г. Пермь |
|
11 ноября 2011 г. |
N 17АП-10285/2011-ГК |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 ноября 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 ноября 2011 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Назаровой В. Ю.,
судей Дружининой Л. В., Рубцовой Л. В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Леконцевым Я. Ю.,
при участии:
от истца, - Федорова Е. С., служебное удостоверение;
от ответчика, администрации Краснокамского городского поселения Краснокамского муниципального района, - Шихов М. В., паспорт, доверенность N 17 от 11.07.2011, Волкова С. В., паспорт, доверенность N 32 от 08.11.2011;
ответчика, ИП Семенов А. В. на основании паспорта;
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика - администрации Краснокамского городского поселения Краснокамского муниципального района Пермского края
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 25 августа 2011 года
по делу N А50-10206/2011
принятое судьей О.В. Белокрыловой
по иску заместителя прокурора Пермского края
к администрации Краснокамского городского поселения Краснокамского муниципального района, индивидуальному предпринимателю Семенову Алексею Владимировичу (ОГРН 304591609900035, ИНН 591606987204)
о признании недействительным договора на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования на маршрутах регулярного (сезонного) сообщения в Краснокамском городском поселении,
установил:
заместитель прокурора Пермского края (далее - истец) обратился в Арбитражный суд Пермского края с иском к администрации Краснокамского городского поселения Краснокамского муниципального района (далее - администрация, ответчик) и к индивидуальному предпринимателю Семенову Алексею Владимировичу (далее - ИП Семенов А. В., ответчик) о признании недействительным договора N 22 от 31.12.2009 на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования на маршрутах регулярного (сезонного) сообщения в Краснокамском городском поселении (л.д. 4-6).
Решением Арбитражного суда Пермского края от 25.08.2011 (резолютивная часть от 25.08.2011, судья Белокрылова О. В.) исковые требования удовлетворены. Оспариваемый договор N 22 от 31.12.2009 признан недействительным (л.д. 60-65).
Ответчик (администрация Краснокамского городского поселения Краснокамского муниципального района), оспаривая решение суда, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить. В обоснование своих требований апеллянт указывает на то, что маршруты, поименованные в оспариваемом договоре, являются коммерческими, осуществляются на транспортных средствах и за счет перевозчика; в обеспечение деятельности данных маршрутов бюджетные средства не используются, договор заключен в целях упорядочивания пассажирских перевозок городским автомобильным транспортом. По мнению автора жалобы, поскольку услуги пассажирских перевозок по договору с ИП Семеновым А. В. за счет средств местного бюджета не оплачиваются, данный договор не обладает признаками муниципального заказа, к нему неприменимы нормы Федерального закона N 94-ФЗ от 21.07.2005, следовательно, администрация для заключения оспариваемого договора не должна была проводить конкурс. Полагает, что договор не обладает признаками муниципального заказа, следовательно, он не является муниципальным контрактом, а значит - является коммерческим.
Представитель ответчика (администрации) в судебном заседании 09 ноября 2011 года поддержал доводы апелляционной жалобы, просил жалобу удовлетворить, решение суда отменить.
Второй ответчик (ИП Семенов А. В.) в отзыве на жалобу доводы администрации поддерживает, просит жалобу администрации удовлетворить, решение суда отменить.
Предприниматель в судебном заседании доводы администрации поддержал, просил жалобу удовлетворить, решение суда отменить.
Истец в письменном отзыве на жалобу доводы администрации отклоняет, считает их необоснованными, просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель истца доводы отзыва поддержал.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 31.12.2009 между администрацией Краснокамского городского поселения (Организатор пассажирских перевозок) и индивидуальным предпринимателем Семеновым Алексеем Владимировичем (Перевозчик) был заключен договор N 22 на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования на маршрутах регулярного (сезонного) сообщения в Краснокамском городском поселении на один год (пункт 9.2. договора - л.д. 11), дополнительное соглашение о продлении действия договора (л.д. 13).
В соответствии с предметом данного договора (п.1.1., п.1.2.) администрация Краснокамского городского поселения в целях удовлетворения потребностей населения города в пассажирских перевозках поручила, а Перевозчик принял на себя обязательства по осуществлению перевозки пассажиров автомобильным транспортом на маршрутах N 11, N 15, N 20 (один график) регулярного (сезонного) сообщения Краснокамского городского поселения по утвержденным тарифам. Перечень графиков движения и маршрутов регулярного сообщения указывалось в Приложении N 1 и N 2, которые являлись неотъемлемой частью договора (л.д. 8-12).
