Заключение Комитета Государственной Думы по труду и социальной политике
по проекту федерального закона N 421913-4 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (в части особенностей регулирования труда спортсменов и тренеров) внесен депутатами Государственной Думы А.К. Исаевым, В.А. Третьяком, И.И. Гильмутдиновым, С.И. Неверовым, членом Совета Федерации В.Л. Мутко
Проектом федерального закона N 421913-4 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" предусматривается дополнить Трудовой кодекс Российской Федерации главой 54.1 об особенностях трудовой деятельности спортсменов и тренеров.
Как следует из пояснительной записки к законопроекту, его основными задачами являются устранение коллизии между нормами трудового и гражданского права в части правового регулирования отношений между спортсменом, тренером и физкультурно-спортивной организацией. Рассматриваемый законопроект предусматривает установление особенностей порядка заключения и расторжения трудовых договоров в сфере спорта с учетом мировой практики (в том числе, определяет правила получения компенсации за досрочное расторжение спортсменом или тренером трудового договора). Также законопроект устанавливает особенности работы спортсменов и тренеров по совместительству, особенности труда несовершеннолетних спортсменов, а также повышенные социальные гарантии спортсменам и тренерам. Следует отметить, что складывающиеся между спортсменами, тренерами и физкультурно-спортивными организациями правоотношения действительно характеризуются сложным сочетанием норм трудового и гражданского законодательства, а также правил международных спортивных организаций.
В соответствии с п. 3 ст. 24 Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" деятельность спортсменов-профессионалов регулируется трудовым законодательством Российской Федерации, а также нормами, разработанными на основе уставов международных и российских физкультурно-спортивных организаций и утвержденными профессиональными физкультурно-спортивными объединениями по согласованию с общероссийскими федерациями по соответствующим видам спорта.
На практике это приводит к тому, что со спортсменами и тренерами заключаются как трудовые, так и гражданско-правовые договоры. Кроме того, это влечет дополнительные сложности при разрешении спорных ситуаций в суде.
В соответствии со ст. 252 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) особенности регулирования труда в связи с характером и условиями труда устанавливаются трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.
Рассматриваемый законопроект предлагает установить для спортсменов и тренеров, в частности, следующие особенности регулирования труда:
1. При заключении трудового договора помимо документов, определенных ТК РФ, спортсмены должны предъявлять работодателю спортивный паспорт (новая статья 348.2 ТК РФ). Эта норма соответствует положениям ч. 2 статьи 65 ТК РФ, в соответствии с которой в отдельных случаях с учетом специфики работы Трудовым кодексом может предусматриваться необходимость предъявления при заключении трудового договора дополнительных документов.
2. Новая статья 348.2 ТК РФ предусматривает, что в трудовой договор со спортсменом (тренером) помимо условий, установленных статьей 57 ТК РФ, должны включаться условия об обязанности работодателя обеспечить участие спортсмена в спортивных соревнованиях и в подготовке к ним; об обязанности спортсмена принимать по указанию работодателя участие в спортивных соревнованиях, тренировках и иных мероприятиях, связанных со спортивными соревнованиями; об обязанности спортсмена соблюдать указания работодателя в отношении соблюдения спортивного режима, планов подготовки и проведения спортивных соревнований или их этапов и иных спортивных мероприятий, не применять запрещенные в спорте средства (допинг) и (или) методы; о предоставлении и условиях дополнительного по сравнению с установленным законодательством медицинского и социального страхования, страхования жизни и здоровья спортсмена; об обязанности тренера принимать меры по предупреждению применения спортсменами запрещенных в спорте средств (допинга) и (или) методов. Предлагаемое расширение перечня и конкретизация обязательных условий трудового договора со спортсменом (тренером) находятся в полном соответствии с положениями ч. 2 статьи 57 ТК РФ и нацелены на отражение в законодательстве особенностей труда спортсменов и тренеров.
3. В соответствии с той же статьей 348.2 ТК РФ трудовом договоре со спортсменом или с тренером могут предусматриваться дополнительные условия, не ухудшающие положение работника по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, в частности, о размерах и порядке выплаты компенсаций в связи с переездом на работу в другую местность; о проведении восстановительных мероприятий для улучшения физического состояния спортсмена; о предоставлении питания за счет работодателя в периоды участия в соревнованиях и подготовки к ним и т.п.
