юридических лиц - 310, жилых домов физических лиц - 12 062, остальные потребители - владельцы квартир;
- вышеуказанным абонентам, у которых истек срок проверки (замены) расчетных приборов учета электрической энергии, направляются предписания о необходимости проверки или замены приборов учета;
- в случае уклонения от необходимой замены приборов учета данные по таким абонентам передаются в энергосбыт.
К данному ответу МУП "Бобровская горэлектросеть" приложило заверенные копии (выборочно) предписаний о проверке (замене) расчетных электронных счетчиков и копию заявки N 1 на исключение из оборота приборов коммерческого учета электрической энергии и применения расчетных методов.
15.03.2011 в дополнение к вышеуказанному письму администрация горэлектросети сообщила о том, что у всех (100%) абонентов, подключенных к сетям МУП "Бобровская горэлектросеть", имеются расчетные счетчики.
Проверив представленные предписания, антимонопольный орган установил, что ни по форме, ни по содержанию они не являются предложениями об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов, предусмотренными частью 10 статьи 13 Федерального закона РФ от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ), в связи с чем сделан вывод о том, что в действиях заявителя содержатся признаки правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 9.16 КоАП РФ.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении МУП "Бобровская горэлектросеть" протокол N 27.04-9.16 от 21.03.2011 об административном правонарушении по части 6 статьи 9.16 КоАП РФ.
Рассмотрев материалы дела N 27.04-9.16 об административном правонарушении от 21.03.2011, временно исполняющим обязанности руководителя УФАС по Воронежской области 11.04.2011 вынесено постановление, согласно которому МУП "Бобровская горэлектросеть" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 9.16 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, МУП "Бобровская горэлектросеть" обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с рассмотренным требованием.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из доказанности факта совершения предприятием правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 9.16 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции находит данную позицию суда первой инстанции верной с учетом следующего.
Частью 6 статьи 9.16 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение организациями, обязанными осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют, требования о предоставлении собственникам жилых домов, дачных домов, садовых домов, лицам, представляющим их интересы, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, предложений об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов, если предоставление указанных предложений таким лицам является обязательным.
Отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности регулируются Законом N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", частью 3 статьи 13 которого установлено, что с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
В соответствии с частью 10 статьи 13 Закона N 261-ФЗ, до 1 июля 2010 года организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны предоставить собственникам жилых домов, указанных в части 5 настоящей статьи, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, указанных в части 6 настоящей статьи, предложения об оснащении объектов, указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи, приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых осуществляют указанные организации.
Примерная форма предложения об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов утверждена приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 16.04.2010 N 178 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 13.05.2010 за N 17188).
В соответствии с данной формой предложение должно содержать 5 основных условий, которые должны быть доведены до контрагентов (собственников жилья и управляющих компаний):
о вступлении в силу 27 ноября 2009 года Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации",
о том, что соответствующая организация осуществляет деятельность по установке, замене и эксплуатации приборов учета использованных энергетических ресурсов,
о том, что данная организация не вправе отказать в установке, замене и эксплуатации приборов учета использованных энергетических ресурсов,
о том, что данная организация в некоторых случаях обязана при заключении договора об установке, замене и эксплуатации приборов учета использованных энергетических ресурсов предоставить рассрочку по оплате сроком на 5 лет равными долями с даты заключения договора,
должна быть указана контактная информация о том, где возможно получение более подробной информации, в том числе о возможности ознакомления с каталогом приборов учета, ценами на их установку, а также ценами по их эксплуатации.
Для исполнения своей обязанности предприятию в силу требований Закона N 261-ФЗ достаточно было направить предложение об оснащении приборами учета либо собственникам помещений в многоквартирных домах, либо лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов (ТСЖ, Управляющие компании).
Судом первой инстанции установлено, что в силу части 10 статьи 13 Закона N 261-ФЗ, предприятие является организацией, которая обязана была до 01.07.2010 выполнить требования названного закона о предоставлении собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов предложения об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Вместе с тем, предусмотренная указанной нормой обязанность предприятием не исполнена.
