Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по вопросам местного самоуправления от 14 июня 2007 г.
на проект федерального закона N 435117-4 "Об автомобильных дорогах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы М.Л. Шаккумом, В.Н. Ельцовым, А.Е. Хинштейном, В.И. Шпортом, В.А. Лазуткиным, П.П. Камшиловым, В.И. Смоленским, К.В. Ветровым, Л.А. Хвоинским
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по вопросам местного самоуправления рассмотрел проект федерального закона N 435117-4 "Об автомобильных дорогах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект), внесенный депутатами Государственной Думы М.Л. Шаккумом, В.Н. Ельцовым, А.Е. Хинштейном, В.И. Шпортом, В.А. Лазуткиным, П.П. Камшиловым, В.И. Смоленским, К.В. Ветровым, Л.А. Хвоинским, и отмечает следующее.
Основная цель законопроекта заключается в установлении единых правовых основ деятельности, связанной с проектированием, строительством, реконструкцией, ремонтом, содержанием и использованием федеральных автомобильных дорог, автомобильных дорог субъектов Российской Федерации, муниципальных и частных автомобильных дорог, а также управления ими.
Законопроект закладывает основы классификации автомобильных дорог в Российской Федерации, определяет компетенцию органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в дорожном хозяйстве, упорядочивает систему прав и обязанностей организаций и граждан, использующих автомобильные дороги, участвующих в их эксплуатации или развитии, в том числе на платной основе с привлечением частных инвестиций.
Принятие законопроекта является необходимым условием формирования целостной, внутренне непротиворечивой системы правовых норм, определяющих основы регулирования деятельности органов государственной власти, местного самоуправления юридических и физических лиц в сфере создания и эксплуатации автомобильных дорог. При этом нормы законопроекта позволяют упорядочить отношения в дорожной отрасли, что, в свою очередь, создаст условия для эффективной эксплуатации и развития дорожной сети в Российской Федерации, а также для привлечения инвестиций в дорожную отрасль Российской Федерации.
В соответствии с нормами части 4 статьи 9 законопроекта наименования муниципальных автомобильных дорог могут при необходимости устанавливаться органами местного самоуправления по согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Вместе с тем в законопроекте критерии определения указанной необходимости не предусмотрены.
Положения части 1 статьи 15 законопроекта предусматривают, что планирование дорожной деятельности осуществляется соответствующими уполномоченными органами на основе программ социально-экономического развития Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, документов территориального планирования.
Учитывая, что проект бюджета каждого уровня бюджетной системы Российской Федерации составляется на основе прогноза социально-экономического развития (части 1 статьи 169 Бюджетного кодекса Российской Федерации) в числе документов, на основе которых осуществляется планирование дорожной деятельности муниципальных образований необходимо предусмотреть программы социально-экономического развития соответствующих муниципальных образований.
Положения статей 37 - 45 законопроекта устанавливают особенности использования автомобильных дорог на платной основе. Вместе с тем необходимо учитывать, что в настоящее время Правительство Российской Федерации внесло в Государственную Думу проект федерального закона N 418503-4 "О платных автомобильных дорогах", который регулирует аналогичные вопросы.
В связи с этим, в целях устранения излишнего правового регулирования отношений в указанной сфере необходимо исключить статьи 37 - 45 законопроекта либо согласовать с Правительством Российской Федерации вопрос об отзыве проекта федерального закона N 418503-4 "О платных автомобильных дорогах".
Кроме того, согласно части 1 статьи 39 законопроекта решение об эксплуатации автомобильной дороги на платной основе может быть принято при условии обеспечения возможности альтернативного бесплатного проезда по существующей сети автомобильных дорог общего пользования между населенными пунктами, соединяемыми предполагаемой к эксплуатации на платной основе автомобильной дорогой, либо если возможность альтернативного бесплатного проезда будет обеспечена до ввода в эксплуатацию строящейся (реконструируемой) платной автомобильной дороги.
Однако, в указанном положении законопроекта не предусматривается требование об обеспечении альтернативного бесплатного проезда между населенными пунктами после ввода в эксплуатацию строящейся (реконструируемой) платной автомобильной дороги.
Положения части 3 статье 38 законопроекта предусматривают, что решение об эксплуатации автомобильной дороги на платной основе принимается при согласовании с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления муниципальных образований, на территории которых планируется строительство (реконструкция) платной автомобильной дороги. При этом в данной норме законопроекта не предусматривается с органами местного самоуправления муниципальных образований какого территориального уровня (поселения или муниципальные районы) должно осуществляться указанное согласование.
Законопроектом предлагается внести дополнения в пункт 5 части 1 статьи 14, пункт 5 части 1 статьи 15 и пункт 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), предусматривающие отнесение к вопросам местного значения поселений, муниципальных районов и городских округов принятие решений об эксплуатации автомобильных дорог местного значения или местного значения межмуниципального характера на платной основе соответственно в границах населенных пунктов поселения, вне границ населенных пунктов в границах муниципального района и в границах городского округа, а также о прекращении такой эксплуатации.
Вместе с тем необходимо учитывать, что согласно пункту 3 части 1 статьи 14, пункту 3 части 1 статьи 15 и пункту 3 части 1 статьи 16 Федерального закона к вопросам местного значения поселений, муниципальных районов и городских округов относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в собственности соответственно поселений, муниципальных районов и городских округов.
Кроме того, принятие органами местного самоуправления решений об эксплуатации автомобильных дорог местного значения или местного значения межмуниципального характера на платной основе и о прекращении такой эксплуатации будет осуществляться в целях решения вопросов местного значения поселений, муниципальных районов и городских по содержанию и строительству автомобильных дорог общего пользования соответственно в границах населенных пунктов поселения, вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, а также в границах городского округа (пункт 5 части 1 статьи 14, пункт 5 части 1 статьи 15 и пункт 5 части 1 статьи 16 Федерального закона).
В соответствии с указанными положениями Федерального закона органы местного самоуправления вправе принимать решения об эксплуатации автомобильных дорог местного значения и местного значения межмуниципального характера на платной основе и о прекращении такой эксплуатации. В связи с этим внесение предлагаемых законопроектом изменений в положения Федерального закона не требуется.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по вопросам местного самоуправления полагает возможным поддержать его принятие в первом чтении при условии доработки данного законопроекта во втором чтении с учетом представленных в настоящем заключении замечаний и предложений.
Председатель Комитета |
B.С. Мокрый |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.