4. Предлагаемая новая статья 348.3 ТК РФ устанавливает два дополнительных основания отстранения спортсмена от работы с учетом специфики его труда - при участии спортсмена в сборной команде и случае рассмотрения в отношении этого спортсмена вопроса о применении спортивных санкций, исключающих возможность его участия в соответствующих спортивных соревнованиях. При этом в период отстранения от работы по этим основаниям спортсмену производится оплата за все время отстранения от работы в размере среднего месячного заработка. В случае спортивной дисквалификации спортсмена он продолжает тренировки и участвует в подготовке к спортивным соревнованиям с сохранением за ним части заработка не менее 50 процентов.
Поскольку отстранение от работы - это приостановление исполнения работником трудовой функции по инициативе работодатели, а в случае вызова спортсмена в сборную команду по соответствующему виду спорта речь скорее идет о продолжении выполнения работником той же трудовой функции, но у другого работодателя, целесообразно говорить не об отстранении, а о временном освобождении работника от работы с сохранением за ним рабочего места на время его выступления в составе спортивной сборной команды. Это позволило бы снять противоречия между положениями статьи 348.3 законопроекта и статьи 76 ТК РФ.
В целях устранения неоднозначного толкования нормы также необходимо уточнить, о каком уровне сборной команды идет речь (международном, общероссийском, региональном и т.п.).
5. Новая статья 348.4 ТК РФ разрешает работу по совместительству спортсменам или тренерам лишь с разрешения работодателя по основному месту работы, устанавливая, таким образом, особенности регулирования работы по совместительству для данной категории работников, как это предусмотрено положениями статьи 282 ТК РФ. Такое ограничение направлено как на защиту интересов спортсмена, поскольку позволяет ограничивать объем и интенсивность тренировочной нагрузки спортсмена, так и на защиту интересов работодателя, обязывающего спортсмена соблюдать спортивный режим и планы подготовки и проведения соревнований.
Необходимо прописать в тексте законопроекта порядок получения работником соответствующего разрешения работодателя.
6. Дополнительным основаниям и особенностям прекращения трудового договора со спортсменами (тренерами) посвящена новая статья 348.7 ТК РФ, которая дополняет общий перечень такими основаниями, как спортивная дисквалификация спортсмена на срок более шести месяцев и применение спортсменом запрещенных в спорте допинговых средств или методов, отражая тем самым специфику труда в сфере спорта.
7. В соответствии с частью 3 статьи 348.7 срок уведомления спортсменом (тренером) работодателя о расторжении срочного трудового договора по собственному желанию увеличивается до одного месяца по сравнению с двухнедельным сроком, установленным статьей 80 ТК РФ в общем случае. Это не противоречит положениям ч.1 статьи 80 ТК РФ, допускающей установление иных сроков предупреждения Трудовым кодексом или иным федеральным законом. Длительность срока предупреждения в данном случае должна адекватно отражать время, требующееся на практике работодателю для поиска замены увольняющемуся спортсмену (тренеру) с учетом его квалификации.
Поскольку порядок расторжения по собственному желанию работника краткосрочного (до 4 месяцев) трудового договора со спортсменом (тренером) определяется соответствующими общими положениями ТК РФ, представляется целесообразным изменить редакцию части 3 статьи 348.7 во избежание двойного толкования этой нормы законопроекта.
8. Статья 348.8 законопроекта посвящена особенностям рассмотрения и разрешения индивидуальных трудовых споров спортсменов (тренеров), что соответствует части 2 статьи 383 ТК РФ. Однако из предложенной редакции части 2 этой статьи не вполне ясно, о создании какой комиссии по трудовым спорам (КТС) принимает решение общероссийская спортивная федерация - КТС физкультурно-спортивной организации или КТС общероссийской спортивной организации, либо и той и другой.
Необходимо отметить, что в проекте федерального закона N 343508-4 "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", принятом Государственной Думой в первом чтении 13.12.2006 г., предусмотрена возможность перехода спортсмена или тренера из одной спортивной организации в другую (трансфер). В целях полноты правового регулирования этого процесса, представляется целесообразным предусмотреть в ТК РФ нормы об особенностях перевода спортсмена или тренера от одного работодателя - спортивной организации к другому работодателю - спортивной организации.
Определяя отношения между спортсменом (тренером) и, физкультурно-спортивной организацией как трудовые, статья 348.1 законопроекта допускает, что в случае необходимости участия спортсмена (тренера) в подготовке к спортивным соревнованиям и в спортивных соревнованиях, иных спортивных мероприятиях, не связанной с исполнением обязанностей по трудовому договору, между физкультурно-спортивной организацией и спортсменом (тренером) могут с разрешения работодателя по основному месту работы заключаться договоры о спортивной деятельности, регулируемые нормами гражданского законодательства, законодательства о физической культуре и спорте и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы гражданского права. Однако порядок получения работником соответствующего разрешения работодателя в законопроекте не прописан.
