город Ростов-на-Дону |
|
22 ноября 2011 г. |
дело N А32-8189/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 ноября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 ноября 2011 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи О.Х.Тимченко
судей М.В. Ильиной, Т.Р. Фахретдинова
при ведении протокола судебного заседания секретарем Крахмальной М.П.
при участии:
от истца: представитель Свиридкина Е.А., доверенность от 29.07.2011 N 73-юк;
от ответчика: явка представителя не обеспечена, о судебном заседании уведомлены надлежаще (уведомление N 40435, 40436),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Туапсетранссервис"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 16.09.2011 по делу N А32-8189/2011
по иску федерального государственного учреждения "Управление федеральных автомобильных дорог по Краснодарскому краю Федерального дорожного агентства" (ИНН 771701001, ОГРН 1022301436673)
к открытому акционерному обществу "Туапсетранссервис" (ИНН 2322005751, ОГРН 1022303280097)
о взыскании 1 775 рублей 54 копейки,
принятое в составе судьи Огилец А.А.
УСТАНОВИЛ:
федеральное государственное учреждение "Управление федеральных автомобильных дорог по Краснодарскому краю Федерального дорожного агентства" (далее - истец, учреждение, ФГУ Упрдор "Кубань") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к открытому акционерному обществу "Туапсетранссервис" (далее - ответчик, общество) о взыскании 1775 руб. 54 коп. ущерба, 2000 руб. расходов по оплате государственной пошлины, 220 руб. расходов за получение выписки (требования, уточненные в порядке ст.49 АПК РФ).
Исковые требования мотивированы тем, что автомобилями, находящимися в собственности ОАО "Туапсетранссервис", был допущен провоз груза с превышением допустимых весовых параметров, в результате чего автомобильным дорогам общего пользования, находящимся в государственной собственности, причинен ущерб.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 16.09.2011 требования учреждения удовлетворены, суд взыскал с ОАО "ТуапсеТрансСервис" в доход бюджета Российской Федерации 1 775 руб. 54 коп. ущерба.
Не согласившись с принятым судебным актом, открытое акционерное общество "Туапсетранссервис" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило отменить его и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы заявителем приведены следующие доводы.
Грузоперевозку осуществляло ООО "Тоннельно Мостовой отряд-1", которое должно нести ответственность за выявленные правонарушения.
Судом первой инстанции не дана оценка постановлениям Президиума Краснодарского краевого суда от 15.07.2011 и 28.07.2011, в соответствии с которыми ответчик не несет ответственности за факты осуществления перевозки тяжеловесных грузов без специального разрешения, поскольку такая обязанность не лежала на ОАО "Туапсетранссервис".
В отзыве на апелляционную жалобу федеральное государственное учреждение "Управление федеральных автомобильных дорог по Краснодарскому краю Федерального дорожного агентства" с доводами апелляционной жалобы не согласилось, просило оставить решение суда первой инстанции без изменения.
В судебном заседании представитель истца доводы отзыва поддержал, считает, что размер вреда должен быть взыскан с владельца транспортных средств, которым в данном случае является ОАО "Туапсетранссервис". В удовлетворении апелляционной жалобы просил отказать.
ОАО "Туапсетранссервис" направило в адрес суда ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.
В отношении ответчика жалоба рассмотрена судом в порядке статьи 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 09.11.2010 на пункте весового контроля Красная Поляна, расположенном на федеральной автомобильной дороге А-148 "Адлер - Красная Поляна", установлен факт несанкционированного проезда автомашин, принадлежащих ОАО "ТуапсеТрансСервис" на праве собственности: КАМАЗ 36520 г/н К 862 УО 23, КАМАЗ 36520 г/н К 861 УО 23, КАМАЗ г/н А 470А Н 23, КАМАЗ 365115С г/н Х 604 ХМ 23, которыми был допущен провоз груза с превышением допустимых весовых параметров, в результате чего автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, находящимся в государственной собственности Российской Федерации, причинен ущерб на сумму 1775 руб. 54 коп.
Принадлежность ответчику транспортных средств: КАМАЗ 36520 г/н К 862 УО 23, КАМАЗ 36520 г/н К 861 УО 23, КАМАЗ г/н А 470А Н 23, КАМАЗ 365115С г/н Х 604 ХМ 23 подтверждается свидетельствами о регистрации транспортных средств (том 1, листы 10, 18, 24, 32).
По факту зафиксированных нарушений сотрудниками ППТК Красная Поляна были составлены акты о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось.
В адрес ответчика ФГУ Упрдор "Кубань" было направлено письмо с просьбой оплатить размер ущерба и акт о нарушении порядка перевозки грузов (том 1, лист 8, 16, 22).
