г. Хабаровск |
|
18 ноября 2011 г. |
А73-6180/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 ноября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 ноября 2011 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Михайловой А.И.
судей Гетмановой Т.С., Козловой Т.Д.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Трубицыной Д. А.
при участии в заседании:
от открытого акционерного общества "Дальневосточная генерирующая компания": представитель Калашников Р.Г. по дов. от 20.01.2011 N 7/38;
от федерального государственного учреждения "Восточная квартирно-эксплуатационная часть района" Министерства обороны Российской Федерации: представитель не явился;
от Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации: представитель не явился;
от открытого акционерного общества "Ремонтно-эксплуатационное управление": представитель не явился
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Дальневосточная генерирующая компания"
на решение от 16.08.2011
по делу N А73-6180/2011
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Жолондзь Ж.В.
по иску открытого акционерного общества "Дальневосточная генерирующая компания"
к федеральному государственному учреждению "Восточная квартирно-эксплуатационная часть района" Министерства обороны Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации
о взыскании 3 323 593 руб. 26 коп.
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: открытое акционерное общество "Ремонтно-эксплуатационное управление"
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Дальневосточная генерирующая компания" (ОГРН 1051401746769) (далее - ОАО "ДГК", истец) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к федеральному государственному учреждению "Восточная квартирно-эксплуатационная часть района" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1022701194372) (далее - ФГУ "Восточная КЭЧ района"), Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации о взыскании задолженности за поставленную электроэнергию в апреле - мае 2011 года в сумме 3 291 733 руб. 89 коп., коп., процентов в сумме 31 859 руб. 37 коп. по состоянию на 30.06.2011 (с учетом принятых судом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ).
Решением от 16.08.2011 иск удовлетворен за счет средств ФГУ "Восточная КЭЧ района". В иске к Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации отказано со ссылкой на пункт 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) в редакции Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ.
Не согласившись с судебным актом, ОАО "ДГК" подало апелляционную жалобу на решение в части несогласия с отказом в привлечении Министерства обороны Российской Федерации к субсидиарной ответственности по долгам ответчика.
В судебном заседании представитель истца доводы своей жалобы поддержала, просила решение суда в обжалуемой части отменить.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы, в судебном заседании не присутствовали.
Исследовав материалы дела, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующие обстоятельства.
Согласно заключенному между истцом и ответчиком государственному контракту на поставку тепловой энергии и горячей воды от 01.01.2010 N 3/1/03311/1337, ОАО "ДГК" (Поставщик) приняло обязательство подавать тепловую энергию, а ФГУ "Восточная КЭЧ района" (Заказчик-Абонент) принимать и оплачивать ее.
Оплата энергии предусмотрена разделом 7 контракта и производится не позднее 18 числа текущего месяца стоимость оплаты тепловой энергии, горячей воды за первый период платежа текущего расчетного периода; не позднее 08 числа, следующего за расчетным периодом, в соответствии с показаниями приборов учета за вычетом оплаченной стоимости тепловой энергии, потребленной в первом периоде платежа.
В соответствии с пунктом 9.2 заключенного контракта в случае нарушения сроков оплаты, установленных контрактом, заказчик-абонент уплачивает поставщику пени в размере 1/300 ставки рефинансирования Банка России, установленной на день уплаты пени, за каждый день просрочки, начиная со дня, следующего после истечения установленного настоящим контрактом срока оплаты по день уплаты этой суммы поставщику.
Поскольку оплата поставленной тепловой энергии за апрель - май 2011 года произведена несвоевременно и не в полном объеме, истец обратился с иском о взыскании задолженности в сумме 3 291 733 руб. 89 коп. и пени в сумме 31 859 руб. 37 коп. с ФГУ "Восточная КЭЧ района", а при недостаточности у него денежных средств - с Российской Федерации в лице Министерства обороны России за счет средств казны Российской Федерации в порядке субсидиарной ответственности.
Удовлетворяя иск и взыскивая задолженность и пеню с ФГУ "Восточная КЭЧ района", суд первой инстанции пришел к выводу о его обоснованности представленными доказательствами. Отказывая в привлечении к субсидиарной ответственности Министерства обороны Российской Федерации, суд указал на то, что ответчик имеет статус бюджетного учреждения, по долгам которого собственник не несет субсидиарной ответственности с 01.01.2011.
Повторно рассмотрев дело по имеющимся в нем доказательствам, суд апелляционной инстанции счел жалобу ОАО "ДГК" обоснованной по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 120 ГК РФ в редакции, действовавшей до 01.01.2011, государственное или муниципальное учреждение могло быть бюджетным или автономным учреждением.
По обязательствам бюджетного учреждения, при недостаточности у него денежных средств, субсидиарную ответственность нес собственник его имущества.
Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ в указанную статью внесены изменения, касающиеся, в частности, государственных и муниципальных учреждений. Так, в новой редакции статьи государственное или муниципальное учреждение может быть автономным, бюджетным или казенным учреждением.
При этом, при недостаточности денежных средств у казенного учреждения субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
Автономное и бюджетное учреждение отвечают по своим обязательствам всем находящимся у них на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за ними собственником, так и приобретенным за счет выделенных собственником средств или за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности.
Изменения, внесенные данным законом, вступили в силу с 01.01.2011.
