Экономическая реформа в Российской Федерации, непосредственно связанная с изменением всей системы сложившихся земельных отношений на основе введения многообразия и равенства форм собственности и форм хозяйствования, повлекла за собой кардинальное изменение законодательства, значительно расширившего компетенцию судов по разрешению земельных споров. Так, приняты Законы РСФСР "О социальном развитии села", "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", а также новый Земельный кодекс РСФСР.
Проведенное Верховным Судом Российской Федерации изучение судебной практики показало, что при применении нового земельного законодательства у судов возникли вопросы, связанные с определением подведомственности заявленных требований.
В целях защиты прав и охраняемых законом интересов собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей и предотвращения случаев необоснованного отказа в правосудии Пленум Верховного Суда Российской Федерации постановляет дать судам следующие разъяснения:
1. Суд вправе принять к производству и рассмотреть по существу дела по спорам, связанным с земельными отношениями, одной из сторон в которых являются граждане, за исключением занимающихся предпринимательской деятельностью (в том числе ведущих крестьянское (фермерское) хозяйство), если спор возник в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности, а также по жалобам указанных лиц на решения местной администрации по земельным вопросам (ст. 46 Конституции Российской Федерации, ст. ст. 1, 6 Закона РСФСР "Об арбитражном суде", ст.ст. 20, 22 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
а) требования о признании неправомерным отказа местной администрации в предоставлении земельного участка, в том числе для создания крестьянского (фермерского) хозяйства, ведения личного подсобного хозяйства, строительства индивидуального жилого дома, для индивидуального садоводства и огородничества, сенокошения, выпаса скота (ч. 1 ст. 33, ст.ст. 58, 59, 66, 68 Земельного кодекса РСФСР, ст. 8 Закона РСФСР "О крестьянском (фермерском) хозяйстве");
б) жалобы на отказ в регистрации и выдаче соответствующей администрацией государственных актов, удостоверяющих право собственности на землю, а также на отказ в регистрации заключенного договора аренды земли;
в) требования о признании неправомерным прекращения местной администрацией права собственности на землю и пользования земельными участками и их аренды;
г) жалобы собственников земельных участков и землепользователей на решение местной администрации о предварительном согласовании места размещения объекта, для строительства которого необходимо изъятие земельного участка для государственных и общественных нужд (ст. 28 Земельного кодекса РСФСР);
д) жалобы собственников земли, арендаторов о признании недействительными актов, изданных государственными или иными органами не в соответствии с их компетенцией либо с нарушением требований законодательства;
е) требования о признании преимущественного права наследования земельного участка после смерти главы крестьянского (фермерского) хозяйства, а также о преимущественном праве наследования земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, жилищного, дачного, гаражного строительства, ведения предпринимательской деятельности, для садоводства и животноводства, а также о наследовании права аренды (ст.ст. 61, 62 Земельного кодекса РСФСР);
ж) требования о признании неправомерным отказа администрации в предоставлении служебного надела (ст. 85 Земельного кодекса РСФСР), а также отказа в сохранении права пользования служебным наделом за лицами, перечисленными в ст. 87 Земельного кодекса РСФСР;
з) требования о возмещении убытков, причиненных изъятием, выкупом или временным занятием земельных участков для государственных и общественных нужд, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей или ухудшением качества земель в результате влияния, вызванного деятельностью предприятий, учреждений, организаций и граждан (ст. 55 Земельного кодекса РСФСР);
и) требования о возмещении убытков, причиненных в результате неправомерного занятия земельного участка, его загрязнения, порчи и других нарушений прав собственников земельных участков и землепользователей (ст. ст. 53, 55, 126 Земельного кодекса РСФСР);
к) требования о возмещении убытков, понесенных собственником земли, землепользователем в связи с проведением изыскательских работ (ст.ст. 45, 46 Земельного кодекса РСФСР);
л) требования о возмещении местной администрацией стоимости произведенных затрат на улучшение земель в случае добровольного прекращения права пожизненного наследуемого владения и пользования земельными участками и их аренды, а также требования местной администрации к землевладельцу или землепользователю о возмещении ущерба, связанного с ухудшением качественного состояния и порчей земель;
м) жалобы на решение местной администрации о предоставлении земельного участка другим лицам, которым ущемлены права и охраняемые законом интересы собственника, землепользователя (например, собственники в результате решения местной администрации лишены подъезда к своим земельным участкам);
н) споры между собственниками индивидуальных жилых строений, расположенных на смежных (соседних) земельных участках, об устранении препятствий в пользовании земельным участком, в том числе и в случае, когда оспариваются его границы и размеры;
о) споры между садоводческим товариществом и его членами, споры членов товарищества между собой, а также споры между супругами, в том числе и бывшими, по поводу раздела земельного участка или определения порядка пользования этим участком;
п) споры между членами дачно-строительного кооператива и кооперативом, а также споры членов дачно-строительного кооператива между собой по поводу пользования земельным участком или его раздела.
