г. Ессентуки |
|
10 ноября 2011 г. |
Дело N А25-325/2011 |
03 ноября 2011 года объявлена резолютивная часть постановления.
10 ноября 2011 года постановление изготовлено в полном объеме.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Фриева А.Л.,
судей: Джамбулатова С.И., Марченко О.В.,
при ведении протокола секретарём судебного заседания Тохунц О.Г.,
рассмотрев апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Карачаево-Черкесской Республике на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 11.08.2011 по делу N А25-325/2011 по заявлению Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Карачаево-Черкесской Республике (ОГРН 1020900513260, ИНН 0901045374; Карачаево-Черкесская Республика, г.Черкесск, пр-кт Ленина, 38) к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Карачаево-Черкесской Республике (ИНН 0917014364, ОГРН 1090917001120, Карачаево-Черкесская Республика, г.Черкесск, ул. Кавказская, 19), с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Карачаево-Черкесской Республике (ОГРН 1040900967414, ИНН 0914000719, Карачаево-Черкесская Республика, г.Черкесск, ул. Красноармейская, 52), о признании незаконным бездействия и обязании осуществить действия по государственной регистрации реконструированного административного здания (судья Гришин С.В.),
при участии в судебном задании:
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Карачаево-Черкесской Республике - Шидаковой Р.А. по доверенности N 1 от 11.01.2011;
от Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Карачаево-Черкесской Республике - Хапаевой Х.А. по доверенности от 01.10.2011;
от Управления Федеральной Службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Карачаево-Черкесской Республике - не явились, извещено надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ
Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Карачаево-Черкесской Республике (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Карачаево-Черкесской Республике (далее - управление) о признании незаконным бездействия и обязании осуществить действия по государственной регистрации реконструированного административного здания, расположенного по адресу: КЧР, г. Черкесск, пр. Ленина, 38.
Решением Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 11.08.2011 заявление учреждения удовлетворено. Суд признал незаконным бездействие управления и обязал управление осуществить необходимые действия для государственной регистрации реконструированного административного здания, расположенного по адресу: КЧР, г. Черкесск, ул. Ленина, 38 в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Карачаево-Черкесской Республике.
Не согласившись с данным решением суда, управление подало апелляционную жалобу, в которой просило решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. Заявитель считает, что при вынесении оспариваемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, а также имеет место несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, в связи с чем указанное решение не может считаться законным и обоснованным.
Представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Карачаево-Черкесской Республике поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Карачаево-Черкесской Республике возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители других лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, но о времени и месте судебного заседания считаются извещенными надлежащим образом в соответствии с пунктами 4,5,14 Постановления Пленума ВАС РФ N 12 от 17.02.2011 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие. Доказательства их извещения имеются в деле.
Правильность решения проверяется в апелляционном порядке в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и апелляционную жалобу, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о необходимости оставления без изменения обжалуемого решения суда первой инстанции по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, распоряжением управления от 20.06.2006 N 52 "О закреплении федерального недвижимого имущества на праве оперативного управления за Федеральным государственным учреждением "Земельная кадастровая палата по КЧР" учреждению закреплено на праве оперативного управления федеральное недвижимое имущество - часть здания - лабораторный корпус, общей площадью 920,4 кв.м., расположенное по адресу: г. Черкесск, пр. Ленина, 38.
23.06.2006 учреждением зарегистрировано в регистрационной службе право оперативного управления на часть здания - лабораторный корпус, площадью 920,4 кв.м., расположенный по адресу: г. Черкесск, пр. Ленина, 38 (свид. о регистрации - л.д. 39).
В соответствии с Федеральной целевой программой "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости" в 2008 году за счет федеральной бюджета была произведена реконструкция (надстройка четвертого этажа) административного здания, расположенного по адресу: г. Черкесск, пр. Ленина, 38
27.04.2007 между учреждением, управлением и УФАС по КЧР был заключен трехсторонний договор безвозмездного пользования объектом федерального недвижимого имущества N 34, согласно которому УФАС по КЧР переданы в безвозмездное пользование нежилые помещения, общей площадью 300 кв.м, расположенные на первом этаже административного здания.
Согласно распоряжению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 18.09.2007 N 87 "О закреплении федерального недвижимого имущества на праве оперативного управления за Управлением Федеральной антимонопольной службы по КЧР" недвижимое имущество, а именно неиспользуемые нежилые помещения первого этажа, общей площадью 223,4 кв.м. изъято из оперативного управления учреждения и закреплено на праве оперативного управления за Управлением Федеральной антимонопольной службы по КЧР.
24.07.2009 учреждение обратилось с заявлением N 354 в Территориальное управление о предоставлении представителя для регистрации права оперативного управления на данное административное здание после его реконструкции.
Территориальное управление в ответе от 29.07.2009 N 353 на обращение указало о необходимости осуществления государственной регистрации прекращения и возникновения права в Росреестре и обязало представить до 03.08.2009 сведения об исполнении распоряжения от 18.09.2007 N 87.
Учреждение неоднократно обращалось с аналогичной просьбой в управление, что подтверждается письмами от 22.09.2009 N 468, от 17.03.2010 N 149, от 09.06.2010 N 380, от 18.11.2010 N 895.
