Пояснительная записка
к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации"
(в части особенностей регулирования труда спортсменов и тренеров)
Практика применения Федерального закона от 29 апреля 1999 г. N 80-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и Трудового кодекса Российской Федерации показывает несовершенство действующего регулирования отношений между физкультурно-спортивными организациями и спортсменами. В частности, отсутствие ясности в правовом регулировании труда отдельных категорий спортсменов, не являющихся профессионалами, а также неопределенность самого понятия "профессиональный спортсмен" проводит к многочисленным спорам, в том числе и судебным.
Проектом федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" предлагается упорядочить отношения между спортсменами и физкультурно-спортивными организациями.
В настоящее время возникает множество проблем, связанных с оформлением спортсменов на работу. Существует проблема коллизии норм трудового и гражданского права в части урегулирования отношений между работником (спортсменом) и физкультурно-спортивной организацией (работодателем), путем заключения трудовых договоров и гражданско-правовых. При этом более всего страдают от этого спортсмены, представляющие Российскую Федерацию на международном уровне.
Трудовая деятельность тренеров в отдельных ее аспектах схожа с трудовой деятельностью спортсменов, поэтому законопроектом предлагается распространить отдельные особенности правового регулирования трудовых отношений спортсменов также и на тренеров.
Кроме того, сложилась ситуация, когда многие высокопрофессиональные, спортсмены, подготовленные в нашей стране, заключают контракты с иностранными спортивными клубами и уезжают работать за границу. Отсутствие в действующем законодательстве ограничений на использование профессиональными спортсменами своего права в течение двух недель расторгнуть любой трудовой договор со спортивным клубом позволяет иностранным физкультурно-спортивным организациям привлекать на работу талантливых российских спортсменов и тренеров без каких-либо компенсаций российским клубам.
Между тем, система компенсаций за переход спортсменов и тренеров из одного спортивного клуба в другой является мировой практикой. Эта система обеспечивает устойчивое развитие профессионального спорта и позволяет спортивным клубам вкладывать значительные средства в подготовку резерва своего клуба без опасений, что талантливые молодые спортсмены без каких-либо компенсаций покинут свой клуб.
Необходимо отметить, что сама по себе возможность ухода в разгар спортивного сезона из спортивного клуба ведущего спортсмена или главного тренера является серьезной угрозой спортивным и финансовым интересам клуба, а также угрозой зрелищности спортивных соревнований с участием клуба, что препятствует развитию в нашей стране целого ряда видов спорта.
В связи с этим с учетом мировой практики предлагаемый законопроект предусматривает установление особенностей порядка заключения и расторжения трудовых договоров в сфере спорта.
Кроме того, нынешняя редакция Трудового кодекса в должной мере не учитывает особенности труда в сфере спорта. В частности, Законопроектом также предлагается установить особенности работы спортсменов и тренеров по совместительству, особенности труда несовершеннолетних спортсменов, а также повышенные социальные гарантии спортсменам и тренерам.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации"
(в части особенностей регулирования труда спортсменов и тренеров)
Реализация положений законопроекта не потребует дополнительных расходов федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации"
(в части особенностей регулирования труда спортсменов и тренеров)
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс Российской Федерации" не потребует внесения изменений и дополнений в другие федеральные законы.
Внесение необходимых изменений и дополнений в акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации предусмотрено статьей 2 законопроекта.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.