Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по собственности от 14 июня 2007 г. N 3.9-97/10
по проекту федерального закона N 432575-4 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Градостроительного кодекса Российской Федерации", внесенному депутатами Государственной Думы М.Л. Шаккумом, А.Е. Хинштейном, В.И. Шпортом и К.В. Ветровым
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Комитет по собственности рассмотрел проект федерального закона N 432575-4 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Градостроительного кодекса Российской Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы М.Л. Шаккумом, А.Е. Хинштейном, В.И. Шпортом и К.В. Ветровым, и сообщает следующее.
Законопроект представляет собой переработанный вариант ранее внесенного в Государственную Думу депутатами - членами Комитета по собственности и отозванного ими в связи с возникновением разногласий проекта федерального закона N 59975-4 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части предоставления земельных участков для строительства", направленного на систематизацию и уточнение процедуры предоставления земельных участков для строительства.
Следует отметить, что текст законопроекта претерпел существенные изменения, в частности, из него исключены нормы, не соответствующие гражданскому и земельному законодательству Российской Федерации, проведено согласование положений Гражданского, Земельного и Градостроительного кодексов Российской Федерации, внесены соответствующие изменения в иные законодательные акты Российской Федерации, которые безусловно улучшили первоначальную редакцию.
Предлагаемые законопроектом изменения Градостроительного кодекса Российской Федерации и Земельного кодекса Российской Федерации направлены на унификацию порядка предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для строительства, с установлением случаев, в которых такие земельные участки могут предоставляться без проведения торгов (конкурсов, аукционов). Принимая во внимание длительность процедуры подготовки и проведения аукционов при продаже или передаче в аренду земельных участков для жилищного строительства, отсутствие в муниципальных образованиях необходимой землеустроительной документации, а также достаточных финансовых средств для ее подготовки, рассматриваемая законодательная инициатива является безусловно актуальной и заслуживает поддержки.
Вместе с тем к тексту законопроекта имеются отдельные замечания, требующие учета при его подготовке ко второму чтению.
Комитет по собственности считает необходимым обратить внимание на несоответствие названия законопроекта его содержанию.
Сутевой частью законопроекта является новая редакция статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, определяющей порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Использованное же авторами название имеет отношение к существенно меньшей части законопроекта, представляющей собой техническую редакцию отдельных положений некоторых законодательных актов Российской Федерации, обусловленную вовсе не принятием Градостроительного кодекса Российской Федерации, а теми изменениями, которые были внесены в законодательство о градостроительной деятельности в итоге его перманентного совершенствования.
В статье 5 законопроекта, предусматривающей внесение изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, содержатся нормы о землеустройстве и государственном кадастровом учете земельных участков. При этом не учитывается то обстоятельство, что вопросы государственного кадастрового учета земельных участков и землеустройства составляют предмет регулирования федеральных законов "О государственном земельном кадастре" и "О землеустройстве". В настоящее время в Государственной Думе завершается подготовка к рассмотрению во втором чтении внесенных Правительством Российской Федерации проектов федеральных законов N 322152-4 "О государственном кадастре недвижимости" и N 330901-4 "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования проведения землеустройства", которые несколько иначе регулируют вопросы кадастрового учета земельных участков и землеустройства, чем законопроект. В этой связи отдельные нормы последнего нуждаются в согласовании с положениями упомянутых законопроектов.
Подпунктом 3 части 6 статьи 5 законопроекта предусматривается бесплатное предоставление земельных участков в собственность без предварительного согласования места размещения объекта и без проведения торгов (конкурсов, аукционов) по заявлению граждан и юридических лиц в случаях, предусмотренных Земельным кодексом РФ, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Комитет по собственности считает указанное положение законопроекта неприемлемым, противоречащим конституционному принципу о единстве экономического пространства и основополагающему постулату земельного законодательства о платности землепользования в Российской Федерации, а потому подлежащим обязательному исключению при подготовке законопроекта ко второму чтению.
Согласно концепции законопроекта предоставление земельных участков для строительства производится после определения в соответствии с документацией по планировке территории вида (видов) разрешенного использования таких участков.
Однако согласно подпункту 8 части 2 статьи 1 и части 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования определяются на землях, где допускается проведение зонирования территорий. Градостроительным кодексом Российской Федерации предусмотрено проведение градостроительного зонирования (определение территориальных зон и установление градостроительных регламентов). В свою очередь, зонирование территорий, где не действуют градостроительные регламенты, федеральными законами не предусматривается. Таким образом, на таких территориях виды разрешенного использования земельных участков определены быть не могут.
Кроме того, положения Градостроительного кодекса Российской Федерации об установлении градостроительных регламентов в настоящее время в полной мере не реализованы. Следовательно, до принятия правил землепользования и застройки нельзя определить разрешенное использование соответствующих земельных участков, тем более "в случае, если отсутствует документация по планировке территории".
Согласно части 15 статьи 5 законопроекта суд своим решением может обязать исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления предоставить земельный участок с указанием срока и условий такого предоставления.
Вместе с тем Комитету по собственности представляется очевидным, что содержание указанного решения суда должно определяться не земельным законодательством, а гражданско-процессуальным или арбитражно-процессуальным законодательством.
Кроме того, со ссылкой на введение Градостроительным кодексом РФ иных видов градостроительной документации, законопроектом предлагается внести изменение в Закон РФ "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества", изменив редакцию части 3 статьи 6 Закона, предусмотрев в ней необходимость учета обеспечения сохранности воинских захоронений при разработке указанных видов градостроительной документации. По мнению Комитета по собственности данная норма законопроекта является декларативной и не может быть применена на практике, поскольку законопроект не содержит ни определения понятия "учет необходимости обеспечения", ни механизма реализации этой нормы, ни санкций за ее нарушение.
На основании вышеизложенного, Комитет по собственности считает возможным поддержать концепцию проекта федерального закона N 432575-4 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Градостроительного кодекса Российской Федерации".
Председатель Комитета |
В.С. Плескачевский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.