Управление, отказав учреждению в регистрации права оперативного управления, обжаловало бездействие учреждения, выразившееся в неисполнении распоряжения от 18.09.2007 N 87, а также обязании исполнить указанное распоряжение, в арбитражный суд. Учреждение обратилось со встречным заявлением о признании недействительным распоряжения от 18.09.2007 N 87. Решением Арбитражного суда КЧР от 18.02.2009 по делу NА25-1216/2009 в удовлетворении первоначального и встречного заявлений отказано. Постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2010. решение отменено, в удовлетворении первоначального и встречного заявлений отказано. Указанное постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2010 по делу NА25-1216/2009 оставлено без изменения постановлением Федерального арбитражного суда Северо - Кавказского округа 12.05.2010. Судебные инстанции пришли к выводу об отсутствии нарушения действующего законодательства, оспариваемые действия (бездействия) земельной палатой не совершались.
Учреждение также обращалось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным изъятия помещений первого этажа административного здания площадью 223,4 кв.м., признании недействительным распоряжения от 18.09.2007 N 87 и обязании возвратить помещения первого этажа в оперативное управление учреждения. Решением Арбитражного суда КЧР от 08.10.2010 по делу NА25-738/2010, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 19.01.2011 требования удовлетворены частично. Суды признали недействительной (ничтожной) сделку по изъятию имущества из оперативного управления учреждения, оформленную распоряжением от 18.09.2007 N 87. В остальной части в удовлетворении иска отказано. Постановлением Федерального арбитражного суда Северо - Кавказского округа от 31.05.2011 решение суда первой инстанции от 08.10.2010 и постановление-апелляционной инстанции от 19.01.2011 отменено в части удовлетворения заявленных требований, в удовлетворении требования о признании недействительной сделки, оформленной распоряжением от 18.09.2007 N 87 отказано. Судом кассационной инстанции сделан вывод, что право оперативного управления у учреждения на имущество - помещения первого этажа не возникло, поскольку не было ему передано в установленном законом порядке.
27.01.2011 Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Карачаево-Черкесской Республике отказало в государственной регистрации права оперативного управления, т.к. не представлено доказательство регистрации права собственности РФ на ранее реконструированный объект недвижимого имущества (сообщение об отказе N 01/093/2010-965).
Учреждение, посчитав отказ управления в регистрации реконструированного административного здания незаконным, обжаловало его в арбитражный суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитута, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона 21 июля 1997 года N 122- ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты. Наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда.
Пунктами 24, 25 Методических рекомендаций о порядке государственной регистрации прав на создаваемые, созданные, реконструированные объекты недвижимого имущества, утвержденные Приказом Федеральной регистрационной службы от 08.06.2007 N 113, установлено, что:
- в случае, если в результате реконструкции объекта недвижимого имущества внешние границы объекта недвижимого имущества, назначение объекта, объем выполненных строительно-монтажных работ (процент готовности) для объектов незавершенного строительства не меняются, в раздел ЕГРП, открытый на соответствующий объект недвижимого имущества, в соответствии с пунктом 67 Правил ведения ЕГРП вносятся изменения;
- в остальных случаях реконструкции объекта недвижимого имущества для государственной регистрации прав на реконструированный объект недвижимого имущества рекомендуется открывать новый раздел ЕГРП, при этом раздел ЕГРП связанный с ранее существовавшим объектом недвижимого имущества, закрывается соответствии с пунктом 36 Правил ведения ЕГРП.
В связи с проведенной реконструкцией здания возникла необходимость в регистрации права собственности Российской Федерации и права оперативного управления.
Согласно п. 5.40 Положения о федеральном агентстве по управлении государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 N 432 Росимущество выступает от имени Российской Федерации при государственной регистрации права собственности Российской Федерации на недвижимое имущество, составляющее государственную казну Российской Федерации, и сделок с ним.
Таким образом, обязанность по осуществлению необходимых действий по регистрации четвертого этажа здания лежит на управлении.
В связи с тем, что управлением в течение длительного времени не осуществляется никаких действий по регистрации права собственности Российской Федерации и права оперативного управления на реконструированный объект недвижимости, а регистрация права собственности Российской Федерации и права оперативного управления невозможна только с участием учреждения, бездействие управления правильно признано судом первой инстанции незаконным, в связи с чем требований учреждения об обязать осуществить необходимые действия по регистрации реконструированного административного здания являются обоснованными.
Ссылка управления о необходимости исполнения учреждением распоряжения от 18.09.2007 N 87 до момента соответствующей регистрации реконструированного здания, обоснованно отклонено судом первой инстанции, поскольку указанное требование не основано на законе и не связано с возникшим спором. Данное обстоятельство является предметом самостоятельного спора.
Учитывая, что бездействие Управления нарушает вещные права учреждения, требования последнего являются законными и обоснованными, поскольку данное бездействие препятствует регистрации права оперативного управления на имущество за ФГУ "Земельная кадастровая палата".
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 11.08.2011 по делу N А25-325/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Л. Фриев |
Судьи |
С.И. Джамбулатов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А25-325/2011
Истец: ФГУ "Земельная кадастровая палата", ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Карачаево-Черкесской Республике
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в КЧР
Третье лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Карачаево-Черкесской Республике, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КЧР, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Карачаево-Черкесской Республике