Полагая, что заключая договор на срок 1 год, администрация Краснокамского городского поселения должна была провести конкурс на право заключения договора, и указывая на нарушение администрацией ст.3 Закона Пермского края от 12.10.2006 N 19-КЗ "Об основах организации транспортного обслуживания населения на территории Пермского края"; ст.15, ст.16 ФЗ "О защите конкуренции"; ст.168 ГК РФ и указывая на то, что заключение спорного договора без проведения конкурса направлено на ограничение доступа на рынок услуг по перевозке пассажиров иных хозяйствующих субъектов, а также на создание преимущественных условий в осуществлении данной деятельности ИП Семенову А. В., Заместитель прокурора Пермского края обратился в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из положений Федерального закона N 94-ФЗ от 21.07.2005, а также Положения об организации пассажирских перевозок городским автомобильным транспортом общего пользования на маршрутах регулярных перевозок Краснокамского городского поселения и пришел к выводу, что оспариваемый договор, заключенный без проведения конкурса, противоречит ст. 3 Закона Пермского края от 12.10.2006 N 19-КЗ "Об основах организации транспортного обслуживания населения на территории Пермского края" и ст.ст. 15, 16 Федерального закона "О защите конкуренции".
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзывов на нее, заслушав представителей сторон, оценив представленные доказательства в соответствии с положениями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
Суд первой инстанции правильно указал, что прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями (абзац 2 части 1 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При этом, прокурор, обратившийся в арбитражный суд, пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности истца.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации судебной защите подлежат оспоренные или нарушенные права.
В силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
В соответствии со статьей 34 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
Согласно части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу статьи 1 Федерального закона N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" основными задачами в сфере регулирования безопасности дорожного движения являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из названного Федерального закона и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (статья 4 Федерального закона N 196-ФЗ).
В соответствии со статьей 10 Федерального закона N 196-ФЗ в целях реализации государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения разрабатываются федеральные, региональные и местные программы, направленные на сокращение количества дорожно-транспортных происшествий и снижение ущерба от этих происшествий. Федеральные программы разрабатываются в соответствии с требованиями к таким программам, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. Федеральные, региональные и местные программы обеспечения безопасности дорожного движения финансируются за счет средств соответствующих бюджетов и внебюджетных источников.
Из статьи 13 Федерального закона N 196-ФЗ следует, что федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, юридические и физические лица, в ведении которых находятся автомобильные дороги, принимают меры к обустройству этих дорог предусмотренными объектами сервиса в соответствии с нормами проектирования, планами строительства и генеральными схемами размещения указанных объектов, организуют их работу в целях максимального удовлетворения потребностей участников дорожного движения и обеспечения их безопасности, представляют информацию участникам дорожного движения о наличии таких объектов и расположении ближайших учреждений здравоохранения и связи, а равно информацию о безопасных условиях движения на соответствующих участках дорог.
Таким образом, решение вопросов о создании условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания в границах муниципального образования находится в компетенции органов местного самоуправления.
В силу пункта 7 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения.
Орган местного самоуправления в целях обеспечения транспортного обслуживания населения, а также соблюдения прав населения на жизнь и здоровье, на свободу передвижения, в частности путем использования личного автомобильного транспорта, вправе, исходя из данных об интенсивности дорожного движения и пропускной способности автомобильных дорог, проводить конкурс на право осуществления пассажирских перевозок по автобусному маршруту, проходящему в пределах данного муниципального образования и не отнесенному к муниципальному заказу.
Порядок организации пассажирских перевозок городским автомобильным транспортом общего пользования на маршрутах регулярных перевозок Краснокамского городского поселения был утвержден решением Думы Краснокамского городского поселения N 102 от 27.05.2009 (л.д. 35 -40).
В соответствии с пунктами 1.1. и 1.2. Положение об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования на маршрутах регулярных перевозок города Краснокамска регулирует отношения, связанные с организацией транспортного обслуживания населения автомобильным пассажирским транспортом общего пользования, и устанавливает основные принципы организации пассажирских перевозок на маршрутах регулярных перевозок автомобильным транспортом общего пользования на территории Краснокамского городского поселения.
При этом, Положение является обязательным для всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров автомобильным транспортом общего пользования на территории Краснокамского городского поселения.
