Пояснительная записка
к проекту федерального закона "Об общинах коренных народов Российской Федерации"
1. Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает правовые основы гарантий самобытного социально-экономического и культурного развития коренных народов Российской Федерации, защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни и хозяйствования, принципы и порядок деятельности общин коренных народов.
2. Законопроектом устанавливается определение понятия "коренной народ", согласно которому им признается проживающий на территориях традиционного расселения народ (этнос) Российской Федерации, относительно которого имеются материальные подтверждения о проживании на территории Российской Федерации ранее 1801 года в форме компактных поселений данного народа.
При этом устанавливается, что Перечень коренных народов Российской Федерации определяется федеральным законом Российской Федерации.
При обработке результатов переписи населения РФ, проведенной в 2002 году, ответы о национальной (этнической) принадлежности были систематизированы государственным органом исполнительной власти по статистике примерно в 160 групп, из которых до 65 этнических групп могут быть отнесены к коренным народам Российской Федерации.
Изменение численности наиболее многочисленных коренных народов (этносов) Российской Федерации характеризуется (в порядке убывания) следующими данными:
Млн. человек | 2002 г. в % к 1989 г. |
||
1989 г. | 2002 г. | ||
Все население | 147,02 | 145,16 | 98,7 |
Русские | 125,44 | 119,62 | 95,4 |
великороссы | 119,87 | 115,87 | 96,7 |
малороссы (украинцы): |
4,36 | 2,94 | 67,5 |
белорусы | 1,21 | 0,81 | 67,5 |
Татары | 5,52 | 5,56 | 100,7 |
Башкиры | 1,35 | 1,67 | 124,4 |
Чуваши | 1,77 | 1,64 | 92,3 |
Чеченцы | 0,90 | 136 | в 1,5 раза |
Мордва | 1,07 | 0,84 | 78,7 |
Аварцы | 0,54 | 0,76 | 139,2 |
Удмурты | 0,71 | 0,64 | 89,1 |
Марийцы | 0,64 | 0,60 | 94,0 |
Кабардинцы | 0,39 | 0,52 | 134,7 |
Осетины | 0,40 | 0,51 | 128,0 |
Даргинцы | 0,35 | 0,51 | 144,4 |
Буряты | 0,42 | 0,45 | 106,7 |
Якуты | 0,38 | 0,44 | 116,8 |
Кумыки | 0,28 | 0,42 | в 1,5 раза |
Ингуши | 0,22 | 0,41 | в 1,9 раза |
Лезгины | 0,26 | 0,41 | в 1,6 раза |
3. С принятием данного законопроекта устраняется существующая правовая неопределенность относительно категории "коренной народ" содержащегося в ст.69 Конституции РФ, проистекающая из существующих ныне различных толкований, имеющих место в научной, юридической и публицистической литературе, предполагающих его распространение либо только на малочисленные этносы и этнические группы, либо на одни лишь туземные этносы или туземное население окраинных территорий крупных государств, либо на малочисленные этносы, ведущие племенной образ жизни, либо на такие туземные этносы, которые являются потомками тех, кто населял страну или географическую область, частью которой является ныне существующая страна, в период ее завоевания или колонизации.
Ни одно из этих толкований не может быть применено к народам России, исконно проживающих на ее территории, поскольку ни одна из этих характеристик не соответствует ее истории и при законодательном закреплении может породить межэтническую рознь между коренными народами страны и иные нежелательные и неприемлемые последствия
В Российском государстве, которое никогда в ее 11-вековой истории не было ни завоевано, ни колонизировано, все исконно населявшие ее территорию народы являются с незапамятных времен коренными вне зависимости от того, являются они малочисленными или многочисленными, ведут кочевой или оседлый образ жизни, находятся на племенном или значительно более высоком уровне развития.
В этом смысле предусмотренная ст.69 Конституции РФ гарантия права только коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и норами международного права и международными договорами не должна рассматриваться в смысле установления каких-то особых преференций, преимуществ или льгот для этой части коренных народов в ущерб коренным многочисленным народам.
Смысл этого конституционного положения состоит в принципиальном правовом признании категории коренных народов России, и, следовательно, в признании коренных многочисленных народов, также обладающих соответствующими правами.
Поскольку Конституция установила равенство всех перед законом и судом и равноправие в правах и обязанностях независимо от расы национальности, места жительства и иных обстоятельств (статьи 6, 17, 19) то признание прав коренных малочисленных народов не может отрицать или умалять прав коренных многочисленных народов, либо признавать возможность распространения указанных правомочий в отношении основных прав и свобод человека и гражданина.
Наоборот, конституционный принцип равноправия граждан предполагает, что такие права и свободы, установленные законодательством в отношении граждан, принадлежащим к коренным малочисленным народам, должны распространяться и на граждан, принадлежащих к коренным многочисленным народам.
В этой связи принятие настоящего законопроекта устраняет также правовую неопределенность в отношении конституционных положений о равенстве всех граждан перед законом и судом независимо от национальной принадлежности и иных обстоятельств, возникшую в связи с принятием федеральных законов "О коренных малочисленных народах России" и "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации".
