г. Пермь |
|
16 июля 2009 г. |
N 17АП-5344/2009-АК |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июля 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 июля 2009 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Грибиниченко О. Г.,
судей Гуляковой Г.Н., Полевщиковой С.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Якимовой Е.В.
при участии:
от заявителя ГУ СРО Фонда социального страхования РФ - филиал N 15: Филиппова Н.С., паспорт, доверенность от 30.12.2008,
от заинтересованного лица Судебного пристава-исполнителя Чкаловского районного отдела г.Екатеринбурга УФССП по Свердловской области Наумовой И.А.: не явились, извещены надлежащим образом,
от третьего лица ООО "Технополис-Пром": не явились, извещены надлежащим образом,
лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя ГУ СРО Фонда социального страхования РФ - филиал N 15
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 15 мая 2009 года
по делу N А60-12529/2009,
принятое судьей Италмасовой Е.Г.
по заявлению ГУ СРО Фонда социального страхования РФ - филиал N 15
к Судебному приставу-исполнителю Чкаловского районного отдела г.Екатеринбурга УФССП по Свердловской области Наумовой И.А.
третьи лица: ООО "Технополис-Пром"
о признании недействительным постановления,
установил:
государственное учреждение - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Филиал N 15 (далее - ГУ СРО ФСС РФ, фонд) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя Чкаловского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных по Свердловской области Наумовой И.А. от 29.12.2008 об отказе в возбуждении исполнительного производства.
Определением от 04.05.2009 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО "Технополис-Пром".
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 15.05.2009 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ГУ СРО ФСС РФ обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что фондом правомерно ввиду отсутствия информации о счетах страхователя было вынесено постановление о взыскании недоимки по страховым взносам, соответствующих сумм пени за счет имущества страхователя. Полагает, что у судебного пристава-исполнителя не имелось оснований для отказа в возбуждении исполнительного производства. Считает, что Закон Российской Федерации "Об обязательном социальном страховании" не предусматривает обязанности запрашивать данные о расчетных счетах страхователя у налоговых органов в случае отсутствия таковых у фонда.
Судебным приставом-исполнителем представлен отзыв, в котором он против удовлетворения апелляционной жалобы возражает по мотивам, изложенным в отзыве.
ООО "Технополис-Пром" отзыва на апелляционную жалобу не представило.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ГУ СРО ФСС РФ поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представители иных участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ГУ СРО ФСС РФ 22.12.2008 вынесено постановление N 41419 о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 1065 руб. и пени в сумме 32,66 руб. за счет имущества страхователя (ООО "Технополис-Пром").
Указанное постановление направлено фондом в адрес Чкаловского районного Управления Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области для исполнения.
Постановлением от 29.12.2008 судебного пристава-исполнителя Чкаловского районного Управления Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области Наумовой И.А. в возбуждении исполнительного производства отказано, в связи с тем, что постановление от 22.12.2008 N 41419 не является исполнительным документом, поскольку к нему не приложены документы, содержащие отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника.
Не согласившись с названным постановлением, фонд обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что отказ судебного пристава-исполнителя в возбуждении исполнительного производства является правомерным, поскольку постановление от 22.12.2008 N 41419 не соответствует требованиям п. 5 ч. 1 ст. 12 Федерального закона "Об исполнительном производстве".
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии с п. 6 ст. 22.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах страхователя - юридического лица либо отсутствии информации о счетах страхователя страховщик вправе взыскать недоимку и пени за счет иного имущества страхователя - юридического лица путем направления соответствующего постановления судебному приставу исполнителю.
В пункте 6 Порядка взаимодействия Фонда социального страхования Российской Федерации, его исполнительных органов и службы судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации при принудительном исполнении постановлений исполнительных органов Фонда социального страхования Российской Федерации о взыскании недоимки по страховым взносам и пени за счет имущества страхователей, а также иных исполнительных документов о взыскании в пользу Фонда социального страхования Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации от 10.12.2003 N 317/280, разъяснено, что действия исполнительного органа Фонда социального страхования по реализации права взыскания недоимки по страховому взносу и пени за счет иного имущества страхователя регламентируются статьей 47 Налогового кодекса Российской Федерации. Взыскание недоимки по страховым взносам и пени за счет иного имущества страхователя производится по решению руководителя (его заместителя) исполнительного органа Фонда путем направления в течение трех дней со дня вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения.