В соответствии с п. 4.1. Положения допуск перевозчиков к выполнению пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования на маршрутах регулярных перевозок Краснокамского городского поселения по муниципальному заказу осуществляется по результату открытого конкурса на выполнение муниципального заказа, за исключением случаев, указанных в пункте 4.4. настоящего Положения.
На основании п.4.4. Положения допуск перевозчиков к выполнению регулярных перевозок по муниципальному заказу без проведения конкурса возможен в следующих случаях:
- если заявка на участие в конкурсе представлена только одним перевозчиком;
- если потребность в регулярных перевозках обусловлена обстоятельствами, которые невозможно было предусмотреть заранее в пределах сроков, необходимых для организации и проведения конкурса.
Согласно п. 4.10 указанного Положения муниципальный контракт на осуществление регулярных перевозок, распределенных по результатам конкурса, заключается на срок не менее одного года. Сокращение указанного срока договора допускается по предложению одной из сторон, заключивших договор.
Как следует из статьи 10 Федерального закона от 21.07.2005 N 94 -ФЗ "О
размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", размещение заказа может осуществляться: путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме; без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).
Во всех случаях размещение заказа осуществляется путем проведения торгов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом (ст.55).
Ни один из случаев, перечисленных в ст.55 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ, когда заказчик предлагает заключить контракт либо иной гражданско-правовой договор только одному исполнителю, к рассматриваемому спору не относится.
Суд первой инстанции правильно указал, что заключение договора на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом без проведения конкурса законодательно также не предусмотрено.
Из оспариваемого договора следует, что он заключен на основании Положения об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования на маршрутах регулярного сообщения Краснокамского городского поселения на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования на маршрутах регулярного (сезонного) сообщения в Краснокамском городском поселении в целях удовлетворения потребностей населения города в пассажирских перевозках.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции, учитывая, что никакого упоминания о коммерческих пассажирских перевозках ни в названии договора, ни в его тексте не имеется, кроме того, в соответствии с пунктами 6.3., 6.4. спорного договора выпадающие доходы Перевозчика от перевозки пассажиров с использованием социальных проездных документов и проездных билетов учащихся подлежат компенсации за счет средств, выделенных на эти цели бюджетами уровней, в соответствии с законодательством Российской Федерации, Пермского края, нормативно - правовыми актами Краснокамского муниципального района, Краснокамского городского поселения. Компенсация Перевозчику убытков и выпадающих доходов, связанных с перевозкой пассажиров на городских маршрутах регулярного сообщения, осуществляется в порядке, установленном действующими нормативными и правовыми актами, пришел к обоснованному выводу, что заключенный без проведения конкурса договор N 22 от 31.12.2009 противоречит действующим требованиям - ст. 3 Закона Пермского края от 12.10.2006 N 19-КЗ "Об основах организации транспортного обслуживания населения на территории Пермского края", согласно которой основными принципами организации транспортного обслуживания населения является, в том числе, и равный доступ на рынок транспортных услуг перевозчиков независимо от организационно-правовых форм и форм собственности; а также противоречит ст.15, ст.16 ФЗ "О защите конкуренции", согласно которым органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции; запрещается заключать между органами местного самоуправления любые соглашения, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, к ограничению доступа на товарный рынок или устранению с него хозяйствующих субъектов, и заключение спорного договора без проведения конкурса направлено на ограничение доступа на рынок услуг по перевозке пассажиров иных хозяйствующих субъектов, а также на создание преимущественных условий в осуществлении данной деятельности ИП Семенову А. В., в связи с чем правомерно удовлетворил заявленные требования.
Доводы апелляционной жалобы рассмотрены судом апелляционной инстанции и отклонены как необоснованные, направленные на переоценку выводов суда первой инстанции, что недопустимо в силу положений ст. 268 АПК РФ.
Решение суда от 25.08.2011 является законным и обоснованным и отмене не подлежит. Основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 25 августа 2011 года по делу N А50-10206/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
В. Ю. Назарова |
Судьи |
Л. В. Дружинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-10206/2011
Истец: Заместитель прокурора Пермского края, Прокуратура Пермского края, Прокуратура ПК
Ответчик: Администрация Краснокамского городского поселения, Администрация Краснокамского городского поселения Краснокамского муниципального района, Семенов А В, Семенов Алексей Владимирович