Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 25 мая 2007 г. N вн. 2.2-1/2132
по проекту федерального закона N 420191-4 "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", внесенному депутатами Государственной Думы Е.В. Паниной, Ю.Г. Медведевым, Ю.А. Барзыкиным, А.А. Шимановым, В.С. Груздевым, И.А. Исаковым, А.Б. Коганом, А.Е. Лихачевым
(первое чтение)
Рассмотрев представленный законопроект, сообщаем следующее.
1. Требует дополнительного обсуждения целесообразность установления единых особенностей правового регулирования развития всех субъектов малого и среднего предпринимательства (микропредприятий, малых и средних предприятий). Так, например, нуждается в дополнительном обосновании необходимость применения к средним предприятиям упрощенных способов ведения бухгалтерского учета, составления отчетности и статистической отчетности, упрощенных правил ведения налогового учета и форм налоговых деклараций.
2. Законопроект в части определения компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации (статья 9) следует согласовать с концепцией разграничения полномочий органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, которая реализована в Федеральном законе от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), и в соответствии с которой наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации отдельными полномочиями Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации должно осуществляться в соответствии с пунктом 7 статьи 26.3 Федерального закона (т.е. путем передачи таких полномочий для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации федеральными законами с соблюдением всех предусмотренных данным пунктом требований к таким федеральным законам).
3. Полагаем, требует уточнения используемая в статье 3 проекта формулировка "средняя численность работников... не превысила предельных уровней для каждой категории", поскольку не совсем ясно, будет ли отнесен к какой-либо категории субъектов малого и среднего предпринимательства субъект, выручка от реализации товаров (работ, услуг) и (или) балансовая стоимость активов которого не превышает предельного значения определенной категории, но численность работников ниже минимального уровня, предусмотренного для данной категории статьей 3.
4. В проекте не определен порядок (механизм) приобретения и потери указанными в статье 3 лицами статуса того или иного субъекта малого и среднего предпринимательства. При этом в пункте 2 статьи 3 проекта предусмотрена обязанность вновь зарегистрированного субъекта малого или среднего предпринимательства в течении двух лет с момента регистрации заявлять среднюю численность работников и выручку от реализации товаров (работ, услуг) и (или) балансовую стоимость активов за календарный год в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Однако ни данным Федеральными законом, ни проектом N 424739-4 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", вносимым в одном пакете с рассматриваемым проектом, такой порядок не предусмотрен.
5. В статье 6 проекта в качестве одного из основных принципов государственной политики по развитию субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации выделен принцип ответственности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий развития субъектов малого и среднего предпринимательства, однако положения, реализующие данный принцип, в проекте отсутствуют.
6. В части 4 статьи 6 законопроекта предусматривается, что в случае принятия нормативных правовых актов, изменяющих размеры федеральных налогов и приводящих к увеличению совокупной налоговой нагрузки на деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства, такие акты не применяются в течение первых четырех лет со дня государственной регистрации субъекта малого и среднего предпринимательства. Поскольку в соответствии с пунктом 3 статьи 56 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) льготы по налогам и сборам устанавливаются и отменяются только Налоговым кодексом, законами субъектов Российской Федерации о налогах или нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о налогах, установление преимуществ по уплате налогов для субъектов малого и среднего предпринимательства не является предметом правового регулирования данного законопроекта.
Кроме того, требуют уточнения понятие совокупной налоговой нагрузки и методы ее определения, поскольку в законодательстве Российской Федерации понятие совокупной налоговой нагрузки используется только применительно к инвестиционной деятельности (Федеральные законы "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений", "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации").
В абзаце двенадцатом статьи 8 законопроекта установлено, что к компетенции Российской Федерации относится формирование показателей федерального бюджета по расходам на государственную поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства. Поскольку в соответствии со статьей 2 Бюджетного кодекса Российской Федерации отношения, возникающие в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы, регулируются бюджетным законодательством Российской Федерации, установление указанного полномочия в данном законопроекте не относится к предмету его ведения. Аналогичное замечание касается абзаца девятого статьи 9 и абзаца восьмого статьи 10 законопроекта.
7. В абзаце седьмом части 3 статьи 15 законопроекта установлено, что за счет средств бюджетов не может осуществляться поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, которые являются нерезидентами Российской Федерации. В этой связи требуется уточнить, какие именно субъекты малого и среднего предпринимательства являются нерезидентами Российской Федерации, поскольку в валютном законодательстве Российской Федерации и в законодательстве Российской Федерации о налогах и сборах содержатся разные критерии для определения резидентов и нерезидентов.
8. В статьях 8 и 11 законопроекта говорится о федеральных органах исполнительной власти, наделенных полномочиями по вопросам развития субъектов малого и среднего предпринимательства. Полагаем, что данный вопрос нуждается в дополнительном обсуждении, исходя из того, что в соответствии со статьей 12 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" Правительство Российской Федерации распределяет функции между федеральными органами исполнительной власти и утверждает положения о них.
Кроме того, в названиях статей 8 - 10 проекта следует говорить не о компетенции Российской Федерации и компетенции субъектов Российской Федерации, а о компетенции соответствующих органов государственной власти.
Абзацем 5 части 1 статьи 10 проекта к ведению органов местного самоуправления относится формирование органов местного самоуправления по развитию субъектов малого и среднего предпринимательства. В этой связи необходимо иметь в виду, что включение в федеральные законы (либо в законы субъектов Российской Федерации) положений о формировании каких-либо органов местного самоуправления недопустимо, поскольку структура органов местного самоуправления предусматривается уставом муниципального образования (часть 1 статьи 34 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Кроме того, положениями абзаца второго части 1 статьи 10 и абзаца третьего части 1 статьи 13 устанавливается порядок принятия муниципальных правовых актов в сфере развития субъектов малого и среднего предпринимательства. В данном случае необходимо иметь в виду, что издание муниципальных правовых актов органами местного самоуправления в целях решения ими вопросов местного значения является полномочием названных органов, осуществляемым ими самостоятельно (части 1 и 3 статьи 17 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
9. Предлагаем скорректировать наименование статьи 2 законопроекта. Полагаем, что при использовании термина "законодательство" должен подразумеваться его собственный смысл, т.е. должны пониматься только законы. Если имеется в виду весь комплекс нормативных правовых актов, регулирующих данный вопрос, то правильнее было бы говорить о нормативно-правовом регулировании либо о правовой основе развития малого и среднего предпринимательства.
10. Замечания юридико-технического характера на 3 листах и текст законопроекта с рекомендуемой правкой юридико-технического характера прилагаются.
Заместитель |
М.Н. Ласточкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.