Решение о взыскании задолженности обращается к исполнению путем направления соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве".
Пунктом 7 указанного Порядка установлено, что постановление о взыскании страхового взноса за счет имущества страхователя направляется судебному приставу-исполнителю сопроводительным письмом, к которому прилагается, в том числе, копия извещения банка о помещении расчетных документов в картотеку (по форме 0401075 - приложение 23 к Положению Центрального банка Российской Федерации от 3 октября 2002 N 2-П "О безналичных расчетах в Российской Федерации" (зарегистрировано Минюстом России 23.12.2002, регистрационный N 4068) с отметкой банка "не оплачено из-за отсутствия средств на сч. N ______").
Пунктом 5 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 02.12.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" предусмотрено, что исполнительными документами, направляемыми (предъявляемыми) судебному приставу-исполнителю, являются акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований.
Таким образом, акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств признаются исполнительными документами только в случае приложения документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 31 Федерального закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, если документ не является исполнительным либо не соответствует требованиям, предъявляемым к исполнительным документам, установленным статьей 13 названного Закона.
Отсутствие предусмотренных п. 5 ч. 1 ст. 12 Федерального закона об исполнительном производстве документов, прилагаемых к акту контролирующего органа, является основанием для непризнания этого акта исполнительным документом и его возврата в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 31 Федерального закона об исполнительном производстве.
Таким образом, судом установлено, что к постановлению от 22.12.2008 N 41419, представленному фондом судебному приставу-исполнителю на исполнение, не были приложены предусмотренные п. 5 ч. 1 ст. 12 Федерального закона об исполнительном производстве документы, свидетельствующие о состоянии счетов должника.
Суд апелляционной инстанции отклоняет довод апелляционной жалобы о том, что фонд подтвердил отсутствие информации о счетах страхователя, представив выписку из Единого государственного реестра юридических лиц, поскольку указанная выписка содержит данные о наличии у ООО "Технополис-Пром" банковских счетов на момент вынесения постановления от 22.12.2008 N 41419.
В силу п. 19 Правил ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 438 "О едином государственном реестре юридических лиц" регистрирующий орган в срок не более пяти рабочих дней с момента государственной регистрации юридического лица и (или) внесения изменений в государственный реестр бесплатно предоставляет сведения о юридическом лице. Предусмотренные в приложении N 2 к Правилам, в том числе, в региональные отделения Фонда социального страхования Российской Федерации.
Приложение N 2 содержит, в том числе, сведения о банковских счетах юридического лица (подпункт "с" пункта 1).
Доказательств невозможности для фонда запросить названные сведения у налогового органа и предоставить их судебному приставу-исполнителю на момент предъявления ему спорного постановления не представлено.
Довод фонда об отсутствии у него обязанности запрашивать у налогового органа сведения о счетах страхователя является ошибочным, не основанным на нормах права.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что отказ судебного пристава-исполнителя в возбуждении исполнительного производства является правомерным, поскольку постановление от 22.12.2008 N 41419 не соответствует требованиям п. 5 ч. 1 ст. 12 Федерального закона "Об исполнительном производстве".
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 15.05.2009 г.. оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
О. Г. Грибиниченко |
Судьи |
Г. Н. Гулякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-12529/2009
Истец: ГУ Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования РФ - филиал N 15, ГУ СРО Фонда социального страхования РФ - филиал N 15
Ответчик: Судебный пристав-исполнитель Чкаловского районного отдела г. Екатеринбурга УФССП по Свердловской области Наумова И. А., Чкаловский районный отдел г. Екатеринбурга УФССП по Свердловской области
Третье лицо: ООО "Технополис-Пром"
Хронология рассмотрения дела:
16.07.2009 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-5344/09