При этом суд области правомерно не принял в качестве доказательств исполнения такой обязанности представленные в материалы дела предписания, поскольку данные документы лишь информируют абонентов о проведении плановой, массовой замены счетчиков с указанием ее причин и не содержат отдельных условий, которые должны были быть доведены до сведения собственников помещений многоквартирных домов и (или) управляющих организаций, и которые содержатся в примерной форме предложения об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов, такие как: о том, что МУП "Бобровская горэлектросеть" не вправе отказать в установке, замене и эксплуатации приборов учета электрической энергии; о возможности предоставления при заключении договора об установке, замене и эксплуатации приборов учета использованных энергетических ресурсов рассрочки по оплате; о возможности ознакомления с каталогом приборов учета, ценами на их установку, ценами по эксплуатации приборов учета.
В связи с чем, размещение таких предписаний на официальном сайте в Интернете (www.bobrovgorset.wallst.ru) также не может рассматриваться в качестве доказательства исполнения предприятием возложенной на него Законом N 261-ФЗ обязанности.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Судом первой инстанции установлено, что у предприятия отсутствовали препятствия и имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
Доказательств, свидетельствующих о принятии заявителем всех зависящих от него мер для соблюдения требований законодательства об энергосбережении суду не представлено. Заявителем не доказано, что правонарушение было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля данного юридического лица, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности по предоставлению предложений об оснащении приборами учета.
При этом наличие у предприятия возможности для соблюдения требований законодательства об энергосбережении подтверждается направленными в марте 2011 года в адрес абонентов (Лубкова М.Н., Бобуренко Н.М., Тужикова В.А.) предложениями об оснащении счетчиками электрической энергии.
Кроме того, апелляционная инстанция не находит оснований для переоценки выводов суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и признания указанного правонарушения малозначительным.
Следует отметить, что применение статьи 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью суда.
Суд первой инстанции, оценив в порядке, установленном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации совокупность представленных доказательств, с учетом конкретных обстоятельств дела, приняв во внимание характер охраняемых государством общественных отношений и степень общественной опасности конкретного деяния, пришел к выводу об отсутствии оснований для признания правонарушения малозначительным.
С учетом изложенного, суд обоснованно отказал в удовлетворении требований общества о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления административного органа.
Административное наказание назначено УФАС по Воронежской области в пределах санкции части 6 статьи 9.16 КоАП РФ в минимальном размере 100 000 руб.
Довод апелляционной жалобы предприятия об оснащении приборами учета всех абонентов МУП "Бобровская горэлектросеть" по состоянию на 15 марта 2011 года (на момент проверки антимонопольным органом), а также ссылка на осуществление замены и ремонта приборов учета, не может быть принят во внимание судом апелляционной инстанции как безусловное основание для признания оспариваемого постановления незаконным, поскольку указанные обстоятельства не исключали обязанности МУП "Бобровская горэлектросеть" до 01.07.2010 выполнить требования Закона N 261-ФЗ о предоставлении собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов предложения об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Довод МУП "Бобровская горэлектросеть" о том, что требования статьи 13 Закона N 261-ФЗ не распространяются на объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее пяти киловатт применительно к объектам физических лиц, в связи с чем, у предприятия отсутствовала необходимость направления предложений об оснащении приборами учета потребителей электроэнергии, отклоняется судом апелляционной инстанции как основанный на неправильном применении норм указанного закона.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводов суда и не подтверждают неправильного применения судом норм материального и процессуального права, в связи с этим не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, обжалуемый судебный акт следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 20.06.2011 по делу N А14-3660/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
Председательствующий судья |
Е.А. Семенюта |
Судьи |
Н.Д. Миронцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-3660/2011
Истец: МУП "Бобровская горэлектросеть"
Ответчик: Воронежское УФАС России, УФАС по Воронежской области