г. Самара |
|
11 ноября 2011 г. |
Дело N А55-8804/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 ноября 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 ноября 2011 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кувшинова В.Е., судей Филипповой Е.Г., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Алтаевой Я.В.,
с участием в судебном заседании:
представителя Министерства управления финансами Самарской области - Первушиной Н.И. (доверенность от 16 декабря 2010 года N МФ-13-07/2548),
представителя общества с ограниченной ответственностью "Гранд" - Башева О.А. (доверенность от 20 июня 2011 года),
рассмотрев в открытом судебном заседании 09 ноября 2011 года в помещении суда апелляционную жалобу Министерства управления финансами Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 05 сентября 2011 года по делу N А55-8804/2011 (судья Черномырдина Е.В.),
принятое по заявлению ООО "Гранд", г.Самара,
к Министерству управления финансами Самарской области, г.Самара,
о признании незаконным решения и обязании произвести определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Гранд" (ОГРН 1096316005620, ИНН 6316145934) (далее - ООО "Гранд", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным решения Министерства управления финансами Самарской области (далее - министерство) об отказе в выдаче разрешения на проведение негосударственной региональной бестиражной лотереи "ПИК удачи" от 18.02.2011 N МФ-13-07/325, обязании внести указанную лотерею в реестр региональных лотерей, проводимых на территории Самарской области (т.1 л.д.2-6).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 05.09.2011 по делу N А55-8804/2011 заявление удовлетворено. Суд признал незаконным решение министерства об отказе в выдаче разрешения на проведение негосударственной региональной бестиражной лотереи "ПИК удачи" от 18.02.2011 N МФ-13-07/325 и обязал министерство устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем внесения негосударственной региональной бестиражной лотереи "ПИК удачи" в реестр региональных лотерей, проводимых на территории Самарской области (т.5 л.д.9-13).
В апелляционной жалобе министерство просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт (т.5 л.д.16-23).
Общество апелляционную жалобу отклонило по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
В судебном заседании представитель министерства поддержал апелляционную жалобу по основаниям, приведенным в жалобе.
Представитель общества отклонил апелляционную жалобу по основаниям, приведенным в отзыве.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее и в выступлении представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, общество обратилось к министерству с заявлением о предоставлении разрешения на проведение негосударственной региональной бестиражной лотереи "ПИК удачи" (т. 4 л.д.162).
Министерство уведомило заявителя о принятии 18.02.2011 решения N МФ-13-07/325 об отказе выдаче разрешения на проведение негосударственной региональной бестиражной лотереи "ПИК удачи" (т.1 л.д.9, 10-13).
В оспариваемом решении от 18.02.2011 N МФ-13-07/325 министерство ссылается на нарушение обществом части 1 статьи 19, пункта 2 статьи 3, статьи 8 Федерального закона от 11.11.2003 N138-ФЗ "О лотереях" (далее - Закон о лотереях), Федерального закона от 29.12.2006 N244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ".
Не согласившись с принятым решением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, удовлетворив заявленные требования, правильно применил нормы материального права.
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона о лотереях лотерея - игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи.
На основании пункта 3 статьи 2 Закона о лотереях призовой фонд лотереи - совокупность денежных средств, иного имущества или услуг, предназначенных для выплаты, передачи или предоставления выигрышей согласно условиям лотереи.
Согласно части 4 статьи 2 Закона о лотереях под розыгрышем призового фонда лотереи понимается процедура, которая проводится организатором лотереи или по поручению оператором лотереи с использованием лотерейного оборудования, на принципе случайного определения выигрышей и с помощью которой определяются выигравшие участники лотереи и подлежащие выплате, передаче или предоставлению этим участникам выигрыши.
В пункте 8 данной нормы Закона о лотереях дано понятие проведения лотереи - это осуществление мероприятий, включающих в себя заключение договоров (контрактов) с оператором лотереи, изготовителем лотерейных билетов, изготовителем лотерейного оборудования, программных продуктов и (или) иных необходимых для проведения лотереи договоров (контрактов), распространение лотерейных билетов и заключение договоров с участниками лотереи, розыгрыш призового фонда лотереи, экспертизу выигрышных лотерейных билетов, выплату, передачу или предоставление выигрышей участникам лотереи.
