Пояснительная записка
по вопросу ратификации Конвенции о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения
Конвенция о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения (далее - Конвенция) подписана от имени Союза Советских Социалистических Республик в г. Монреале 1 марта 1991 г. В техническое приложение к Конвенции были внесены поправки, вступившие в силу 7 марта 2002 г. и 19 декабря 2005 г.
Целью Конвенции является предотвращение актов, терроризма с использованием пластических взрывчатых веществ, направленных на уничтожение воздушных судов, других транспортных средств и прочих объектов. Конвенция создает международный режим маркировки пластических взрывчатых веществ, производимых различными странами.
В основу Конвенции положено обязательство государств-участников производить на своей территории только маркированные пластические взрывчатые вещества, запрещать и предотвращать ввоз на территорию государства и вывоз с его территории таких веществ, осуществлять строгий, эффективный контроль над владением и передачей во владение немаркированных пластических взрывчатых веществ.
Конвенция также предусматривает, что в государстве, принявшем на себя обязательства по ее выполнению, немаркированные пластические взрывчатые вещества будут уничтожаться. Исключение составляют лишь взрывчатые вещества, находящиеся во владении его полномочных органов, осуществляющих военные и полицейские функции, которые подпадают под действие Конвенции и в отношении которых обязательная маркировка или уничтожение не требуются.
Ратификация Конвенции позволит завершить внутригосударственные процедуры, в соответствии с которой Российская Федерация берет на себя определенные обязательства перед мировым сообществом.
Ратификация Российской Федерацией Конвенции не повлечет дополнительных расходов из федерального бюджета. Финансирование технических мероприятий по разработке и внедрению производства маркированных пластических взрывчатых веществ на предприятиях, производящих взрывчатые вещества, осуществляется Роспромом за счет средств, выделенных в рамках федеральной целевой программы "Национальная технологическая база" (раздел XIII "Технологии спецхимии и энергонасыщенных материалов").
Дальнейшее промедление с ратификацией данной Конвенции будет ставить под сомнение серьезность намерений России полнокровно и всесторонне участвовать в усилиях мирового сообщества по борьбе с международным терроризмом, нашу готовность в полном объеме и до конца выполнять принятые на себя международные обязательства. Речь, прежде всего, идет о требованиях, содержащихся в резолюции 1373 (2001 г.) Совета Безопасности ООН, а также решениях саммита лидеров "Группы восьми" в Кананаскисе (Канада, 2002 г.) и Глениглсе (Великобритания, 2005 г.), в документах ОБСЕ, в которых Россия взяла на себя обязательства стать участницей всех 12 глобальных антитеррористических конвенций. В итоговом документе Всемирного саммита 2005 года, состоявшегося 14 - 16 сентября в Нью-Йорке, также содержится призыв к России "без дальнейших задержек присоединиться к 12 международным антитеррористическим конвенциям и протоколам и выполнять их положения".
На фоне безоговорочного осуждения российским и мировым общественным мнением террористических актов на борту российских авиалайнеров в августе 2004 года, осуществленных с использованием именно пластической взрывчатки, ратификация Российской Федерацией указанной Конвенции подтвердит активную позицию нашей страны в вопросе снижения международной общественной, экологической и промышленной опасности при обороте пластических взрывчатых веществ.
На данный момент вступили в силу две поправки к Техническому приложению к Конвенции.
Первая поправка, вступившая в силу 27 марта 2002 г., состоит в исключении орто-мононитротолуола (o-MNT) из списка маркирующих веществ, содержащихся в таблице Технического приложения к Конвенции.
Необходимо отметить, что отечественная боеприпасная отрасль ориентирована на использование других маркирующих соединений из таблицы Технического приложением# к Конвенции. Таким образом эта поправка отвечает интересам нашей страны.
Вторая поправка, вступившая в силу 19 декабря 2005 года, касается увеличения минимального уровня концентрации маркирующего вещества 2,3-диметил-2,3-динитробутана (DMNB) с 0,1% до 1,0% по массе, что отвечает интересам Российской Федерации.
На необходимости принятия этой поправки настаивала, в том числе и российская делегация на заседании Международной организации гражданской авиации (ИКАО), так как при установленной ранее минимальной концентрации ДМНБ (0,1 процента) маркирующее вещество с течением времени частично улетучивалось из пластических взрывчатых веществ.
С учетом изложенного предлагается ратифицировать Конвенцию с уже внесенными в нее двумя поправками.
В подписанной в 1991 году Конвенции содержатся правовые нормы, отличные от правовых норм в этой области, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В связи с этим потребуется внесение изменений в акт федерального законодательства - Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Потребуется внесение изменений также в нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации: в постановление Правительства Российской Федерации от 12 июля 2000 г. N 512 "О порядке ввоза в Российскую Федерацию, вывоза из Российской Федерации и транзита по территории Российской Федерации взрывчатых веществ, в том числе после утилизации боеприпасов, а также отходов их производства, средств взрывания, порохов промышленного назначения и пиротехнических изделий", в постановление Правительства Российской Федерации от 12 июля 2000 г. N 513 "О мерах по усилению государственного контроля за производством, распространением и применением взрывчатых веществ и отходов их производства, а также средств взрывания, порохов промышленного назначения и пиротехнических изделий в Российской Федерации" и постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 2002 г. N 468 "Об утверждении Положений о лицензировании деятельности в области взрывчатых материалов промышленного назначения".
Ратификация Конвенции позволит завершить внутригосударственные процедуры, в соответствии с которой Российская Федерация берет на себя определенные обязательства перед мировым сообществом
Конвенция о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения направлена на обеспечение международного мира и безопасности и затрагивает вопросы международного права.
В этой связи Конвенция о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения подлежит ратификации в соответствии с подпунктами "а" и "г" пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации".
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О ратификации Конвенции о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения"
Реализация Конвенции о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения с поправками к Техническому приложению к Конвенции, вступившими в силу 27 марта 2002 г. и 19 декабря 2005 г., не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.