Заключение комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по собственности от 24 мая 2007 г. N 3.9-95/5.1
по проекту федерального закона N 420191-4 "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", внесенному депутатами Государственной Думы Е.В. Паниной, Ю.Г. Медведевым, Ю.А. Барзыкиным, А.А. Шимановым, В.С. Груздевым, И.А. Исаковым, А.Б. Коганом, А.Е. Лихачевым (первое чтение)
Комитет по собственности рассмотрел указанный законопроект и отмечает следующее.
Суть концепции законопроекта заключается в совершенствовании государственной политики поддержки малого и среднего предпринимательства, направленное на дальнейшее формирование правовых инструментов, способствующих развитию сектора малых и средних предприятий.
Целью законопроекта является формирование нормативных правовых механизмов и институтов, обеспечивающих создание благоприятных условий для осуществления субъектами малого и среднего бизнеса предпринимательской деятельности, обеспечение конкурентоспособности малых и средних предприятий, увеличение количества последних, развитие самозанятости населения, увеличение доли производимых малыми и средними предприятиями товаров, работ и услуг в ВВП, налоговых доходах бюджетов всех уровней.
Комитет по собственности считает, что при условии эффективной реализации предлагаемых мер поддержки малого и среднего бизнеса принятие такого закона будет способствовать созданию благоприятных условий для развития и осуществления предпринимательской деятельности в сфере малого и среднего бизнеса.
По мнению Комитета заслуживает поддержки вводимое законопроектом деление субъектов малого и среднего предпринимательства на три категории: микропредприятия с численностью занятых не более 15 человек; малые предприятия - от 16 до 100 человек; средние предприятия - от 101 до 250 человек. Подобная дифференциация создает правовые условия для установления различных правовых режимов регулирования деятельности соответствующих групп хозяйствующих субъектов, установления различных льгот и преференций.
Прогрессивной новеллой законопроекта является положение о привлечении к участию представителей субъектов малого и среднего предпринимательства в выработке государственной политики по развитию малого и среднего предпринимательства, в разработке и экспертизе проектов нормативных правовых актов, государственных и муниципальных программ по вопросам развития малого и среднего предпринимательства.
Существенным по сравнению с действующим законодательством также является уведомительная процедура подтверждения соответствия субъекта предпринимательской деятельности статусу микро, малого или среднего предпринимательства.
В то же время, к концепции законопроекта у Комитета по собственности имеются следующие замечания.
По мнению Комитета нуждаются в серьезной доработке предлагаемые критерии отнесения лиц к категории субъектов малого и среднего предпринимательства.
На нынешнем этапе развития экономико-правовой системы России представляется достаточно спорным использование в качестве критерия ограничения каким-либо числом процентов доли участия в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) каких-либо лиц и организаций, тем более что такие ограничения легко обходятся.
Очевидно, что рамках проводимой административной реформы и всемерной борьбы с коррупцией, по мнению Комитета по собственности, следует полностью исключить возможность участия в качестве учредителя малых и средних предприятий публичных образований - Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также организаций всех организационно-правовых форм, в которых в любой форме (включая выделение субсидий (дотаций), представление льгот и прочих преференций) присутствует участие указанных публичных образований. В рамках этой же логики следует запретить участие в уставном капитале субъектов малого и среднего предпринимательства граждан и юридических лиц, аффилированных с руководителями и должностными лицами органов государственной власти и местного самоуправления, а также организаций, учредителями которых выступили указанные граждане и юридические лица.
С другой стороны, представляется спорным запрет на участие в создании в Российской Федерации малых и средних предприятий для иностранных граждан и юридических лиц, ведь указанные предприятия не имеют отношения к стратегическим отраслям российской экономики, а также неясно, почему общественные и религиозные организации (объединения) - если конечно они не существуют за счет поддержки публичных образований - не могут быть учредителями собственных малых и средних предприятий?
Также представляется неоправданным использования размера годовой выручки и (или) балансовой стоимости активов за календарный год работы предприятия лишь как дополнительного критерия классификации субъектов малого и среднего предпринимательства. По мнению Комитета по собственности этот критерий является - в отличие от численности работников - наиболее экономически объективным и наиболее трудно манкируемым, поэтому он должен быть не дополнительным, а основным критерием для отнесения хозяйствующих субъектов к предприятиям малого (среднего) бизнеса. В противном случае станет возможным массовое использование льгот для малого и среднего бизнеса средними и крупными предприятиями с большими оборотами путем "размывания" бизнеса и искусственного сокращения штатной численности таких предприятий и создания тем самым "малых" и "средних" предприятий.
В законопроекте закреплен принцип, в соответствии с которым в сфере развития малого и среднего предпринимательства федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Вместе с тем данный принцип уже закреплен в части 2 статьи 77 Конституции Российской Федерации применительно к предметам ведения Российской Федерации и полномочиям Российской Федерации по предметам совместного ведения (последние могут быть переданы органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации). В этой связи дублирование конституционных норм в федеральном законе представляется излишним.
Комитет по собственности выражает сомнение в целесообразности установления законом особенностей разработки и принятия нормативных правовых актов и правовых актов, затрагивающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства.
Во-первых, не понятны критерии использованного понятия "затрагивающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства". Если руководствоваться основными началами гражданского законодательства, устанавливающего равенство всех субъектов гражданских правовых отношений, то получается, что практически каждый нормативный правовой акт будет относиться к этой категории и будет требовать получения заключения определенных общественных организаций.
Во-вторых, особенности разработки, согласования и утверждения проектов федеральных законов и нормативных правовых актов Правительства РФ уже установлены Конституцией Российской Федерации, Федеральными конституционными законами "О судебной системе в Российской Федерации", "О Конституционном Суде Российской Федерации", "О Правительстве Российской Федерации", Федеральным законом "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", регламентами Совета Федерации ФС РФ, Государственной Думе ФС РФ, Правительства РФ и прочими законодательными актами Российской Федерации, поэтому их изменение отдельными положениями специального федерального закона представляется некорректным.
Комитет по собственности отмечает, что для придания правовой определенности большинству положений законопроекта целесообразно дополнить законопроект положениями о сроках принятия органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих решений о финансовой, имущественной, информационной и кадровой поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства, а также об их ответственности в случае не принятия таких решений в установленный срок.
Исходя из изложенного Комитет по собственности считает возможным поддержать концепцию законопроекта N 420191-4 "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении при условии доработки ко второму чтению в аспекте замечаний предложений, изложенных в настоящем заключении.
Председатель |
В.С. Плескачевский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.