г. Пермь |
|
15 ноября 2011 г. |
N 17АП-11114/2011-АК |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 ноября 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 ноября 2011 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Борзенковой И.В.,
судей Васевой Е.Е., Полевщиковой С.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Келлер О.В.,
при участии:
от заявителя ООО "Телешоу" (ИНН 6671190640, ОГРН 1069671046500) - не явился, извещен надлежащим образом;
от заинтересованного лица Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Ленинскому районе г. Екатеринбурга Свердловской области (ИНН 6661102940, ОГРН 1026605228154) - не явился, извещен надлежащим образом;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Ленинскому районе г. Екатеринбурга Свердловской области
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 08 сентября 2011 года
по делу N А60-17222/2011,
принятое судьей Ремезовой Н.И.
по заявлению ООО "Телешоу"
к Государственному учреждению - Управления Пенсионного фонда РФ в Ленинскому районе г. Екатеринбурга Свердловской области
о признании ненормативного акта недействительным,
установил:
ООО "Телешоу" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда в Ленинском районе г. Екатеринбурга Свердловской области от 29.04.2011 N 07503111РК0011014 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 08.09.2011 заявленные требования удовлетворены: признано недействительным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда в Ленинском районе г. Екатеринбурга от 29.04.2011 N 07503111РК0011014. На Пенсионный фонд возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Телешоу".
Не согласившись с решением суда, УПФ (государственное учреждение) в Ленинском районе г. Екатеринбурга Свердловской области обратилось с апелляционной жалобой, согласно которой просит решение суда отменить. Заявитель жалобы полагает, что поскольку ООО "Телешоу - Екатеринбург" реорганизовано 08.07.2010, то последним отчетным периодом будет являться 9 месяцев 2010 г.. В связи с чем не был принят расчет, поскольку код отчетного периода не может быть 12. Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за 9 месяцев 2010 правопреемником ООО "Телешоу" был представлен в фонд 16.02.2011, то есть с нарушением срока, предусмотренного п.15 ст. 15 ФЗ 3 212-ФЗ.
ООО "Телешоу" представлено ходатайство об отложении судебного разбирательства в связи с невозможностью представить отзыв на заявление, не может защитить свои интересы.
В удовлетворении данного ходатайства судом апелляционной инстанции отказано, поскольку отложение судебного разбирательства по ст. 158 АПК РФ является правом, а не обязанностью суда, и обусловлено поименованными в данной статье основаниями для отложения, которые в настоящем случае отсутствуют.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание суда представителей не направили, что в соответствии с п.3 ст. 156, п.2 ст. 200 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела без их участия.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда в Ленинском районе г. Екатеринбурга Свердловской области по результатам камеральной проверки составлен акт N 07503130005269 от 10.03.2011 и вынесено решение от 29.04.2011 N 07503111РК0011014, которым ООО "Телешоу" привлечено к ответственности в виде штрафа в размере 46 593,80 руб. по п.1 ст. 46 Закона N 212-ФЗ (л.д. 12-15).
Не согласившись с вынесенным решением, общество обратилось в суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о своевременности представленного расчета.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно п. 1 ст. 6 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" N 167-ФЗ от 15.12.2001 г.. индивидуальные предприниматели, организации являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 24 июля 2009 г.. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее Закон N 212-ФЗ) Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования.
Согласно п. 1 ст. 18 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
Согласно ст. 10 Закона N 212-ФЗ под расчетным периодом по страховым взносам понимается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.
Пунктом 1 ч. 9 ст. 15 Закона N 212-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент проведения проверки и составления акта) предусмотрено, что плательщики страховых взносов ежеквартально представляют в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего учета следующую отчетность: до 1-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в фонды обязательного медицинского страхования по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
В соответствии с частью 1 статьи 46 Закона N 212-ФЗ непредставление плательщиком страховых взносов в установленный настоящим Федеральным законом срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета при отсутствии признаков правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы страховых взносов, подлежащей уплате (доплате) на основе этого расчета, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 рублей.
Как следует из материалов дела, согласно решению N 03 от 31.03.2010, а также свидетельству от 08.07.2010, ООО "Телешоу-Екатеринбург" 08.07.2010 реорганизовано путем присоединения к ООО "Телешоу".
В соответствии с п.4 ст. 10 ФЗ N 212-ФЗ, в случае если организация была ликвидирована или реорганизована до конца календарного года, последним расчетным периодом для нее является период с начала этого календарного года до дня завершения ликвидации или реорганизации.
Пунктом 16 статьи 15 ФЗ N 212-ФЗ установлено, что в случае реорганизации плательщика страховых взносов - организации уплата страховых взносов, а также представление расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам осуществляются его правопреемником (правопреемниками) независимо от того, были ли известны до завершения реорганизации правопреемнику (правопреемникам) факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным юридическим лицом обязательств по уплате страховых взносов.
