Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по собственности от 14 июня 2007 г. N 3.9-97/11
по проекту федерального закона N 435117-4 "Об автомобильных дорогах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", внесенному депутатами Государственной Думы М.Л. Шаккумом, В.Н. Ельцовым, А.Е. Хинштейном, В.И. Шпортом, В.А. Лазуткиным, П.П. Камшиловым, В.И. Смоленским, К.В. Ветровым
Досье на проект федерального закона
Комитет по собственности рассмотрел указанный законопроект и отмечает следующее.
Законопроект направлен на установлении единых правовых основ проектирования, строительства, реконструкции, ремонта, содержания, использования и управления федеральными автомобильными дорогами, автомобильными дорогами субъектов Российской Федерации, муниципальными и частными автомобильных дорог.#
Законопроект содержит основы классификации автомобильных дорог в Российской Федерации; определяет компетенцию органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в дорожном хозяйстве; упорядочивает систему прав и обязанностей организаций и граждан, использующих автомобильные дороги, участвующих в их эксплуатации или развитии, в том числе на платной основе с привлечением частных инвестиций.
Законопроект носит комплексный характер и является законодательным актом, регламентирующим правовые отношения в сфере дорожного хозяйства.
Комитет по собственности считает законопроект актуальным и поддерживает его принятие. Вместе с тем, к его концепции имеются замечания, которые вполне могут быть учтены при подготовке законопроекта к рассмотрению во втором чтении.
По мнению Комитета по собственности требует приведение в соответствие правой# статус нормативных актов, определяющих размер полосы отвода (часть 1 статьи 26 законопроекта) и ширину придорожных полос автомобильных дорог (второй абзац части 1 статьи 27 законопроекта). Представляется неоправданным, что порядок утверждения проекта планировки территории, по сути определяющий размер полосы отвода автомобильной дороги, устанавливается федеральным органом исполнительной власти (Минтрансом России), а порядок определения ширины придорожных полос, исчисляемой от границ полосы отвода, утверждается Правительством Российской Федерации. В этой связи следует обратить внимание, что прежняя редакция статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации полномочия по регламентированию порядка установления и использования придорожных полос и полос отвода федеральных автомобильных дорог относила к компетенции Правительства Российской Федерации.
Вызывает сомнение предложенный порядок включения земельных участков в границы придорожных полос федеральных автомобильных дорог общего пользования, который не содержит процедуру принятия такого решения. Непонятно, на каких условиях происходит включение земельных участков в границы придорожных полос, почему решение о таком включении принимается отраслевым министерством на основании представления владельца автомобильной дороги. Возникает вопрос, что представляет собой этот документ и кем устанавливается его форма. При этом никоим образом не учитывается категория земель, вид разрешенного использования, позиция собственников (пользователей) таких земельных участков и соответствующих публичных образований, по территории которых проходит указанная дорога и т.д.
Требует уточнения порядок установления границ придорожных полос автомобильных дорог. Согласно законопроекту придорожные полосы формируются за счет включения земельных участков. Земельный участок как сформированный объект гражданских правовых отношений имеет собственные границы и соответствующий кадастровый номер. Тогда непонятно об установлении каких границ придорожных полос автомобильных дорог идет речь в законопроекте и почему порядок их установления - решением отраслевого министерства на основании заявления владельца автомобильной дороги - отличается от порядка, предусмотренного земельным законодательством.
Следует отметить, что законопроект содержит ряд противоречивых и двусмысленных норм.
Так, согласно законопроекту земельные участки в границах полосы отвода автомобильных дорог могут передаваться в аренду гражданам или юридическим лицам для размещения объектов дорожного сервиса. Если в соответствии с данным в законопроекте определением под полосой отвода понимается совокупность земельных участков, то непонятно, что именно передается в аренду - земельные участки в границах, определенных до их включения в полосу отвода или земельных участков в заново установленных границах.
Законопроектом запрещается установка рекламных конструкций, не соответствующих требованиям технического регламента и нормативных актов по безопасности движения транспорта, а также информационных щитов и указателей, не имеющих отношение к безопасности дорожного движения. К сожалению, до настоящего времени процесс разработки и принятия соответствующих технических регламентов практически не начался, а нормативные акты по безопасности движения транспорта указанных требований к рекламным конструкциям не содержат. Таким образом принятие данного положения в представленной редакции практически означает легитимизацию возможности установки любых рекламных конструкций вдоль автомобильных дорог.
С учетом вышеизложенного, Комитет по собственности поддерживает концепцию законопроекта и рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 435117-4 "Об автомобильных дорогах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" с учетом необходимости его доработки ко второму чтению в аспекте настоящего заключения.
Председатель Комитета |
В.С. Плескачевский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.