Заключение
Комитета по экономической политике, предпринимательству и туризму Государственной Думы Федерального Собрания РФ
от 28 июня 2007 г. N вн. 3.8-13/829
на проект федерального закона N 437800-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об экспортном контроле", внесенный Правительством Российской Федерации
Рассмотрев проект федерального закона N 437800-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об экспортном контроле" (далее - законопроект), Комитет по экономической политике, предпринимательству и туризму отмечает следующее.
Рассматриваемый законопроект направлен на совершенствование законодательных основ государственного регулирования внешнеторговой деятельности с учетом новых опасностей и угроз для безопасности страны. Законопроект предусматривает внесение изменений, позволяющих распространить сферу применения Федерального закона N 183-ФЗ "Об экспортном контроле" на внешнеэкономические операции с продукцией двойного назначения, которая представляет особую опасность с точки зрения возможности ее использования при подготовке и проведении террористических актов, а также поставляется за рубеж, где может быть использована в военных целях.
По мнению Комитета, необходимость дополнительного государственного регулирования внешнеэкономического оборота российских научно-технических достижений обусловлена наличием реальной опасности возможного их использования иностранными государствами и негосударственными организациями в ущерб национальным интересам, в связи с чем Комитет поддерживает инициативу Правительства Российской Федерации, сформулированную в законопроекте.
Кроме того, законопроектом уточняются отдельные наиболее значимые понятия действующего Федерального закона, в том числе: понятия "экспортного контроля" и "российских участников внешнеэкономической деятельности" и ряд других понятий, закрепляются новые права и обязанности субъектов регулируемых законом правоотношений, призванные повысить эффективность экспортного контроля.
Также, законопроект предлагает возложить функции по лицензированию внешнеэкономических операций с данной категорией научно-технической продукции на специально уполномоченный федеральный орган государственной власти в области экспортного контроля, устранив тем самым существующую в настоящее время неопределенность по данному вопросу на законодательном уровне.
Комитет отмечает назревшую необходимость соответствующих изменений в сфере внешнеэкономической деятельности и поддерживает концепцию внесенного Правительством Российской Федерации законопроекта.
Вместе с тем, Комитет отмечает необходимость уточнения ряда положений законопроекта для повышения эффективности их применения на практике.
По мнению Комитета, понятие "товары, информация, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы для подготовки и совершения террористических актов" в законопроекте раскрыто недостаточно. Законопроект не содержит критериев, признаков, на основании которых те или иные товары, информация, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности следует относить к "товарам, информации, работам, услугам, результатам интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы для подготовки и совершения террористических актов". В законопроекте отсутствуют также указания на нормативный правовой акт, определяющий список (перечень) соответствующих товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности.
Комитет считает, что такая неопределенность может быть устранена с учетом предложений, изложенных в Заключении Правового управления Аппарата Государственной Думы (Заключение Правового управления аппарата государственной Думы 26.06.07 N вн. 2.2-1/2707).
Учитывая, что предлагаемые для внесения в Федеральный закон "Об экспортном контроле" изменения касаются интеллектуальной собственности, Комитет считает необходимым согласовать эти изменения с частью четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации, которая регулирует отношения в области интеллектуальной собственности и вступает в силу с 1 января 2008 года.
По мнению Комитета, законопроект следует привести в соответствие с другими федеральными законами, которые были приняты после принятия Федерального закона N 183-ФЗ "Об экспортном контроле", например, с Федеральным законом "Об информации, информационных технологиях и защите информации", другими федеральными законами.
На законопроект поступило заключение Комитета Государственной Думы по безопасности (Комитета-соисполнителя), который также отмечает своевременность и актуальность вносимых в Закон изменений и рекомендует данный законопроект для принятия Государственной Думой в первом чтении.
В ходе доработки законопроекта и подготовки к внесению в Государственную Думу авторами были учтены все замечания и предложения ГПУ Президента Российской Федерации.
Замечания на законопроект, изложенные в заключении Правового управления Аппарата Государственной Думы, могут быть учтены при подготовке законопроекта к рассмотрению во втором чтении.
Учитывая вышеизложенное, Комитет по экономической политике, предпринимательству и туризму рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 437800-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об экспортном контроле", внесенный Правительством Российской Федерации, с учетом отмеченных предложений и замечаний.
Первый заместитель |
Ю.Г. Медведев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.