Таким образом, в рассматриваемом случае сдача отчетности за спорный период - за 9 месяцев 2010 г.. - лежит на правопреемнике, поскольку реорганизация произведена 08.07.2010.
Как следует из материалов дела, 22.06.2010 в адрес пенсионного фонда по каналам телекоммуникационной связи ООО "Телешоу-Екатеринбург" отправлен расчет за полугодие 2010 г.., о чем получено соответствующее "Подтверждение получения сведений ПФР".
20.10.2010 ООО "Телешоу" в адрес фонда направлен расчет за 9 месяцев 2010 г.., о чем свидетельствует протокол приема сведений, представленный в материалы дела. Факт неотражения в расчете за 9 месяцев ООО "Телешоу" сведений без учета данных реорганизованного лица ООО "Телешоу-Екатеринбург" не доказан отделением Пенсионного фонда.
Данные обстоятельства фондом не оспорены, доказательств обратного не представлено.
Кроме того, общество в соответствии с требованиями п.9 ст. 15 ЗФ N 212-ФЗ, в редакции ФЗ от 08.12.2010 N 339-ФЗ, 15.02.2011 за реорганизованное лицо были предоставлены сведения об индивидуальном (персонифицированном) учете и повторно представлен расчет за 2010 г.. путем отправки документов почтой. Сумма, начисленных взносов, отраженная обществом в расчете за 2010 г.. за ООО "Телешоу-Екатеринбург" полностью соответствует данным, отраженным реорганизованным лицом, в расчете за 1 полугодие 2010 г..
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии в действиях заявителя состава вменяемого правонарушения.
Кроме того, суд апелляционной инстанции обращает внимание пенсионного фонда на следующие обстоятельства.
Привлечение к ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных настоящим Федеральным законом, осуществляется органами контроля за уплатой страховых взносов (часть 2 статьи 40 Закона N 212-ФЗ).
Порядок проведения камеральной проверки страховых взносов и оформление ее результатов регулируются ст. 34, 38 Закона N 212-ФЗ.
Согласно п.1 ст. 38 Закона N 212-ФЗ в случае выявления нарушений в ходе проведения камеральной проверки не позднее чем в течение 10 дней после дня истечения срока для проведения камеральной проверки, установленного частью 2 статьи 34 настоящего Федерального закона, должностными лицами органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившими проверку, должен быть составлен акт проверки по форме и в соответствии с требованиями к составлению акта камеральной проверки, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Требования к составлению акта камеральной проверки утверждены приказом Минздравсоцразвития РФ от 07.12.2009 N 957н "Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении контроля за уплатой страховых взносов" (далее - Требования).
В соответствии с п. 6. Требований описательная часть акта камеральной проверки должна содержать:
- сведения о выявленной недоимке по страховым взносам;
- сведения о документально подтвержденных фактах нарушений законодательства Российской Федерации о страховых взносах, выявленных в ходе камеральной проверки.
В силу части 1 статьи 39 Закона N 212-ФЗ акт проверки и другие материалы проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, а также представленные проверяемым лицом (его уполномоченным представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившего проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в части 5 статьи 38 этого Федерального закона.
Пунктом 9 статьи 39 Закона N 212-ФЗ установлено, что в решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение конкретных правонарушений с указанием статей Федерального закона, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности.
Между тем, судом апелляционной инстанции установлено, что ни акт камеральной проверки, ни оспариваемое решение не содержат указания на документы, явившиеся предметом рассмотрения проверки, сведения, свидетельствующие о нарушении заявителем законодательства Российской Федерации о страховых взносах, выявленных в ходе камеральной проверки, а также не поименованы документы, подтверждающие данное обстоятельство.
Из текста акта проверки усматривается, что контролирующим органом выявлено непредставление расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам, что не соответствует действительности и опровергается результатами самой проверки. Решение управления установочной и описательной части не содержит вообще.
Таким образом, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что поскольку решение не содержит описания правонарушения со ссылками на документы и иные сведения, подтверждающие обстоятельства совершенного обществом правонарушения, фондом нарушена процедура привлечения общества к ответственности, то проверяющим органом не доказан факт нарушения и как следствие этого правомерность принятия оспариваемого решения.
Кроме того, принятие подобного ненормативного акта существенно нарушает права плательщика взносов, поскольку не представляет возможности конструктивных возражений по существу выявленных правонарушений.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции не подлежит отмене, жалоба фонда - удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 08.09.2011 по делу N А60-17222/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
И.В. Борзенкова |
Судьи |
Е.Е. Васева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-17222/2011
Истец: ООО "Телешоу"
Ответчик: ГУ Управление Пенсионного фондав Ленинском районе г. Екатеринбурга, ГУ УПФР в Ленинском районе г. Екатеринбурга
Третье лицо: ГУ - Управление Пенсионного фонда по Свердловской области