4. Принятие настоящего законопроекта обусловлено, прежде всего, необходимостью создания правовых механизмов и материальных условий, способствующих созданию в России гражданского общества, органичной и неотъемлемой частью которого, помимо семьи, являются общинные формы его самоорганизации, через которые сохраняются (восстанавливаются) традиционные и присущие коренным народам образ жизни и системы, виды, способы и формы хозяйствования.
В законопроекте такой первоначальной формой самоорганизации определена община коренного народа как способ самоорганизации лиц принадлежащих к коренному народу, объединяемых по кровнородственному (родовая или семейная община) и/или соседскому (соседская община) принципам, ставящих одной из своих задач сохранение или восстановление родовых традиций или традиций поселений коренных народов.
5. Законопроектом предусмотрено, что общины коренных народов организуются на добровольной основе по инициативе не менее чем трех граждан Российской Федерации, относящихся к одному коренному народу и достигших возраста 18 лет. При этом, как правило, родовая (семейная) община коренного народа формируется лицами, состоящими в родственных или семейных связях;
соседская община коренного народа формируется жителями одного населенного пункта, прожившими в нем непрерывно не менее 5 лет до момента образования общины.
В родовой (семейной) общине родственными и семейными связями должны быть связаны не менее 3/4 членов общины, а в соседской общине должны состоять не менее 3/4 жителей одного населенного пункта.
6. Одно из существенных значений настоящего законопроекта состоит в том, что его реализация обеспечивает возникновение дополнительных условий и стимулов для укрепления экономического и социального положения как сельских, так и городских домохозяйств, общее количество которых согласно переписи 2002 года составило почти 53 миллиона распределяемых следующим образом:
Все населенные пункты |
в том числе | ||
городские | сельские | ||
Всего домохозяйству тысяч, в том числе домохозяйства состоящие: |
52707 | 39233 | 13474 |
из 1 человека | 11742 | 8769 | 2973 |
из 2 человек | 14533 | 10870 | 3663 |
из 3 человек | 12535 | 9801 | 2734 |
из 4 человек | 8943 | 6614 | 2329 |
из 5 человек | 3032 | 2035 | 997 |
из 6 человек | 1166 | 722 | 444 |
из 7 и более человек | 756 | 422 | 334 |
Средний размер домохозяйств, человек |
2,7 | 2,7 | 2,8 |
7. Действие настоящего законопроекта распространяется на лиц относящихся к коренным народам, постоянно проживающих в местах своего традиционного проживания и хозяйственной деятельности, ведущих традиционный образ жизни, осуществляющих традиционное хозяйствование а также на лиц, не относящихся к коренным народам, но постоянно проживающих в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных народов и принятых в члены общины ее решением
8. В соответствии со статьями 72 и 76 Конституции РФ настоящий законопроект устанавливает и регулирует правоотношения, являющиеся предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
9. Так как настоящим законопроектом не предусмотрены введение или отмена налогов, освобождение от их уплаты, выпуск государственных займов, изменение финансовых обязательств государства, а также расходы покрываемые за счет федерального бюджета, и его реализация не потребует непосредственных дополнительных финансовых и иных затрат из федерального бюджета, то его внесение согласно статьи 104 (часть 3) Конституции Российской Федерации и пп."д" части 1 статьи 105 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и не требует наличия заключения Правительства Российской Федерации
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "Об общинах коренных народов Российской Федерации"
В настоящее время нет и не может быть информации о количестве общин коренных народов Российской Федерации. Они будут организовываться и получат соответствующий юридический статус после принятия настоящего законопроекта. Поэтому нет возможности в настоящее время точно и даже приблизительно оценить финансовые затраты на поддержку общин коренных народов со стороны органов государственной власти и местного самоуправления и разработать финансово-экономические обоснования настоящего законопроекта.
Настоящий законопроект не устанавливает также непосредственные финансовые обязательства государства в отношении общин коренных народов Российской Федерации, которые должны быть предусмотрены государственным бюджетом.
Вместе с тем законопроектом предусматривается, что:
органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации наделяются правомочием по обеспечению права коренных народов на самобытное социально-экономическое и культурное развитие, по оказанию общинам коренных народов поддержки за счет средств федерального бюджета, направляемых на защиту исконной среды обитания, традиционных образа жизни и хозяйствования;
органы местного самоуправления в соответствии с федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации и в пределах своих полномочий вправе выделять из местных бюджетов средства на оказание финансовой помощи на социально-экономическое и культурное развитие родовых и соседских общин коренных народов в целях защиты их исконной среды обитания, традиционных поселений коренных народов, их традиционного образа жизни и хозяйствования.
Объем выделяемых финансовых средств на эти цели в пределах установленных правомочий могут быть отражены в бюджетах надлежащего уровня при их утверждении на соответствующие бюджетные периоды, следующие за принятием и введением в действие настоящего законопроекта.
Объемы выделяемых финансовых средств в процессе реализации прав, предоставляемых настоящим законопроектом, будут определяться возможностями доходной части соответствующего бюджета и решение вопроса принимать органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих призванию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "Об общинах коренных народов Российской Федерации"
В случае принятие федерального закона "Об общинах коренных народов Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия иных законов и нормативных актов законодательства Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.