Заключение Комитета по промышленности, строительству и наукоемким технологиям Государственной Думы Федерального Собрания РФ
от 8 июня 2007 г. N вн. 3.11-16/504
по проекту федерального закона N 438735-4 "О Российской корпорации нанотехнологий", внесенному депутатами Государственной Думы Ю.Г. Медведевым, Е.В. Паниной, Ю.А. Барзыкиным, А.Е. Лихачевым, Н.И. Булаевым, А.А. Кокошиным, Е.А. Федоровым, С.И. Колесниковым
Комитет Государственной Думы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям рассмотрел проект федерального закона N 438735-4 "О Российской корпорации нанотехнологий", внесенному депутатами Государственной Думы Ю.Г. Медведевым, Е.В. Паниной, Ю.А. Барзыкиным, А.Е. Лихачевым, Н.И. Булаевым, А.А. Кокошиным, Е.А. Федоровым, С.И. Колесниковым (далее - законопроект), и сообщает следующее.
Законопроект устанавливает особенности правового положения государственной корпорации "Российская корпорация нанотехнологий" (далее - Корпорация), порядок осуществления ее деятельности, права и обязанности Корпорации, ее организационную структуру, а также порядок реорганизации и ликвидации.
В соответствии с законопроектом Корпорация создается в целях реализации государственной политики в научно-технической и инновационной сфере, содействия перехода экономики Российской Федерации на инновационный путь развития, развития инновационной инфраструктуры, реализации проектов создания перспективных нанотехнологий и наноиндустрии путем осуществления инвестиционной, внешнеэкономической и иной предусмотренной предлагаемым законопроектом деятельности по реализации проектов в области нанотехнологий в России и за рубежом, в том числе с участием иностранного капитала.
Поддерживая своевременность и необходимость принятия рассматриваемого законопроекта, Комитет отмечает следующие замечания к законопроекту.
Статьей 3 законопроекта определяются основные цели и функции Корпорации. При этом в число функций Корпорации включено осуществление функций в качестве специализированной организации по размещению государственных и муниципальных заказов для государственных и муниципальных нужд на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ и др. Указанное положение законопроекта не соответствует Федеральному закону от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", согласно части 2 статьи 6 которого выбор специализированной организации осуществляется заказчиком, уполномоченным органом путем проведения торгов в соответствии с указанным Федеральным законом. В связи с этим, считаем необходимым привести положения законопроекта в соответствие с нормами указанного федерального законов.
При этом законопроектом предусмотрено, что Корпорация может выступать в качестве специализированной организации при размещении заказа как для государственных, так и для муниципальных нужд. Данное положение законопроекта не соответствует концепции разграничения полномочий между уровнями власти, поскольку размещение заказов для нужд субъектов Российской Федерации и для муниципальных нужд является собственным полномочием соответственно органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления. В связи с этим, указанное положение законопроекта нуждается в уточнении.
Требует уточнения часть 1 статьи 3 законопроекта, определяющая основные цели и функции Корпорации, в части того, что Корпорация должна осуществлять деятельности в научно-технической и инновационной сфере по развитию нанотехнологий и наноиндустрии.
Кроме того, частью 3 статьи 3 законопроекта предусмотрена такая функция Корпорации как отбор и финансирование проектов в области нанотехнологий, включая проекты научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. При этом в законопроекте отсутствует какая-либо четкая процедура отбора и финансирования таких проектов, что на практике может привести к злоупотреблениям в данной сфере и неэффективному использованию переданных Корпорации средств федерального бюджета.
В связи с этим Комитет считает необходимым отбор и финансирование проектов в области нанотехнологий осуществлять в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Это же замечание относится и к статье 8 законопроекта, предусматривающей отбор аудиторской организации на конкурсной основе, однако порядок проведения такого конкурса отсутствует. Согласно части 3 статьи 3 законопроекта Корпорация проводит вневедомственную экспертизу соответствующих документов. Следует отметить, что законодательством Российской Федерации была ранее предусмотрена вневедомственная экспертиза только технико-экономического обоснования проектов, предпроектной и проектной документации в области строительства. В связи с этим, непонятно о какой экспертизе идет речь. При этом в законопроекте какие-либо положения о содержании и порядке проведения такой экспертизы отсутствуют, что представляется недопустимым.
Согласно части 3 статьи 4 законопроекта основные направления деятельности, количественные ограничения на привлечение Корпорацией заемных средств, условия участия в уставном капитале хозяйственных обществ, в других организациях, порядок формирования резервного и иных целевых фондов Корпорации предлагается установить в Регламенте Корпорации, утверждаемом Правительством Российской Федерации. По мнению Комитета, основные направления деятельности Корпорации, основные принципы расходования Корпорацией средств необходимо определить непосредственно в законопроекте, а не в регламентах Корпорации.
В статье 5 законопроекта следует уточнить порядок формирования имущества Корпорации, а именно размер имущественного взноса Российской Федерации для создания Корпорации. Так, часть 1 статьи 5 законопроекта содержит лишь отсылку на статью 20 законопроекта, в соответствии с которой должен определяться имущественный взнос Российской Федерации. Между тем статья 20 законопроекта указанный вопрос не раскрывает, регламентируя лишь направления расходования денежных средств Корпорации.
