город Ростов-на-Дону |
|
11 ноября 2011 г. |
дело N А32-384/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 ноября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 ноября 2011 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ильиной М.В.,
судей Тимченко О.Х., Фахретдинова Т.Р.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
Решетниковым Р.А.,
в отсутствие представителей участвующих в деле лиц,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Воронежской региональной общественной организации инвалидов "Планета"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 02.08.2011 по делу N А32-384/2011,
принятое в составе судьи Савина Р.Ю.,
по заявлению Воронежской региональной общественной организации инвалидов "Планета" (ОГРН 1033692001342/ ИНН 3666082403)
к Департаменту лесного хозяйства Краснодарского края
о признании недействительными приказа и решения департамента
УСТАНОВИЛ:
Воронежская региональная общественная организация инвалидов "Планета" (далее - ВРООИ "Планета", заявитель) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Департаменту лесного хозяйства Краснодарского края (далее - департамент) о признании недействительным приказа Департамента лесного хозяйства Краснодарского края от 26.10.2009 N 969 "О проведении аукциона по продаже права на заключение договоров аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности" и решения Департамента лесного хозяйства Краснодарского края о проведении торгов 30.12.2009 г.. по продаже права на заключение договоров аренды, оформленное извещением о проведении торгов, в части одного из условий торгов - формы договора аренды лесного участка, подлежащего заключению с победителем торгов в отношении пунктов: 2.2-2.6, второе предложение пункта 2.7, пункта 2.9, пункта 2.10 (в части перерасчета арендной платы с момента регистрации дополнительного соглашения о применении нового размера коэффициента к арендной плате), пунктов 2.11-2.13, 3.1.2, 3.4.8, 3.4.9, 3.4.11,3.4.14-3.4.23,4.2,5.1,8.5, приложение N 4 в части момента, с которого начисляется арендная плата (с момента начала действия договора аренды и срока уплаты арендной платы), приложение N 5 в части коэффициента К4 к арендной плате, введенные приказом ответчика (с учетом принятых судом в порядке ст. 49 АПК РФ уточнений требований).
Заявление мотивировано тем, что положения формы договора нарушили право заявителя на участие в торгах на условиях, установленных законом.
Заявитель просил восстановить пропущенный по уважительной причине срок на обжалование. В обоснование ходатайства о восстановлении срока на обжалование заявителем представлено письмо Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз) от 27.01.2011 N 03-01-47/467, адресованное ООО "Городской жилищный фонд". В письме указано, что перерасчет арендной платы осуществляется с момента изменения обстоятельств, определяющих применение коэффициента к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка. Как указывает заявитель, о нарушении своих прав ему стало известно из данного разъяснения.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 02.08.2011 г.. в удовлетворении заявленных требований отказано в связи с пропуском установленного ч.4 ст.198 АПК РФ трехмесячного срока и недоказанностью наличия уважительных причин пропуска срока. Доводы заявителя о несоответствии отдельных положений формы договора аренды форме примерного договора аренды лесного участка, утвержденной постановлением Правительства РФ от 28.05.2007 N 324 и приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 12.02.2010 N 48, судом отклонены как несостоятельные.
Воронежская региональная общественная организация инвалидов "Планета" обжаловала решение Арбитражного суда Краснодарского края от 02.08.2011 г.. в установленном гл.34 АПК РФ порядке, просила оценить ее доводы о противоречии договора аренды форме примерного договора аренды лесного участка, утвержденной постановлением Правительства РФ от 28.05.2007 N 324 и изменить решение, указав на наличие этого противоречия согласно п.29 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в арбитражном суде апелляционной инстанции", а также исключить из мотивировочной части решения два первых абзаца, т.к. результаты рассмотрения ходатайств должны иметь форму определения, а не решения.
В отзыве Департамент лесного хозяйства Краснодарского края апелляционную жалобу не признал, просил оставить решение Арбитражного суда Краснодарского края от 02.08.2011 г.. без изменения. Указал, что заявитель не доказал нарушения своих прав при организации и проведении аукциона, доводы заявителя об участии в аукционе документально не подтверждены. Судом первой инстанции правомерно отказано в восстановлении срока, ввиду отсутствия доказательств уважительности пропуска данного срока с учетом информированности заявителя о назначении и проведении аукциона и нежелании участвовать в нем.
Представители участвующих в деле лиц в судебное заседание не явились. Дело рассмотрено в порядке п.3 ст. 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что Департаментом лесного хозяйства Краснодарского края от 26.10.2009 издан приказ N 969 "О проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности". Приказом предусмотрено проведение аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности 30.12.2009, согласно перечню аукционных единиц к настоящему приказу.
В обеспечение реализации п.4 приказа, предусматривающего публикацию информации о проведении аукциона в средствах массовой информации, в газете "Кубанские новости" от 28.10.2009 опубликовано извещение об аукционе, в том числе о времени и месте его проведения, о месте, дате начала и окончания срока подачи заявок.
28.12.2009 г.. Воронежская региональная общественная организация инвалидов "Планета" подала заявку на участие в аукционе, назначенном на 30.12.2009 г.., о чем свидетельствует представленная расписка о получении документов от 28.12.2009 г.., платежное поручениеN 72 от 25.12.2009 о перечислении задатка за участие в торгах на сумму 463589 рублей, платежное поручение N 61 от 25.12.2009 г.. о перечислении задатка за участие в торгах на сумму 13829 рублей.
Как указал заявитель, от участия в аукционе 30.12.2009 он отказался, поскольку положения формы договора нарушили его право на участие в торгах на условиях, установленных законом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2007 N 324 "О договоре аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности", действовавшим на момент проведения аукциона, были утверждены Правила подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (далее - Правила) и форма примерного договора лесного участка.