2. Неподведомственны судам споры и жалобы, связанные с предоставлением земель, их изъятием для государственных и общественных нужд, прекращением прав на землю, по вопросам аренды, отчуждения и приобретения земельных участков, а также иные земельные и имущественные споры, связанные с земельными отношениями, когда его участниками являются предприятия, их объединения, организации любых организационно-правовых форм, включая колхозы, а также граждане и их объединения, самостоятельно осуществляющие предпринимательскую деятельность, в том числе ведущие крестьянское (фермерское) хозяйство, поскольку в силу ст. 1 Закона РСФСР "Об арбитражном суде", ст.ст. 20, 22 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указанные дела относятся к юрисдикции арбитражного суда.
3. Отказ местной администрации в предоставлении гражданину в собственность или аренду земельного участка для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, индивидуального жилищного строительства и личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, иных целей, связанных с ведением сельскохозяйственного производства, обжалуется гражданином в соответствии с ч. 1 ст. 33 Земельного кодекса РСФСР в суд.
Суд также вправе принять к производству и рассмотреть по существу требование гражданина, если его заявление о предоставлении земельного участка не было рассмотрено местной администрацией в предусмотренный ст. 35 Земельного кодекса РСФСР месячный срок.
4. Исходя из пп. 4 и 5 ст. 126 ГПК РСФСР, в заявлении, с которым гражданин обращается в суд в случае отказа в предоставлении земельного участка, должны быть указаны цель использования и размеры земельного участка, который истец просит обязать местную администрацию предоставить ему в собственность или пожизненное наследуемое владение, а также местоположение этого участка.
Если заявление, поданное в суд, не содержит указанных выше данных либо не отвечает другим требованиям, изложенным в ст.ст. 126 и 127 ГПК РСФСР, судье следует в соответствии со ст. 130 ГПК РСФСР вынести определение об оставлении заявления без движения и предоставить заявителю срок для исправления недостатков.
5. Проверяя законность и обоснованность отказа местной администрации в предоставлении земельного участка, необходимо выяснить, имеются ли условия, при наличии которых гражданин может претендовать на получение участка, местоположение, размер, пригодность земельного участка, по поводу которого возник спор, для использования в целях, указанных истцом, а также реальную возможность предоставления ему этого участка.
6. Решая вопрос о законности и обоснованности отказа местной администрации в предоставлении гражданину земельного участка для создания крестьянского (фермерского) хозяйства, суду необходимо учитывать, что в силу ст. 58 Земельного кодекса РСФСР право на получение земельного участка для этих целей предоставлено гражданам, достигшим 18-летнего возраста, имеющим опыт работы в сельском хозяйстве и соответствующую квалификацию либо прошедшим специальную подготовку, причем преимуществом обладают граждане, проживающие в данной местности.
Поскольку закон не устанавливает других условий для предоставления земельного участка, например наличие у гражданина сельскохозяйственной техники, семян, удобрений и т.п., необходимых для ведения крестьянского хозяйства, они не должны выясняться судом при рассмотрении этой категории дел, так как не имеют значения для разрешения спора по существу.
В случае отказа в предоставлении земельного участка члену колхоза, работнику совхоза либо другого сельскохозяйственного предприятия (кроме опытных хозяйств), пожелавшему выйти из их состава и вести крестьянское (фермерское) хозяйство, к участию в деле должно быть привлечено соответствующее сельскохозяйственное предприятие, из земель которого подлежит изъятию земельный участок, соответствующий паю или стоимости акций, принадлежащих выделяющемуся для самостоятельного хозяйствования работнику.
7. Оценив в совокупности собранные по делу доказательства, суд в соответствии с ч. 2 ст. 33 Земельного кодекса РСФСР вправе вынести решение, подтверждающее правильность отказа в предоставлении земельного участка либо о неправомерности принятого решения об отказе.
В случае удовлетворения иска решение суда является основанием для оформления соответствующей местной администрацией отвода истцу земельного участка и выдачи документов, подтверждающих его право на этот участок.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22 апреля 1992 г. N 6 "О некоторых вопросах, возникших у судов при применении законодательства о земельной реформе" (в редакции от 21 декабря 1993 г.)
Текст постановления опубликован в Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации, 1992, N 7, в "Сборнике постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации", Москва, издательство "Юридическая литература", 1994 г., в "Сборнике постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации", Москва, издательство "Юридическая литература", 1997 г.
Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 26 апреля 2007 г. N 15 настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25 октября 1996 г. N 10