Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 22 июня 2007 г. N вн.2.2-1/2630
по проекту федерального закона N 435117-4 "Об автомобильных дорогах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", внесенному депутатами Государственной Думы М.Л. Шаккумом, В.Н. Ельцовым, А.Е. Хинштейном, В.И. Шпортом и др.
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев представленный законопроект, обращаем внимание, что согласно пункту "и" статьи 71 Конституции Российской Федерации к ведению Российской Федерации отнесены только федеральные транспорт и пути сообщения. В свою очередь, согласно статье 73 Конституции Российской Федерации вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения - Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти, что подтверждено также наличием самостоятельных полномочий в пункте 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", устанавливающим полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Кроме того, согласно пункту 3.1 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" по указанным вопросам органы государственной власти субъекта Российской Федерации имеют право принимать законы, иные нормативные правовые акты, в том числе региональные программы субъектов Российской Федерации, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
В связи с этим полагаем, что в законопроекте не должны содержаться нормы, затрагивающие вопросы организации исполнения полномочий органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, или определяющие конкретные органы субъекта Российской Федерации (часть 4 статьи 4, часть 8 статьи 6, часть 4 статьи 9, часть 2 статьи 13 законопроекта и др.). Кроме того, установленный частью 1 статьи 12 законопроекта перечень полномочий Российской Федерации, исходя из совместного ведения вопросов, рассматриваемых законопроектом, должен быть исчерпывающим и не содержать возможности для "иных полномочий".
В части 2 статьи 40 законопроекта к числу существенных условий, которые должны содержаться в концессионном соглашении, отнесены "обязательства концедента по принятию на себя части расходов на эксплуатацию платной автомобильной дороги в случае недостижения в процессе эксплуатации установленных в концессионном соглашении показателей по интенсивности и составу движения". Вместе с тем, согласно положениям части 13 статьи 3 Федерального закона "О концессионных соглашениях" концедент вправе, но не обязан (как предлагается в рассматриваемом положении законопроекта) принимать на себя часть расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, использование (эксплуатацию) объекта концессионного соглашения и предоставлять гарантии концессионеру в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органа местного самоуправления. При этом размер принимаемых концедентом на себя расходов должен быть указан в условиях конкурса на право заключения концессионного соглашения или в решении о заключении концессионного соглашения без проведения конкурса, а также в концессионном соглашении.
Полагаем, что термин "автомобильная дорога необщего пользования" (статья 3 законопроекта) следует согласовать с положениями статьи 8 законопроекта, устанавливающими отдельные виды таких дорог.
В части 4 статьи 9 законопроекта целесообразно сформулировать критерии "необходимости" установления органами местного самоуправления наименования муниципальных и частных автомобильных дорог по согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
По нашему мнению, в целях защиты интересов жителей населенных пунктов в законопроекте следует решить вопрос о допустимости включения в состав платной дороги участков, проходящих через такие пункты ввиду повышения интенсивности движения транспорта в их пределах.
Обращаем внимание, что в проекте федерального закона N 418503-4 "О платных автомобильных дорогах", внесенном Правительством Российской Федерации, содержатся положения, аналогичные положениям главы VII рассматриваемого законопроекта. Полагаем, что в этой части законопроекты требуется согласовать.
В законопроекте содержится большое количество нарушений правил законодательной техники, изложенных в Методических рекомендациях по юридико-техническому оформлению законопроектов, рекомендованных Советом Государственной Думы для использования при осуществлении законодательной деятельности (выписка из протокола N 87 заседания Совета Государственной Думы от 20 ноября 2003 года).
Согласно пункту 51 Методических рекомендаций наличие в законопроектах, устанавливающих новое правовое регулирование, статей, содержащих внесение изменений в законодательные акты, не допускается. Одновременно с законопроектами, устанавливающими новое правовое регулирование, на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации следует вносить самостоятельные законопроекты о законодательных актах, подлежащих изменению (пакетное внесение).
Статьи 49 и 50 из главы 10 законопроекта необходимо исключить и оформить самостоятельным законопроектом следующего содержания:
О внесении изменений в статью 90 Земельного кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
Иные замечания и рекомендации прилагаются (на 25 л.).
Заместитель начальника управления |
М.Н. Ласточкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.