В соответствии с пунктом 2 Правил, ст.71 Лесного кодекса Российской Федерации к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 5 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации порядок подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и форма примерного договора аренды лесного участка утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Пунктами 7, 8, 9 Правил подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2007 N 324 (далее - Правила), предусмотрено, что договор аренды лесного участка должен содержать следующие существенные условия: а) сведения о лесном участке, в том числе площадь, местоположение и описание границ лесного участка, кадастровый номер, кадастровая карта (план), которая прилагается к договору как неотъемлемая часть, либо номер учетной записи в государственном лесном реестре и план лесного участка, заверенный органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра (в случае предоставления до 01.01.2010 лесного участка в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета); б) срок договора; в) виды использования лесов, расположенных на лесном участке, предоставляемом в аренду; г) размер арендной платы, условия и сроки внесения арендной платы; д) объемы рубок лесных насаждений и изъятия других лесных ресурсов.
В договоре также указываются следующие условия: а) права и обязанности сторон по договору, в том числе обязанности по охране, защите и воспроизводству лесов; б) ответственность за нарушение условий договора, в том числе неустойки (штрафы, пени); в) основания и порядок расторжения и изменения договора; г) сведения об обременении, ограничении использования лесного участка; д) иные условия, не противоречащие законодательству Российской Федерации (указываются по усмотрению сторон). Размер арендной платы по договору определяется в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 5 Правил аукционы по продаже права на заключение договора проводятся в соответствии с главой 8 Лесного кодекса Российской Федерации. При этом организаторами аукционов в отношении лесных участков, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, являются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления соответственно.
Пунктом 3.1 Положения о департаменте лесного хозяйства Краснодарского края, утвержденного Постановлением главы администрации Краснодарского края от 29.12.2006 N 1183 "О департаменте лесного хозяйства Краснодарского края" предусмотрено, что в соответствии с поставленными задачами Департамент в пределах своей компетенции осуществляет в том числе полномочия по владению, пользованию и распоряжению лесными участками, находящимися в государственной собственности Краснодарского края, в том числе организацию и проведение в установленном порядке аукционов по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности Краснодарского края; предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организация и проведение соответствующих аукционов.
Форма договора аренды, использованная Департаментом при проведении аукциона 30.12.2009, не противоречит требованиям пунктов 7,8 "Правил подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.05.2007 N 324 (ред. от 31.12.2008) "О договоре аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности".
На основании статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.
Лицо, обращающееся в требованием о признании торгов недействительными, должно доказать наличие защищаемого права или интереса с использованием мер, предусмотренных гражданским законодательством.
Для признания торгов недействительными по иску лица, заинтересованного в надлежащем проведении торгов вследствие нарушения порядка их проведения, суд должен оценить, насколько допущенное нарушение является существенным, и могли ли нарушения, на которые ссылается заявитель, повлиять на результаты торгов. В случае, если нарушения, на которые ссылается заявитель, не повлияли и не могли повлиять на результаты торгов, то отсутствуют основания для удовлетворения заявленного требования.
Требование о признании недействительным аукциона не заявлены, доказательства нарушения процедуры проведения аукциона не представлены.
По смыслу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации защите подлежит нарушенное или оспоренное право. Предъявление иска (заявления) должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в арбитражный суд лица.
Заявитель не обосновал и не доказал возможность восстановления своих прав в случае признания недействительным приказа Департамента лесного хозяйства Краснодарского края от 26.10.2009 N 969 "О проведении аукциона по продаже права на заключение договоров аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности" и решения Департамента лесного хозяйства Краснодарского края о проведении торгов 30.12.2009 г.. по продаже права на заключение договоров аренды, оформленное извещением о проведении торгов, в части одного из условий торгов - формы договора аренды лесного участка.
Приказ Минсельхоза РФ от 12.02.2010 N 48 "Об утверждении Порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и формы примерного договора аренды лесного участка" вступил в силу после проведения аукциона 30.12.2009, в связи с чем, ссылка заявителя на несоответствие формы договора аренды, использованного при проведении аукциона, форме примерного договора аренды лесного участка, утвержденной указанным приказом, обоснованно не принята во внимание судом первой инстанции.
Согласно ч.1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (ч.4 ст. 198 АПК РФ).
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 18.11.2004 N 367-О разъяснил, что установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании незаконными действий (бездействия) органов местного самоуправления обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм АПК РФ, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.
В то же время отсутствие причин к восстановлению срока является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования, поскольку установленный ч. 4 ст. 198 АПК РФ срок является сроком существования права на обжалование ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц.
О предполагаемом нарушении своих прав и законных интересов заявителю должно было быть известно не позднее даты проведения аукциона, т.е. 30.12.2009. При этом суд первой инстанции обоснованно учел при определении даты начала исчисления указанного срока, мотивы неучастия заявителя в аукционе, а именно по причине предполагаемого нарушения его прав и законных интересов условиями договора аренды.
Заявитель обратился в суд почти через год после проведения аукциона - 24.12.2010, о чем свидетельствует отметка на почтовом конверте, следовательно, трехмесячный срок с момента, когда ему стало известно о нарушении прав и законных интересов, пропущен. Доказательств уважительности причин пропуска срока установленного ч. 4 ст. 198 АПК РФ заявителем не представлено (ст. 65 АПК РФ).
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 02.08.2011 по делу N А32-384/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
М.В. Ильина |
Судьи |
О.Х. Тимченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-384/2011
Истец: Воронежская региональная общественная организация инвалидов "Планета"
Ответчик: Департамент лесного хозяйства Краснодарского края
Третье лицо: Департамент лесного хозяйства по КК