Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
от 14 июня 2007 г. N вн 2.2-1/2452
по проекту федерального закона N 425482-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)", внесенному Законодательным Собранием Краснодарского края
(первое чтение)
Законопроектом предусмотрено дополнение установленного статьей 35 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Федеральный закон) перечня лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, "уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления по месту нахождения должника". Из пояснительной записки следует, что такая норма "позволит им (т.е. указанным органам) должным образом защищать социальные и экономические интересы региона". Таким образом предусматривается участие указанных органов в арбитражном процессе по делу о банкротстве любой организации, на которую распространяется действие Федерального закона.
В этой связи обращаем внимание, что в соответствии с действующей редакцией статьи 35 Федерального закона в арбитражном процессе, кроме лиц указанных в этой статье, участвуют иные лица в случаях, предусмотренных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и самим Федеральным законом. Так, например, в статье 170 Федерального закона, с учетом особенностей банкротства градообразующих организаций установлено, что лицом, участвующим в деле о банкротстве данных организаций признается соответствующий орган местного самоуправления. В иных статьях Федерального закона (см. статью 171 и др.) установлены отдельные правомочия органа местного самоуправления. С учетом заложенного в Федеральном законе принципа обоснованности участия в арбитражном процессе по делу о банкротстве полагаем, что целесообразность внесения общей нормы об участии в этом процессе органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления следует обсудить дополнительно.
В законопроекте предлагается внести изменения в статьи 134 (пункт 4), 138 (пункт 2) Федерального закона. В соответствии с действующей редакцией указанных положений Федерального закона требования залогодержателей удовлетворяются за счет стоимости предмета залога преимущественно перед иными кредиторами, за исключением обязательств перед кредиторами первой и второй очереди, права требования по которым возникли до заключения соответствующего договора залога. Законопроект предусматривает исключение из указанных положений Федерального закона слов "права требования по которым возникли до заключения соответствующего договора залога".
В этой связи обращаем внимание на следующее.
В статьях 134 и 138 Федерального закона в части механизма удовлетворения требований кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом, воспроизводится общее правило пункта 3 статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации. Это правило защищает интересы залогодержателей, так как предоставляет им некоторую гарантию полного удовлетворения требований, возникших после заключения договора о залоге. Предлагаемые же в законопроекте изменения устанавливают приоритет требований кредиторов первой и второй очереди независимо от момента заключения договора о залоге. Полагаем, что данные изменения повысят риск залогодержателей, в частности банков, в части неудовлетворения требований по обеспеченному залогом обязательству. Например, после заключения договора о залоге сумма обязательств должника перед кредиторами первой и второй очереди может значительно превышать сумму таких обязательств, которая сложилась до момента заключения указанного договора. Таким образом, по нашему мнению, предложенные в законопроекте изменения не будут способствовать развитию банковского кредитования, в частности, организаций, осуществляющих деятельность в сфере промышленного производства.
Заместитель начальника управления |
М.Н. Ласточкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.