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о лотереях виды лотереи, проводимой на территории Российской Федерации, определяются в зависимости от способа ее проведения, способа формирования призового фонда лотереи, территории ее проведения, организатора лотереи и технологии проведения лотереи.
В силу пункта 3 названной статьи Закона о лотереях лотерея в зависимости от способа формирования ее призового фонда подразделяется на лотерею, право на участие в которой связано с внесением платы, за счет которой формируется призовой фонд лотереи, а также на лотерею, право на участие в которой не связано с внесением платы и призовой фонд которой формируется за счет средств организатора лотереи (стимулирующая лотерея).
Пунктом 1 статьи 6 Закона о лотереях установлено, что разрешение на проведение лотереи выдается заявителю федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления на срок не более чем пять лет на основании заявления о предоставлении указанного разрешения.
Из материалов дела следует, что 16.12.2010 ООО "Гранд" в соответствии с частью 6 статьи 6 и статьи 8 Закона о лотереях направило в адрес министерства заявление о предоставлении разрешения на проведение негосударственной региональной бестиражной лотереи "ПИК удачи" К заявлению приложены: условия проведения лотереи; нормативы распределения выручки от проведения лотереи (в процентах); макет лотерейного билета (квитанции, иного предусмотренного условиями лотереи документа) с описанием обязательных требований к нему и при необходимости способов защиты лотерейного билета от подделки, а также с описанием нанесенных на него скрытых надписей, рисунков или знаков; правила идентификации лотерейного билета при выплате, передаче или предоставлении выигрыша; технико-экономическое обоснование проведения Лотереи на весь период ее проведения с указанием источников финансирования расходов на организацию Лотереи, проведение лотереи и с расчетом предполагаемой выручки от проведения лотереи; описание и технические характеристики лотерейного оборудования; порядок учета распространенных и нераспространенных билетов; порядок возврата и хранения, уничтожения или использования в других тиражах нераспространенных лотерейных билетов; порядок изъятия нераспространенных лотерейных билетов; порядок хранения невостребованных выигрышей и порядок их востребования по истечении сроков получения выигрышей; засвидетельствованные в нотариальном порядке копии учредительных документов ООО "Гранд"; бухгалтерский баланс ООО "Гранд"; справка налогового органа об отсутствии у ООО "Гранд" задолженности по налогам и сборам.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод, что обществом соблюдены требования законодательства о лотереи в части получения разрешения на проведение лотереи "ПИК удачи".
При этом в заявлении обществом указан вид заявленной к проведению лотереи, в зависимости от технологии ее проведения - бестиражная региональная негосударственная лотерея, проводимая в обычном режиме (п.1.2 Условий лотереи).
Одним из оснований для отказа в оспариваемом решении министерства указывается, что порядок проведения розыгрыша призового фонда лотереи "ПИК удачи", изложенный в ее условиях, не предполагает распространение среди участников лотереи лотерейных билетов, что, по мнению государственного органа, противоречит части 1 статьи 19 Закона о лотереях.
В п. 5.2 Условий лотереи, а также в приложении N 1, 3, 4 определено, что условия проведения негосударственной региональной бестиражной лотереи "ПИК удачи" не предусматривают лотерейного билета или любого иного документа на бумажном носителе, служащего для оформления договора участия в лотереи, заключаемого между участником лотереи и ее организатором, а предусматривают использование электронных аналогов лотерейных билетов.
В соответствии с Условиями лотереи электронным аналогом лотерейного билета признается заранее сгенерированная лотерейной программой случайная последовательность чисел, визуализируемая лотерейным оборудованием как особая комбинация лотерейных символов.
Пункт 3 части 6 статьи 6 Закона о лотереях предусматривает возможность использования не только лотерейных билетов, но и иного, предусмотренного условиями лотереи документа.
