Заключение
Комитета Государственной Думы по делам национальностей
по проекту федерального закона N 425692-4 "Об общинах коренных народов Российской Федерации", внесенный депутатом Государственной Думы А.Н. Савельевым
Комитет Государственной Думы по делам национальностей рассмотрел проект федерального закона N 425692-4 "Об общинах коренных народов Российской Федерации", внесенный депутатом Государственной Думы А.Н. Савельевым.
Концепция законопроекта более чем спорна и ее невозможно принять по целому ряду объективных причин.
Формы этнической принадлежности российских граждан крайне многообразны и то, что часто называется "народы России", по сути составляет один российский народ, который образует российское государство и который единственный является субъектом права. Граждане России могут иметь некоторые особые права, связанные не с самим фактом принадлежности к тому или иному народу, а с некоторыми специфическими формами хозяйствования и социальной и этнокультурной жизни. Именно на этом основано выделение категории " коренные малочисленные народы" в ряде законов. Утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации (от 24.03.2000 г. N 255) Единый перечень таких народов направлен на исполнение определенных государственных обязательств в отношении этой категории граждан. Представленный законопроект неоправданно распространяет действие правовых норм о коренных малочисленных народах на другие народы России. Автор законопроекта предлагает приравнять правовой статус крупных по численности национальностей к статусу коренных малочисленных народов. Действующее федеральное законодательство в отношении особого статуса коренных малочисленных народов предоставляет равные возможности социально-экономического развития малым народам по отношению ко всем гражданам государства.
Перепись населения 2002 года подтвердила сам факт наличия в стране подвижной этнической структуры населения, а также большое число людей со сложным происхождением. Предлагаемые автором законопроекта нормы, в соответствии с которыми будет утверждаться перечень коренных народов и территории традиционного расселения этих народов, не выполнимы. Тотальное отнесение всех граждан определенной национальности к категории пользующихся особыми правами и привилегиями независимо от места их проживания и занятий может привести к необоснованным расходам из федерального бюджета. Если даже в отношении коренных малочисленных народов имеются непреодолимые трудности по исполнению норм, закрепленных в федеральном законодательстве, то тем более невозможно поделить население страны на коренные и некоренные народы, взяв за отсчет непонятный критерий - проживание с 1801 года. Так же несостоятелен принцип деления граждан по принадлежности к таким двум группам народов. Очень сомнителен термин "места традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных народов."
Подход, при котором предполагается законодательно выделить коренные народы России и вести в систему законодательства Российской Федерации такие термины как "коренные народы Российской Федерации", "территории традиционного расселения коренных народов", " исконная среда обитания" не может быть признан соответствующим Конституции Российской Федерации.
Необоснованна ссылка автора на статью 69 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой Российская Федерация гарантирует защиту прав коренным малочисленным народам Российской Федерации, а не коренным народам Российской Федерации.
Автор законопроекта предлагает включить следующие термины: традиционный образ жизни, исконная среда обитания, община (родовая, соседская), союз общин эти понятия полностью совпадают с аналогичными терминами используемыми в федеральных законах "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации", "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации".
Кроме того, статьи 3, 4, 6, 7, 8, 9 дублируют нормы федерального закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации", а главы 3, 4 полностью совпадают с статьями 5, 6, 7, 8, 11, 17, 19, 20, 22 федерального закона "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации".
В пояснительной записке записано, что община является важным элементом гражданского общества. Однако в статье 18 законопроекта содержатся " отнюдь не демократические принципы: требование принадлежности граждан к одному народу при организации общин; соседская община должна состоять не менее 3/4 жителей одного населенного пункта. Статья 19 нарушает основной принцип организации общин - добровольность, так как "супруги, состоящие в зарегистрированном браке, могут состоять в общине только одновременно. В случае регистрации брака, супруг члена общины становится членом общины, а в случае расторжения брака, из общины исключается тот из супругов, у которого нет с членами общины родственных связей".
Большие сомнения вызывает правильность предоставления главе общины полных прав по управлению и использованию имуществом общины.
На данный законопроект получено отрицательное заключение Правительства Российской Федерации.
По мнению Комитета законопроект не соответствует Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой каждый гражданин вправе определять и указывать свою национальную принадлежность.
Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.
Кроме того, данный законопроект противоречит федеральным законам "Об общественных объединениях", Земельному кодексу Российской Федерации, Гражданскому кодексу Российской Федерации, Градостроительному кодексу, "Об образовании" и другим законам.
На основании изложенного Комитет Государственной Думы по делам национальностей не поддерживает принятие данного законопроекта.
Председатель Комитета |
Е.Н. Трофимов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.