Заключение Комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам Государственной Думы Федерального Собрания РФ
на проект федерального закона N 414167-4 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об акционерных обществах, об обществах с ограниченной ответственностью, о рынке ценных бумаг и об инвестиционных фондах и Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" в части уточнения определения и конкретизации признаков манипулирования ценами на рынке ценных бумаг"
(об усилении административной ответственности участников финансового рынка за нарушение требований законодательства об акционерных обществах, об обществах с ограниченной ответственностью, о рынке ценных бумаг и об инвестиционных фондах)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 414167-4 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об акционерных обществах, об обществах с ограниченной ответственностью, о рынке ценных бумаг и об инвестиционных фондах и Федеральный закон "О рынке ценных бумаге в части уточнения определения и конкретизации признаков манипулирования ценами на рынке ценных бумаг" (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации, Комитет Государственной Думы по кредитным организациям и финансовым рынкам отмечает следующее.
Согласно пояснительной записке законопроект разработан в целях защиты прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг и направлен на усиление административной ответственности за правонарушения, совершаемые в области законодательства об акционерных обществах, об обществах с ограниченной ответственностью, о рынке ценных бумаг и об инвестиционных фондах.
Законопроектом вносятся в действующее законодательство Российской Федерации следующие изменения:
1. В Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях:
- устанавливается административная ответственность за манипулирование ценами на рынке ценных бумаг;
- предоставляется ФСФР России право рассматривать дела об административных правонарушениях за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности;
- устанавливается административная ответственность за нарушение требований законодательства о хранении документов акционерным обществом, профессиональным участником рынка ценных бумаг, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда, специализированным депозитарием акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда документов, хранение которых является обязательным, а обществом с ограниченной (дополнительной) ответственностью, государственным и муниципальным унитарным предприятием;
- устанавливается административная ответственность за нарушения законодательства о порядке подготовки и проведения общих собраний акционеров, участников обществ с ограниченной ответственностью и владельцев инвестиционных паев закрытых паевых инвестиционных фондов;
- уточняются составы административных правонарушений на рынке ценных бумаг, предусматривая административную ответственность акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, специализированных депозитариев акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов за нарушения требований законодательства;
- предусматривается, что административную ответственность будут нести не только должностные лица, т.е. руководители и другие работники, но и иные лица, в ряде случаев являющиеся субъектами административного правонарушения: члены советов директоров (наблюдательных советов), ликвидационных комиссий, счетных комиссий и т.д.;
- предлагается продлить срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения законодательства об акционерных обществах, об обществах с ограниченной ответственностью, о рынке ценных бумаг и об инвестиционных фондах до одного года;
- предусматривается возможность проведения ФСФР России административного расследования после выявления административного правонарушения в области финансового рынка;
- уточняется редакция в части определения федерального органа исполнительной власти, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях в области законодательства об акционерных обществах, об обществах с ограниченной ответственностью, о рынке ценных бумаг и об инвестиционных фондах, а также предлагается предоставить полномочия по рассмотрению указанных дел заместителям руководителей территориальных органов ФСФР России;
- предусматривается повышение размера штрафов за нарушения законодательства о ценных бумагах: для должностных лиц - до двухсот минимальных размеров оплаты труда; для юридических лиц - до десяти тысяч минимальных размеров оплаты труда.
2. В Федеральный закон "О рынке ценных бумаг":
- уточняется определение и конкретизируются признаки манипулирования ценами на рынке ценных бумаг.
Комитет Государственной Думы по кредитным организациям и финансовым рынкам поддерживает концепцию законопроекта, поскольку считает, что усиление административной ответственности за нарушения в сфере рынка ценных бумаг и совершенствование правовых механизмов выявления и пресечения манипулирования ценами на рынке ценных бумаг являются мерами своевременными и крайне необходимыми, особенно учитывая уровень общественной опасности нарушений на финансовом рынке и негативные последствия от таких нарушений как для отдельных инвесторов и держателей ценных бумаг, так и для экономики страны в целом.
Вместе с тем, законопроект не лишен отдельных недостатков, в том числе правового, юридико-технического и лингвистического характера. При этом, указанные недостатки не являются концептуальными и могут быть устранены в ходе подготовки законопроекта ко второму чтению.
Так, например, внимания заслуживают отдельные формулировки и понятия, используемые в законопроекте, которые в настоящее время не определены в законодательстве Российской Федерации, что может привести к их неоднозначному толкованию и правоприменению (например, "незначительный промежуток времени", "очевидный экономический смысл", "сделки с ценными бумагами, не соответствующей конъюнктуре рынка", "очевидная законная цель", "цена открытия (закрытия)" и т.д.).
Также, представляется целесообразным согласовать отдельные проектируемые нормы законопроекта с действующим законодательством Российской Федерации: пункт 2.1 статьи 51 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" с положениями статьи 101 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 15.24 и 15.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соответственно с положениями Федеральных законов "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" и "О рынке ценных бумаг".
Кроме того, пункт 7 статьи 1 законопроекта дополняет Главу 17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях новой статьей 15.29, устанавливающей ответственность за нарушение требований законодательства, касающихся деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг. Полагаем, что законопроект нуждается в доработке в части конкретизации составов правонарушений, совершаемых профессиональными участниками рынка ценных бумаг. В частности, необходимо специально выделить такие составы как нарушение порядка ведения внутреннего учета сделок профессиональными участниками рынка ценных бумаг; нарушение профессиональными участниками рынка ценных бумаг требований к разделению денежных средств брокера и (или) управляющего и денежных средств его клиентов; нарушения профессиональными участниками рынка ценных бумаг нормативов достаточности собственных средств и некоторые другие.
Учитывая вышеизложенное, Комитет Государственной Думы по кредитным организациям и финансовым рынкам рекомендует принять в первом чтении проект федерального закона N 414167-4 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об акционерных обществах, об обществах с ограниченной ответственностью, о рынке ценных бумаг и об инвестиционных фондах и Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" в части уточнения определения и конкретизации признаков манипулирования ценами на рынке ценных бумаг", внесенный Правительством Российской Федерации, при условии его доработки в части перечисленных замечаний ко второму чтению.
Председатель |
В.М. Резник |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.