Таким образом, закон не предусматривает обязательное использование лотерейного билета, а допускает использование квитанции или иного документа, предусмотренного условиями лотереи.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1063 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в случаях, предусмотренных правилами организации игр, договор оформляется выдачей лотерейного билета, квитанции или иного документа, а также иным способом.
Суд первой инстанции правильно указал, что средством заключения договора между организатором и участником лотереи может быть не только лотерейный билет, но и иной документ, в том числе в электронной форме.
Проведение лотереи с использованием электронных документов полностью соответствует действующему гражданскому законодательству, так как использование в гражданских правоотношениях электронного документооборота предусмотрено статьей 434 ГК РФ.
Суд первой инстанции правомерно отклонил довод министерства о том, что при проведении лотереи "ПИК удачи" не предполагается выдача участникам лотереи квитанции лотерейных билетов, иных документов, подтверждающих факт заключения договора между участником и организатором лотереи, и нарушается порядок проведения розыгрыша призового фонда лотереи.
В обоснование своих доводов заявителем представлено заключение специалиста от 12.08.2011 (т. 4 л.д.189-191), подготовленное на основании запроса общества. Согласно данному заключению исследуемое программное обеспечение является лотерейным и может использоваться в составе специального лотерейного оборудования (аппаратно-программного комплекса), предназначенного для розыгрыша лотереи. Кроме того, в заключении сделан вывод о том, что при заявленных ООО "Гранд" условиях применения исследуемого программного обеспечения в составе аппаратно-программного комплекса возможно использование данного комплекса как лотерейного оборудования и оснащение его исследуемым программным обеспечением для проведения региональной негосударственной бестиражной лотереи "ПИК удачи".
Ссылка министерства на то, что заключение специалиста от 12.08.2011 выполнено ненадлежащим лицом и в ненадлежащем порядке, в связи с чем, не может рассматриваться в качестве допустимого доказательства, судом первой инстанции правомерно признана несостоятельной.
В материалы дела заявителем представлена копия диплома от 24.06.2004, согласно которому Владимирову А.С. присуждена квалификация инженера по специальности "Бытовая радиоэлектронная аппаратура" (т. 4 л.д. 194). Представленное заявителем заключение специалиста не является заключением эксперта, вместе с тем отвечает критериям допустимости, установленным статьями 64, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд первой инстанции правомерно отклонил довод министерства о том, что порядок проведения розыгрыша призового фонда лотереи "ПИК удачи" противоречит требованиям статьи 19 Закона о лотереях, так как предусматривает использование лотерейного оборудования.
Статья 19 Закона о лотереях не содержит способы определения выигрышей - с помощью или без помощи лотерейного оборудования. Пунктами 5.6, 5.7, 5.8 Условий лотереи конкретно определен порядок приобретения права участников на участие в розыгрыше призового фонда. В соответствии с Условиями лотереи виды, названия и изображения лотерейных символов, содержащихся в приложении N 1 к Условиям лотереи, позволяют при проведении розыгрыша призового фонда лотереи выявить нанесенные на электронный документ скрытые надписи, рисунки или знаки, сопоставить выявленную участником бестиражной лотереи информацию с условиями бестиражной лотереи.
Следовательно, такой порядок проведения розыгрыша не противоречит требованиям статьи 19 Закона о лотереях.
Ссылка в оспариваемом решении министерства на то, что Условия лотереи "ПИК удачи" не содержат порядок определения регистрации лотерейных ставок, является неосновательной.
Порядок определения регистрации лотерейных ставок указан в пункте 8 Условий лотереи "ПИК удачи" и согласуется с требованиями пункта 12 части 2 статьи 8 Закона о лотереях.
Суд первой инстанции правомерно отклонил довод министерства о том, что Условия лотереи "ПИК удачи" не устанавливают порядок получения выигрышей по истечении сроков их получения.