Ссылаясь на то, что данное требование обществом добровольно не исполнено, учреждение обратилось в суд с иском о взыскании суммы ущерба.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из следующего.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, урегулированы Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об автомобильных дорогах).
В силу части 5 статьи 4 названного Закона об автомобильных дорогах на основании и во исполнение федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности.
В соответствии с пунктом 7 статьи 12 Закона об автомобильных дорогах к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится, в том числе, определение размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения.
Согласно частям 8, 9 статьи 31 Закона об автомобильных дорогах порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, определяется Правительством Российской Федерации в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения; высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения.
Таким образом, федеральным законом установлена обязанность владельцев транспортных средств по возмещению вреда, причиняемого транспортным средством при перевозке тяжеловесных грузов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1995 г. N 962 "О взимании платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы, при проезде по автомобильным дорогам общего пользования" установлено, что в целях компенсации ущерба, наносимого автомобильным транспортом, перевозящим тяжеловесные грузы, автомобильным дорогам с 1 января 1996 года введено взимание платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы по федеральным дорогам (в настоящее время Постановление Правительства Российской Федерации N 962 утратило силу в связи с принятием Правительством Российской Федерации Постановления от 16 ноября 2009 года N 934 "О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации").
Министерством транспорта РФ 27.05.1996 утверждена Инструкция по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации (далее - Инструкция). В приложении N 1 к данной Инструкции определены параметры, в случае превышения которых (хотя бы одного из них) транспортное средство признается тяжеловесным.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.10.1996 г. N 1211 "Об установлении временных ставок платы за провоз тяжеловесных грузов по федеральным автомобильным дорогам и использовании средств, получаемых от взимания этой платы" Министерству транспорта Российской Федерации поручено утвердить по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации временные ставки платы за провоз тяжеловесных грузов по федеральным автомобильным дорогам.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17.07.1998 г. N 22-П признал указанные подзаконные акты не противоречащими Конституции Российской Федерации.
Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1079 "О мерах по упорядочению деятельности, связанной с осуществлением контроля транспортных средств на автомобильных дорогах" установлено, что на федеральных и других автомобильных дорогах создаются только стационарные посты органов внутренних дел, пункты государственного контроля за осуществлением международных автомобильных перевозок и стационарные пункты, на которых производится весовой контроль транспортных средств, осуществляющих грузовые перевозки.
Согласно пункту 4 указанного выше Постановления Правительства Российской Федерации стационарные пункты, на которых производится весовой контроль транспортных средств, осуществляющих грузовые перевозки, на федеральных автомобильных дорогах организуются Федеральной службой по надзору в сфере транспорта по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации.
В целях реализации Постановлений Правительства Российской Федерации от 26.09.1995 г. N 962, от 22.09.1999 г. N 1079 "О мерах по упорядочению деятельности, связанной с осуществлением контроля транспортных средств на автомобильных дорогах" и Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации, утвержденной Министерством транспорта Российской Федерации 27.05.1996 г. (далее - Инструкция), главой администрации Краснодарского края принято Постановление от 07.07.2003 г. N 652 "Об утверждении ставок платы за провоз крупногабаритных и (или) тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам, находящимся в государственной собственности Краснодарского края".
Согласно поименованным выше нормативным документам, при превышении транспортными средствами, следующими по государственным дорогам Краснодарского края, по весу или габаритам нормативных показателей, установленных Инструкцией, владельцами или пользователями автомобильного транспорта вносится плата, рассчитанная исходя из данных таблиц, приведенных в Постановлении от 07.07.2003 г. N 652.
В соответствии с пунктом 5 Правил возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 N 934), размер платы в счет возмещения вреда определяется в зависимости от превышения установленных значений предельно допустимой массы транспортного средства, предельно допустимых осевых нагрузок транспортного средства; размера вреда, определенного соответственно для автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения; протяженности участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, по которым проходит маршрут транспортного средства; базового компенсационного индекса текущего года.
Как следует из представленных в материалы дела доказательств, 09 ноября 2010 года сотрудниками стационарного пункта весового контроля - ППТК Красная поляна, расположенным на федеральной автомобильной дороге А-148 "Адлер- Красная поляна", выявлены нарушения допустимых осевых и полных нагрузок массы автотранспортного средства, совершенные транспортными средствами, принадлежащими открытому акционерному обществу "Туапсетранссервис".
Принадлежность ответчику транспортных средств: КАМАЗ 36520 г/н К 862 УО 23, КАМАЗ 36520 г/н К 861 УО 23, КАМАЗ г/н А 470А Н 23, КАМАЗ 365115С г/н Х 604 ХМ 23 подтверждается свидетельствами о регистрации транспортных средств (листы дела 10, 18, 24, 32), а также путевыми листами.
