г. Пермь |
N 17АП-11157/2011-АК |
16 ноября 2011 г. |
Дело N А50-13578/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 ноября 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 ноября 2011 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Полевщиковой С. Н.,
судей: Борзенковой И.В., Гуляковой Г.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бакулиной Е.В.
при участии:
от заявителя ООО "Межбольничные аптеки" (ОГРН 1055901708312, ИНН 5904129110) - Ватанина В.А., доверенность от 01.03.2011
от заинтересованного лица Государственного учреждения - Пермского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1025900889002) - не явился, извещен
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда.
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица Государственного учреждения - Пермское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Пермского края от 12 сентября 2011 года
по делу N А50-13578/2011,
принятое судьей Байдиной И.В.
по заявлению ООО "Межбольничные аптеки"
к Государственному учреждению - Пермское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации
о признании недействительным решения N 147 от 23.06.2011 об отказе в привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносов
установил:
ООО "Межбольничные аптеки" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения - Пермского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) N 147 от 23.06.2011 об отказе в привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 12 сентября 2011 года заявленные требования удовлетворены.
Суд признал недействительным решение Фонда N 147 от 23.06.2011 как несоответствующее Федеральному закону от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования и Территориальные Фонды обязательного медицинского страхования" и обязал Фонд устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Суд также взыскал с Фонда в пользу общества госпошлину в сумме 2000 руб.
Не согласившись с судебным актом, Фонд обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
В обоснование жалобы Фонд ссылается на ошибочность выводов суда первой инстанции о том, что стоимость подарков и витаминов, выдаваемых работникам общества, не включается в базу для начисления страховых взносов.
По мнению Фонда, поскольку во исполнение приказов общества спорные подарки и витамины получены работниками общества, они являются составной частью оплаты труда и подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
Общество с жалобой не согласно по мотивам, указанным в письменном отзыве, решение суда первой инстанции считает законным, оснований для его отмены не усматривает, ссылаясь на правомерность выводов суда первой инстанции о том, что спорные доходы обложению страховыми взносами не подлежат.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции (14.11.2011) представители Фонда и общества поддержали доводы апелляционной жалобы и отзыва соответственно.
Судом апелляционной инстанции в соответствии со ст. 163 АПК РФ объявлен перерыв до 15.11.2011 до 09 час. 30 мин.
После перерыва судебное заседание продолжено 15.11.2011 в 09 час. 30 мин. в том же составе суда с участием представителя общества.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, по результатам проведения Фондом выездной проверки общества за период с 01.01.2010 по 31.12.2010, оформленной актом N 486 от 25.05.2011, Фондом выявлен факт занижения обществом облагаемой базы для начисления страховых взносов на сумму 38 442, 18 руб., что соответствует сумме доначисленных страховых взносов в размере 1114,83 руб., в связи с не включением в нее стоимости подарков к праздничным датам и стоимости витаминов, полученных сотрудниками.
Данные обстоятельства послужили основанием для вынесения в отношении общества решения N 147 от 23.06.2011 об отказе в привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, которым обществу предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в размере 1114 руб. 83 коп. и пени 53 руб. 03 коп., исчисленные за период с 01.01.2010 по 31.12.2010.
Не согласившись с указанным решением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что спорные выплаты не входят в систему оплаты труда, носят разовый характер, имеют социальную направленность, и, следовательно, стоимость подарков и витаминов не подлежат учету в качестве расчетной базы при начислении страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Суд апелляционной инстанции не соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального права, при этом исходит из следующего.
Как установлено частью 1 статьи 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из приведенного следует, что ненормативный правовой акт государственных органов могут быть признаны арбитражным судом незаконными при наличии в совокупности следующих условий: несоответствия такого действия (бездействия) или акта требованиям действующего законодательства и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Федеральным законом от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Федеральный закон N 165-ФЗ) предусмотрено, что обязательное социальное страхование является частью государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе, по не зависящим от них обстоятельствам.
Часть 1 статьи 6 Федерального закона N 165-ФЗ устанавливает, что участниками отношений по обязательному социальному страхованию являются субъекты обязательного социального страхования, к числу которых согласно части 2 названной статьи относятся, в том числе, и страхователи (работодатели).
В силу статьи 6 Федерального закона N 165-ФЗ Общество является страхователем по обязательному социальному страхованию в отношении граждан, работающих по трудовому (гражданско-правовому) договору.
В соответствии с отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора (подпункт 1 пункта 1 статьи 9 Закона N 165-ФЗ).
Статья 21 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает право работника на обязательное социальное страхование в случаях, предусмотренных федеральными законами.