Данный порядок установлен в Приложении N 10 к Условиям лотереи - порядок хранения невостребованных выигрышей и порядок их востребования по истечении сроков получения выигрышей региональной негосударственной бестиражной лотереи "ПИК удачи" (т.1 л.д.51).
В материалы дела заявителем представлен приказ директора ООО "Гранд" от 12.12.2010 N 1/п "Об утверждении формы выписки из лотерейной программы, установленной в лотерейном оборудовании, используемом для проведения лотереи "ПИК удачи", содержащей сведения о выигрыше участника", которым утверждена форма выписки из лотерейной программы (т.4 л.д.192, 193).
Суд первой инстанции правомерно отклонил довод министерства о том, что лотерея "ПИК удачи" по технологии ее проведения является лотерей, проводимой в режиме реального времени.
Из пояснений представителя заявителя и материалов дела следует, что в соответствии с пунктом 2 Условий лотерея "ПИК удачи" является лотерей, проводимой в обычном режиме, право на участие в которой связано с внесением платы за счет которой формируется призовой фонд лотереи и в соответствии с п.5.6 Условий розыгрыш призового фонда лотереи осуществляется в ходе заключения договоров между участниками лотереи и организатором лотереи состоит в выборе участником лотереи электронного аналога лотерейного билета из массива электронного аналога электронных билетов, который может оказаться выигрышным в соответствии с настоящими Условиями. Пункты 5, 6, 8 Условий предусматривают поэтапное осуществление розыгрыша призового фонда лотереи, что соответствует требованиям пункта 2 части 6 статьи 3 Закона о лотереях.
В соответствии с пунктом 6 статьи 2 Закона о лотереях ООО "Гранд" является организатором региональной лотереи, так как является юридическим лицом, созданным в соответствии с законодательством РФ, находится на территории Российской Федерации, имеет соответствующие технические средства (т.1 л.д.15-32).
Суд первой инстанции правомерно отклонил довод министерства, что общество намерено провести на территории Самарской области азартную игру.
Доказательств того, что ООО "Гранд" осуществляет деятельность по игорному бизнесу суду не представлено.
Суд первой инстанции, оценив представленные сторонами доказательства, сделал правильный вывод, что решение Министерства управления финансами Самарской области от 18.02.2011 года N МФ-13-07/325 об отказе в выдаче разрешения на проведение негосударственной региональной бестиражной лотереи "ПИК удачи" не соответствует требованиям статей 2, 6, 8, 19 Закона о лотереях, статье 434 ГК РФ и нарушает права заявителя в сфере предпринимательской деятельности, так как проведение лотереи является одним из основных видов деятельности общества. При этом целью проведения лотереи является извлечение прибыли и получение дополнительных средств, в том числе в виде целевых отчислений от лотереи для финансирования социально значимых объектов и мероприятий.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод о недоказанности министерством соблюдения законности при принятии оспариваемого решения, в связи с чем, требования заявителя подлежат удовлетворению.
В силу части 3 пункта 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должны содержаться указания на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требований заявителя полностью или в части.
В качестве способа восстановления нарушенных прав заявитель просит обязать Министерство управления финансами Самарской области внести негосударственную региональную бестиражную лотерею "ПИК удачи" в реестр региональных лотерей, проводимых на территории Самарской области.
Суд первой инстанции правомерно признал, что заявленный обществом способ защиты в рамках рассмотрения его заявления соответствует целям восстановления нарушенных прав общества.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права.
Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Расходы по государственной пошлине, согласно ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и ст. 333.21 НК РФ относятся на министерство, но не взыскиваются, в связи с освобождением от ее уплаты в соответствии со ст. 333.37 НК РФ.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 05 сентября 2011 года по делу N А55-8804/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства управления финансами Самарской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Е.Кувшинов |
Судьи |
Е.Г.Филиппова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-8804/2011
Истец: ООО "Гранд"
Ответчик: Министерство управления финансами Самарской области
Хронология рассмотрения дела:
06.06.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7137/12
20.03.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-360/12
11.11.2011 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-12105/11
05.09.2011 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-8804/11