Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Градостроительного кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Градостроительного кодекса Российской Федерации" предусматривает внесение изменений в ряд федеральных законов, которые направлены на приведение положений указанных федеральных законов в соответствие с Градостроительным кодексом Российской Федерации, вступившим силу с 30 декабря 2004 г.
Предлагаемые законопроектом изменения и дополнения в Градостроительный кодекс Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации и иные федеральные законы являются результатом анализа правоприменительной практики, обобщения выявленных правовых коллизий, а также проведенного анализа норм указанных федеральных законов на предмет противоречий между ними. Анализ статей федеральных законов показал также необходимость внесения в них некоторых редакционных поправок с тем, чтобы ликвидировать неточности изложения норм закона и возможность их неоднозначного толкования.
В связи с тем, что Градостроительный кодекс Российской Федерации предусмотрел иные виды градостроительной документации по сравнению с существовавшими ранее, соответствующие изменения вносятся в Закон Российской Федерации от 14.01.1993 N 4292-1 "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества", Федеральный закон от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях".
Предусмотренные законопроектом изменения в Федеральный закон от 17.11.1995 N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" направлены на исключение положений, не соответствующих Градостроительному кодексу Российской Федерации. Так, исключаются нормы, предусматривающие обязательность разработки проектной документации на основании архитектурно-планировочного задания. Это связано с тем, что согласно статье 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация готовится в соответствии с градостроительным планом земельного участка. В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" подготовка проектной документации осуществлялась на основании архитектурно-планировочного задания только до установления Правительством Российской Федерации формы градостроительного плана земельного участка. В настоящее время постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2005 N 840 указанная форма утверждена.
Исключаются нормы, определяющие понятия "застройщик", "разрешение на строительство" в связи с тем, что данные положения урегулированы в Градостроительном кодексе Российской Федерации. Иные изменения в Федеральный закон "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" направлены на приведение норм закона в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации предусматривают введение возможности лица, заинтересованного в предоставлении ему земельного участка для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключить договор с органами местного самоуправления поселения или городского округа о подготовке документации по планировке территории либо о внесении изменений в документацию по планировке территории.
Необходимость введения такой нормы обусловлена тем, что в настоящее время органы местного самоуправления, как правило, испытывают затруднения в части разработки документации по планировке территории, в том числе из-за нехватки денежных средств.
Предлагаемые законопроектом изменения позволяют решить проблему отсутствия утвержденной документации по планировке. При этом законопроектом гарантируется возмещение затрат лицу, с которым заключен договор о разработке документации по планировке, в случае если по результатам проведения торгов (конкурсов, аукционов) по предоставлению земельных участков для строительства такое лицо не будет признано победителем торгов.
Согласно законопроекту существенным условием договора купли-продажи или аренды земельного участка, заключаемого с победителем торгов (конкурсов, аукционов), является обязанность победителя возместить лицу, с которым был заключен договор о подготовке документации по планировке территории, затраты на подготовку такой документации. При этом размер подлежащих возмещению затрат, а также сроки выплаты средств на возмещение затрат должны быть указаны в извещении о проведении торгов (конкурсов, аукционов).
Законопроектом предусмотрено внесение изменений в Земельный кодекс Российской Федерации в части уточнения процедуры предоставления земельных участков для строительства. Необходимость внесения таких изменений связана с тем, что согласно Градостроительному кодексу Российской Федерации развитие территории, в том числе путем застройки территории, должно осуществляться в соответствии с документами территориального планирования, правилами землепользования и застройки и документацией по планировке территории.
Так, законопроектом предусматривается, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории.
При отсутствии документов по планировке территории предоставление таких земельных участков для строительства может осуществляться в соответствии с проектом границ земельного участка в случаях, указанных в Земельном кодексе Российской Федерации. Законопроектом также уточняются случаи предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта и без предварительного согласования места размещения объекта, устанавливается четкая и прозрачная процедура предоставления земельных участков для строительства по инициативе органов государственной власти, органов местного самоуправления и в случае поступления заявления о предоставлении земельного участка в соответствующий орган, уточняется процедура выбора земельного участка.
В части изменения порядка предоставления находящихся в государственной собственности земельных участков гражданам и юридическим лицам по их обращениям с предварительным согласованием места размещения объекта предлагается исключить "посредническую функцию" органов государственной власти и реализовать принцип "одного окна", при котором во всех случаях, предусматривающих выбор земельного участка, заявители обращаются непосредственно в органы местного самоуправления.
Проведение процедур согласования выбора земельного участка для строительства с соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления осуществляется только в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами.
Кроме того, законопроект конкретизирует состав документации по выбору земельного участка.
Изменения, предлагаемые законопроектом в статьи 14, 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", предусматривают дополнение перечня вопросов местного значения поселений и городских округов полномочиями по принятию решений о развитии застроенных территорий. Указанные изменения необходимы в связи с принятием Федерального закона от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которому полномочия органов местного самоуправления поселения и городского округа в области градостроительной деятельности дополнены полномочиями по принятию решений о развитии застроенных территорий.
Законопроектом предусмотрены также изменения в Федеральный закон от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" в части уточнения положения о том, что перевод земель или земельных участков из одной категории в другую не допускается в случае несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и правилам землепользования и застройки, а не документации по планировке территории. Это связано с тем, что согласно Градостроительному кодексу Российской Федерации именно правилами землепользования и застройки, а не документацией по планировке территории определяется назначение земельных участков.
Предусмотренные законопроектом изменения в Федеральный закон от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" направлены на перенос даты вступления в силу предусмотренного Градостроительным кодексом Российской Федерации запрета на подготовку документации по планировке территории при отсутствии документов территориального планирования с 1 января 2008 года на 1 января 2010 года. Указанное изменение связано с тем, что во многих муниципальных образованиях до сих пор не приняты документы территориального планирования, и их отсутствие может привести к затягиванию сроков подготовки документации по планировке территории, а следовательно, и сроков предоставления земельных участков.
Согласно законопроекту положения о предоставлении земельных участков в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории вступают в силу с 1 января 2008 года. Это обусловлено тем, что требуется время для подготовки органами местного самоуправления соответствующей документации по планировке территории.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Градостроительного кодекса Российской Федерации"
В случае принятия проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Градостроительного кодекса Российской Федерации" не потребуется признание утратившими силу, приостановление, изменение, дополнение действующих или принятие новых актов федерального законодательства.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Градостроительного кодекса Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Градостроительного кодекса Российской Федерации" не потребует дополнительных затрат из средств федерального бюджета на его реализацию.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.