В ходе проведения документальной выездной проверки Фондом социального страхования установлено, что за период с 01.01.2010 по 31.12.2010 Обществом не начислялись страховые взносы на подарки работникам организации к праздникам: 23 февраля, 8 Марта, ко дню пожилого человека, а так же на полученный доход сотрудников предприятия в натуральной форме - выдача витамины.
Данные обстоятельства подтверждаются представленными в материалы дела приказами.
Согласно пункту 1 статьи 20 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (в редакции, действовавшей в спорный период) расчетной базой для начисления страховых взносов являются выплаты, начисленные в виде заработной платы, либо иные источники, определяемые в соответствии с законодательством Российской Федерации для граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию.
Исходя из пункта 2 названной статьи страховые взносы начисляются страхователями на начисленную оплату труда по всем основаниям (доходам) и иные определяемые федеральным законом источники доходов, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В соответствии с пунктом 3 Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 N 184 (далее - Правила), страховые взносы начисляются на начисленную по всем основаниям оплату труда (доход) работников.
Согласно пункта 4 Правил, страховые взносы не начисляются на выплаты, установленные Перечнем выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.07.1999 N 765 (далее - Перечень), за исключением вознаграждения, выплачиваемого гражданам на основании гражданско-правового договора, если указанным договором предусматривается уплата страховых взносов.
В частности, в силу пунктов 7 и 8 Перечня к выплатам, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации, относятся материальная помощь, оказываемая работникам в связи с чрезвычайными обстоятельствами в целях возмещения вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан, на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления, иностранных государств, а также правительственных и неправительственных межгосударственных организаций, созданных в соответствии с международными договорами Российской Федерации; материальная помощь, оказываемая работникам в связи с постигшим их стихийным бедствием, пожаром, похищением имущества, увечьем, а также в связи со смертью работника или его близких родственников.
Таким образом, взносами облагаются выплаты, которые не поименованы в Перечне необлагаемых выплат.
Данный вывод соответствует правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 10.05.2011 N 17950/10 и постановлении от 13.09.2011 N 4922/11.
В рассматриваемом случае, произведенные обществом выплаты не поименованы в Перечне необлагаемых выплат.
Согласно статье 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Исходя из смысла статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации спорные выплаты по своей сути являются элементами оплаты труда и подлежат включению в расчетную базу для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, при этом не имеет правового значения способ формирования источника выплат данных сумм.
Судом апелляционной инстанции признаются необоснованными доводы общества, поддержанные судом первой инстанции, о том, что спорные выплаты не связаны с трудовым результатом работников.
Трудовой кодекс Российской Федерации в качестве заработной платы (дохода работника) определяет не только выплаты, непосредственно связанные с результатом трудовой деятельности работника, но и стимулирующие и компенсационные выплаты.
При этом основанием как непосредственно связанных с трудовым результатом, так и стимулирующих и компенсационных выплат, являются трудовые отношения между работником и работодателем.
Таким образом, исходя из смысла ст. 129 ТК РФ, а также, основываясь на положениях законодательства, регулирующего в 2010 г. порядок уплаты страхователями страховых взносов по указанному виду обязательного социального страхования, можно сделать вывод, что данные выплаты работникам по своей сути являются элементами оплаты труда, и подлежат включению в расчетную базу для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
При этом не имеет правового значения способ формирования источника выплат этих сумм.
Основываясь на положениях вышеперечисленных норм права, принимая во внимание установленные документальной выездной проверкой Фонда социального страхования обстоятельства, суд апелляционной инстанции считает, что у суда первой инстанции не имелось правовых оснований для признания недействительными оспариваемого решения Фонда.
В связи с этим, решение Арбитражного суда Пермского края вынесено с нарушением пункта 4 части 1 статьи 270 АПК РФ, что является основанием для отмены решения суда первой инстанции и принятия по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявления Общества.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по уплате госпошлины по заявлению возлагаются на общество.
При подаче апелляционной жалобы фонд в соответствии с подп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ освобожден от уплаты госпошлины.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 12 сентября 2011 года по делу N А50-13578/2011 отменить.
В удовлетворении заявления отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
С. Н. Полевщикова |
Судьи |
И. В. Борзенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-13578/2011
Истец: ООО "Межбольничные аптеки"
Ответчик: ГУ - Пермское региональное отделение фонда социального страхования РФ, ГУ - ПРО ФСС РФ
Хронология рассмотрения дела:
11.05.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-3696/12
11.04.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-3696/12
21.03.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-3696/12
20.01.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-8988/11
16.11.2011 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-11157/11
15.11.2011 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-11157/11