Рассматриваемый законопроект не дает определения понятий и видов спортивных санкций и оснований их применения, также как и понятия "спортивная дисквалификация", поскольку это не относится к предмету правового регулирования ТК РФ. При этом представляется целесообразным включить в текст законопроекта отсылочную норму о том, каким законодательством определяются виды спортивных санкций, основания их применения, включая и спортивную дисквалификацию.
На рассматриваемый законопроект получены отзывы от 30 законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и 47 высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Результат рассмотрения законопроекта органами государственной власти субъектов РФ может быть представлен следующим образом:
- от органов государственной власти 21 субъектов РФ получены положительные отзывы;
- мнение органов государственной власти субъектов РФ следует считать не выраженным, т.к. мнения законодательного (представительного) и высшего исполнительного органов государственной власти разделились.
Правовое управление Аппарата Государственной Думы в заключении на законопроект, предлагая ряд редакционных уточнений, отмечает необходимость его редакционной доработки и приведении в соответствие с терминологией ТК РФ (например,, обращается внимание на иное содержание понятия "денежная компенсация" в ст. 164 ТК РФ). Кроме того, в заключении говорится о необходимости отражения в законопроекте некоторых процедурных моментов.
Также, по мнению Правового управления, необходимо более подробно прописать характеристики гражданско-правового договора о спортивной деятельности с указанием, какие именно отношения будут им регулироваться. Поскольку данный вопрос не относится к трудоправовой сфере регулирования, представляется возможным решить его в рамках подготовки ко 2 чтению упомянутого выше проекта федерального закона N 343508-4 "О физической культуре и спорте в Российской Федерации".
Правительство Российской Федерации в своем официальном отзыве поддерживает принятие данного законопроекта при условии его доработки с учетом высказанных замечаний. В частности, в официальном отзыве:
- предлагается исключить из текста законопроекта упоминание о возможности заключения гражданско-правовых договоров, как не относящихся к сфере правового регулирования ТК РФ;
- высказываются сомнения в обоснованности необходимости установления в ТК РФ обязанности соответствующего федерального органа исполнительной власти регистрировать трудовые договоры, заключаемые со спортсменами и тренерами.
Комитет Государственной Думы по физической культуре, спорту и делам молодежи рекомендует принять рассматриваемый законопроект в первом чтении, отмечая, что отсутствие в действующем законодательстве ограничений на использованием профессиональными спортсменами своего права в течение 2 недель расторгнуть любой трудовой договор со спортивным клубом позволяет иностранным физкультурно-спортивным организациям привлекать на работу талантливых российских спортсменов и тренеров без каких-либо компенсаций российским клубам.
Комитет Совета Федерации по социальной политике, отмечая недостаток действующего правового регулирования (в частности, отсутствие соответствующего перечня работ, профессий должностей спортсменов и тренеров, утвержденного Правительством РФ, как того требует часть 2 статьи 59 ТК РФ), поддерживает концепцию законопроекта с условием учета высказанных замечаний и доработки текста законопроекта.
Так, например, Комитет Совета Федерации по социальной политике предлагает рассматривать вызов спортсмена в сборную команду как командировку, а не как отстранение его от работы; отмечает отсутствие в законопроекте норм об особенностях отстранения от работы тренеров, несмотря на имеющуюся соответствующую практику, и дополнительных оснований расторжения трудового договора с тренером по инициативе работодателя. Также отмечается необходимость существенной доработки нормы части 4 статьи 348.7 о выплате спортсменом работодателю денежной компенсации за осуществленную спортивную подготовку (обучение) в случае досрочного расторжения трудового договора по инициативе работника по собственному желанию без уважительных причин.
Стороны Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений поддерживают законопроект при условии его доработки с учетом высказанных замечаний. При этом Сторона, представляющая общероссийские объединения работодателей, отмечает, что в связи с предлагаемым исключением понятия "профессиональный спортсмен" необходимо более четко определить регулирование отношений между работником, занимающимся помимо основной работы спортом на профессиональной основе, и его основным работодателем, который не является физкультурно-спортивной организацией, а также полагает, что предлагаемые изменения в ТК РФ должны рассматриваться в едином пакете с проектом федерального закона N 343508-4 "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", принятом Государственной Думой в первом чтении 13.12.2006 г.
Проект федерального закона N 421913-4 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" рассмотрен постоянно действующей рабочей группой Комитета Государственной Думы по труду и социальной политике по обобщению правоприменительной практики и подготовке предложений по дальнейшему совершенствованию трудового законодательства и рекомендован к принятию при рассмотрении в первом чтении.
С учетом изложенного Комитет по труду и социальной политике поддерживает проект федерального закона N 421913-4 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.