Кроме того, в законопроекте нет ясности по вопросу, каким органом осуществляется контроль за соблюдением Регламента Корпорации. Так, на основании части 3 статьи 6 законопроекта такой контроль осуществляется, в том числе, на основе годовой бухгалтерской отчетности, аудиторского заключения и других документов, однако наименование конкретного органа, осуществляющего контроль за деятельностью Корпорации, а также основные принципы контроля за целевым использованием выделяемых Корпорации из федерального бюджета средств в законопроекте отсутствуют.
В статье 7 законопроекта целесообразно определить конкретные источники, в которых будет осуществляться обязательное опубликование годового отчета и годовой бухгалтерской отчетности Корпорации.
Требует доработки и механизм формирования состава наблюдательного совета Корпорации, предложенный статьей 10 законопроекта. Так, вызывает сомнение возможность "назначения Правительством Российской Федерации" членов наблюдательного совета из пяти представителей Федерального Собрания Российской Федерации. По мнению Комитета, состав наблюдательного совета может формироваться в том числе по предложениям Государственной Думы и Совета Федерации Федерального собрания и утверждаться соответствующим решением Правительства Российской Федерации.
Вместе с тем требует существенной доработки порядок формирования состава научно-технического совета Корпорации. Так, согласно части 1 статьи 17 законопроекта научно-технический совет Корпорации формируется из числа лиц, имеющих опыт и знания в сфере разработки и внедрения инноваций в области нанотехнологий. Между тем непосредственно в законопроекте, по аналогии с порядком формирования наблюдательного совета, должны содержаться положения о тех органах, которые вправе направлять предложения по кандидатурам для включения # состав совета. Кроме того, в части 2 статьи 17 законопроекта следует уточнить конкретное количество членов научно-технического совета Корпорации, а в абзаце пятом части 2 законопроекта необходимо определить какой орган утверждает положение о научно-техническом совете Корпорации, принимая во внимание, что такими полномочиями ни Правительство Российской Федерации, ни наблюдательный совет или правление Корпорации согласно законопроекту не наделено.
Статьей 19 законопроекта устанавливается ограничение на предельный размер средств ежегодного бюджетного финансирования, которые могут быть использованы на административно-управленческие расходы, в размере 10 процентов.
Необходимо отметить, что, во-первых, нецелесообразно осуществлять привязку указанного ограничения именно к ежегодным суммам бюджетного финансирования, поскольку их размер может существенно отличаться в различные периоды, в то время как административно-управленческие расходы Корпорации являются относительно стабильной величиной. Во-вторых, по мнению Комитета, указанный предел недостаточно обоснован и, возможно, завышен.
В связи с изложенным предлагается на основании дополнительных обоснований уточнить редакцию данной статьи, в том числе в виде возможного установления предельных расходов на административно-управленческие цели в абсолютном значении, либо определять значение данного показателя непосредственно наблюдательным советом или иными органами управления Корпорации.
Согласно статье 20 законопроекта направления, порядок и условия размещения и (или) инвестирования временно свободных денежных средств Корпорации, а также предельный размер инвестируемых временно свободных денежных средств ежегодно определяются наблюдательным советом Корпорации.
По мнению Комитета, подобная редакция не устанавливает четких ограничений ни по объемам, ни по возможным направлениям использования временно свободных денежных средств Корпорации.
В связи с этим возникает# опасения, связанные, в частности, с возможностью высокорисковых или низколиквидных вложений средств Корпорации, причем в активы, не связанные с развитием наноиндустрии, что недопустимо. Исходя из этого целесообразно уточнить положения норм статьи 20 законопроекта.
Законопроект содержит также ряд неточностей и внутренних противоречий.
Так, например, согласно части 5 статьи 12 законопроекта внеочередное заседание наблюдательного совета Корпорации проводится по решению его председателя или по требованию службы внутреннего контроля или аудитора Корпорации. Вместе с тем порядок создания и полномочия службы внутреннего контроля в законопроекте не раскрываются.
Кроме того, требует дополнительного обсуждения вопрос целесообразности положений части 3 статьи 21 законопроекта, согласно которой государственная регистрация Корпорации осуществляется без представления документов, необходимых для проведения государственной регистрации, принимая во внимание, что соответствующие изменения в статью 12 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", которой определен состав представляемых при государственной регистрации создаваемого юридического лица документов, законопроектом не предусмотрены. При этом представляется избыточной норма части 3 статьи 21 законопроекта в части определения 5-дневного срока проведения государственной регистрации, поскольку на основании части 1 статьи 8 указанного федерального закона государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.
На основании вышеизложенного, Комитет Государственной Думы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям поддерживает проект федерального закона N 438735-4 "О Российской корпорации нанотехнологий" и рекомендует Государственной Думе принять указанный законопроект при рассмотрении в первом чтении с учетом необходимости доработки ко второму чтению с учетом вышеизложенных замечаний.
Председатель |
М.Л. Шаккум |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.