При этом, пунктом 13 статьи 33 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ установлен переходный период с 01.01.2011 до 01.07.2012 для подготовки и принятия соответствующих нормативных правовых актов, предусмотренных статьями 9.2, пунктом 2 статьи 13, пунктами 1.1 и 4 статьи 14, пунктом 2.1 статьи 16, пунктом 2 статьи 17.1, пунктом 5 статьи 18, пунктом 1 статьи 19.1 и пунктами 3.3, 3.5 и 5.1 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (в редакции настоящего Федерального закона), пунктом 5 статьи 79, абзацем девятнадцатым статьи 165, пунктом 10 статьи 241 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), частями 3.2, 3.3 и 3.4 статьи 2, частями 3, 3.1 и 3.2 статьи 3 Федерального закона от 3.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (в редакции настоящего Федерального закона), частями 2 - 4, 7, 16, 19, 20, 23 и 27 статьи 30, частями 1 - 3 и 15 статьи 31 настоящего Федерального закона и настоящей статьей.
Принятие указанных нормативных правовых актов должно обеспечить создание и реорганизацию существующих государственных и муниципальных учреждений, изменение типа бюджетного учреждения, с целью приведения его в соответствие с новой редакцией статьи 120 ГК РФ, утверждение их учредительных документов и уставов, решение вопросов увеличения уставного фонда, открытия и ведения лицевых счетов, бюджетных смет, их финансирования и наделения соответствующим имуществом для обеспечения возможности отвечать по своим долгам самостоятельно.
Также статьей 31 указанного закона установлено, что в целях приведения правового положения федеральных учреждений в соответствие с требованиями законодательных актов, измененных настоящим Федеральным законом, статьей 30 и 33 настоящего Федерального закона и настоящей статьи следует создать в соответствии с настоящим Федеральным законом федеральные казенные учреждения, изменив тип следующих федеральных государственных учреждений, действующих на день официального опубликования настоящего Федерального закона: управления объединений, управления соединений и воинские части Вооруженных Сил Российской Федерации, военные комиссариаты, органы управления внутренними войсками, органы управления войсками гражданской обороны, соединения и воинские части внутренних войск, а также других войск и воинских формирований.
Таким образом, до приведения статуса федеральных учреждений в соответствие с новой редакцией статьи 120 ГК РФ, делать вывод о том, что ранее созданное учреждение является именно бюджетным учреждением в понятии, введенном Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ, у суда не было оснований.
Также невозможно возложение ответственности на учреждение в силу того, что оно не наделено собственником соответствующим материальным комплексом для несения такой ответственности самостоятельно.
Более того, из содержания статьи 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ следует, что учреждения, относящиеся к воинским частям Вооруженных Сил Российской Федерации, а также другим войскам и воинским формированиям должны быть преобразованы в казенные учреждения.
В связи с этим, освобождение собственника ФГУ "Восточная КЭЧ района" от субсидиарной ответственности по его долгам в настоящее время, до окончания переходного периода, является преждевременным.
Материалами дела подтверждается наличие задолженности ответчика перед ОАО "ДГК" в размере 3 291 733 руб. 89 коп. основного долга и 31 859 руб. 37 коп. пеней.
При таких обстоятельствах, при недостаточности у него денежных средств, задолженность следует взыскать за счет средств казны Российской Федерации.
В этой связи апелляционная жалоба ОАО "ДГК" подлежит удовлетворению, а решение суда - изменению.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы ОАО "ДГК" суд считает необходимым отнести в соответствии со статьей 110 АПК РФ на ответчика.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 16.08.2011 по делу N А73-6180/2011 изменить, изложив резолютивную часть в следующей редакции:
"Взыскать с федерального государственного учреждения "Восточная квартирно-эксплуатационная часть района" Министерства обороны Российской Федерации, а при недостаточности денежных средств у последнего, с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации за счет казны Российской Федерации, в пользу открытого акционерного общества "Дальневосточная генерирующая компания", основной долг в сумме 3 291 733 руб. 89 коп., проценты в сумме 31 859 руб. 37 коп. по состоянию на 30 июня 2011 года, всего в сумме 3 323 593 руб. 26 коп., а также расходы по государственной пошлине в сумме 35 504 руб. 52 коп.
Взыскать с федерального государственного учреждения "Восточная квартирно-эксплуатационная часть района" Министерства обороны Российской Федерации, а при недостаточности денежных средств у последнего, с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации за счет казны Российской Федерации, в пользу открытого акционерного общества "Дальневосточная генерирующая компания" проценты на сумму долга 3 291 733 руб. 89 коп. по ставке рефинансирования Банка России 8,25 % с 01 июля 2011 года по день фактической уплаты долга.
Взыскать с федерального государственного учреждения "Восточная квартирно-эксплуатационная часть района" Министерства обороны Российской Федерации, а при недостаточности денежных средств у последнего, с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации за счет казны Российской Федерации, в доход федерального бюджета госпошлину в сумме 4313 руб. 44 коп."
Взыскать с федерального государственного учреждения "Восточная квартирно-эксплуатационная часть района" Министерства обороны Российской Федерации, а при недостаточности денежных средств у последнего, с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации за счет казны Российской Федерации, в пользу открытого акционерного общества "Дальневосточная генерирующая компания" расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 руб. за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
А.И. Михайлова |
Судьи |
Т.С. Гетманова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-6180/2011
Истец: ОАО Дальневосточная генерирующая компания - Хабаровская Теплосетевая Компания, ОАО ДГК - ХТСК
Ответчик: Восточная квартирно-эксплутационная часть района, Министерство обороны Российской Федерации, ФГУ Восточная квартирно-эксплутационная часть района, ФГУ МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РФ
Третье лицо: ОАО "Ремонтно-эксплуатационное управление"
Хронология рассмотрения дела:
18.11.2011 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-4595/11