Письмо Правительства РФ от 4 марта 2007 г. N 941п-П16
"Заключение на проект федерального закона "Об общинах коренных народов Российской Федерации", вносимый депутатом Государственной Думы А.Н. Савельевым"
В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации в Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.
Из преамбулы законопроекта следует, что данный законопроект призван установить правовые основы гарантий самобытного социально-экономического и культурного развития коренных народов Российской Федерации, защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни и хозяйствования. Законопроектом вводится новое понятие "коренной народ" предлагается регулирование общественных отношений, связанных с созданием и функционированием в Российской Федерации общин указанных коренных народов.
Согласно пункту 1 статьи 1 законопроекта к коренным народам относятся проживающие на территориях традиционного расселения народы (этносы) Российской Федерации, относительно которых имеются материальные подтверждения о проживании на территории Российской Федерации ранее 1801 года в форме компактных поселений данного народа
В соответствии с указанными критериями к коренным народам могут быть отнесены многие народы, населяющие территорию Российской Федерации, в том числе русские, татары, башкиры и др. Из пояснительной записки к законопроекту следует, что к коренным народам могут быть отнесены 65 этнических групп из 160, зафиксированных Всероссийской переписью населения, проведенной в 2002 году. При этом отсутствует аргументация, объясняющая в связи с чем к коренным народам могут быть отнесены народы, которые проживали на территории Российской Федерации именно ранее 1801 года в форме компактных поселений, не раскрывается понятие "формы компактного поселения данного народа".
По мнению автора законопроекта, его принятие призвано устранить существующее в Российской Федерации ущемление прав указанных коренных народов, однако в соответствии со статей 19, Конституции Российской Федерации государство гарантирует всем гражданам равенство прав и свобод независимо от их национальной принадлежности.
В соответствии со статьей 69 Конституции Российской Федерации государство гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. Необходимость государственной защиты названных народов обусловлена тем, что данные этнические общности нуждаются в специальных мерах государства, обеспечивающих их самобытное социально-экономическое и культурное развитие, что подтверждается существующей зарубежной практикой. Это обусловлено спецификой данных народов, выраженной в их малочисленности сохранении традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов, а также проживания на территориях расселения своих предков.
Таким образом, законопроектом не учитывается применяемый на международном уровне подход, исходя из которого в качестве основного критерия при проведении различия между коренными народами и другими этносами стал критерий сохранения коренным народом самобытной культуры тесно связанной с особым способом использования земельных и природных ресурсов. Указанный критерий в Российской Федерации применяется к коренным малочисленным народам.
Пункт 1 статьи 9 законопроекта закрепляет право лиц, относящихся к коренным народам Российской Федерации, на сохранение и развитие родного языка. Однако Конституцией Российской Федерации всем ее народам уже гарантировано право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития (часть 3 статьи 68).
Статья 12 законопроекта содержит процессуальные нормы устанавливающие особые права представителей коренных народов в процессе судопроизводства, предусматривает обязанность судов при рассмотрении дел с участием лиц, относящихся к коренным народам, принимать во внимание традиции и обычаи этих народов, что противоречит конституционному принципу равенства всех перед законом и судом. Кроме того нормы регулирующие процесс судопроизводства, могут содержаться только в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации.
В части 2 статьи 18 законопроекта термины "поселение" и "населенный пункт" употребляются как равнозначные, что противоречит статье 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которой поселение является одним из видов муниципальных образований в состав поселения могут входить один или несколько населенных пунктов.
В законопроекте имеются внутренние противоречия. Так, в части 2 статьи 23 законопроекта закрепляется режим совместной собственности на имущество общины, управление которым осуществляется главой общины В части 4 той же статьи содержится положение о том, что глава общины "получает общественное имущество и использует его по своему усмотрению во благо общине на правах личного имущества".
Ряд положений законопроекта сформулированы некорректно либо являются оценочными. Например, "община коренных народов вправе принимать участие в разработке мер, препятствующих насильственной ассимиляции" (статья 5).
Согласно пояснительной записке принятие законопроекта не повлечет дополнительных расходов из федерального бюджета. Вместе с тем статьей 4 законопроекта предусматривается поддержка общин коренных народов за счет средств федерального бюджета.
Реализация представленного законопроекта потребует выделения дополнительных средств из бюджетов всех уровней, в том числе на предоставление гражданам, проживающим и работающим на территориях расселения коренных народов России, социальных льгот, общинам коренных народов - льгот по землепользованию и природопользованию. При этом источники и порядок финансирования дополнительных расходов, как это установлено статьей 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации, законопроектом не определены.
С учетом изложенного Правительство Российской Федерации не поддерживает представленный законопроект.
Заместитель Председателя |
А. Жуков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 4 марта 2007 г. N 941п-П16 "Заключение на проект федерального закона "Об общинах коренных народов Российской Федерации", вносимый депутатом Государственной Думы А.Н. Савельевым"
Текст письма официально опубликован не был