Ограничения по осевым и полной массам ТС, перевозящим тяжеловесные грузы и плата за превышение этих ограничений введены исходя не из общей разрешенной массы ТС, установленной заводом-изготовителем, а исходя из несущей способности дорожных одежд и сооружений в целях компенсации ущерба, наносимого автомобильным транспортом, перевозящим тяжеловесные грузы, автомобильным дорогам.
Факт нарушения зафиксирован в актах N 23804000340-С, 23804000339-С, 23804000337-С, 23804000341-С о превышении транспортным средством установленных ограничений по массе и (или) нагрузке на ось, а также в протоколах об административном правонарушении (листы дела 9, 15, 17, 21, 23, 29, 31, 35). Из актов следует, что превышение общей допустимой нагрузки привело к нарушению осевых нагрузок.
Доказательств недостоверности сведений, изложенных в акте, ответчик не представил (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Точность показания системы весового дорожного контроля подтверждается наличием свидетельств о поверке N ТМ-962 от 19.10.2010 и N 02-13636С от 16.12.2010, выданных Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (листы дела 37, 38).
Водителями автомобилей КАМАЗ при проведении весового контроля не предъявлены разрешения на перевозку крупногабаритных и (или) тяжеловесных грузов.
В апелляционной жалобе ответчик сослался, что не несет ответственности за факты осуществления перевозки тяжеловесных грузов без специального разрешения, поскольку грузоперевозку осуществляло ООО "Тоннельно Мостовой отряд-1", которое должно нести ответственность за выявленные правонарушения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 785 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
Перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами (статья 784 Кодекса).
Как следует из представленного договора на оказание услуг автотранспортным предприятием от 18 октября 2010 года, ОАО "Туапсетранссервис" - Исполнитель, обязуется предоставлять по заявке ООО "Тоннельно Мостовой Отряд-1" - Заказчик, автомобили с водителями для перевозки блоков по маршруту ТЖБИ-ФГУ Военный санаторий "Янтарь" на расстояние 45 км.
По указанному договору ОАО "Туапсетранссервис" как перевозчик обязался за плату доставить вверенный ему ООО "Тоннельно Мостовой Отряд-1" груз и выдать его управомоченному лицу, что соответствует предмету договора перевозки (пункт 2.1.2, 2.1.4, 4.1 договора). Субъектный состав договора, обязанности перевозчика на своем транспорте и под свою ответственность доставить груз общества в пункт назначения, о заключении сторонами договора перевозки.
Суд апелляционной инстанции отклоняет ссылку ответчика на постановление Краснодарского краевого суда от 15 июля 2011 года о прекращении в отношении ОАО "Туапсетранссервис" административного производства по причине отсутствия в его действиях состава правонарушения.
По условиям договора, в обязанности ООО "Тоннельно Мостовой Отряд-1" входит обеспечение перевозки грузов всеми необходимыми документами. Однако, Исполнителю - ОАО "Туапсетранссервис" предоставлено право требования у заказчика необходимых дополнительных данных в случае недостатка предоставленной информации и не приступать к исполнению своих обязанностей до предоставления такой информации (п.3.1.2, 3.1.3).
Между тем, в договоре не предусмотрено, заказчик либо исполнитель должен получать специальное разрешение на движение транспортных средств. Пунктом 6.5 договора установлено, что во всем, что не регулируется настоящим договором, стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Согласно пункту 2 Правил возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов (утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2009 года N 934), вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, перевозящими тяжеловесные грузы, подлежит возмещению владельцами транспортных средств.
Следовательно, ответственным лицом за возмещение вреда, причиненного транспортными средствами, осуществляющими перевозку тяжеловесных грузов, является перевозчик - ОАО "Туапсетранссервис".
Таким образом, в материалы дела представлены достаточные доказательства, свидетельствующие о нарушении ОАО "Туапсетранссервис" норм действующего законодательства в области организации перевозок тяжеловесных грузов, повлекшие причинение ущерба автомобильным дорогам федерального значения на территории Краснодарского края.
Руководствуясь п. 2 Постановления N 934, Управление федеральных автомобильных дорог по Краснодарскому краю, которое является органом, уполномоченным на взимание платы за провоз крупногабаритных и (или) тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, начислило ОАО "Туапсетранссервис" плату за провоз груза с весом, превышающим допустимые нормы.
Расчет ущерба произведен электронной системой в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 г. N 934 "О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации. Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов". Общая сумма платы составляет 1 775 руб. 54 коп.
Претензии, направленные истцом ответчику, с требованием в добровольном порядке оплатить компенсацию за провоз груза с превышением допустимых весовых и (или) габаритных параметров, оставлены ответчиком без удовлетворения. Доказательств оплаты компенсации в материалах дела не имеется и суду апелляционной инстанции не представлено.
Таким образом, решение суда первой инстанции вынесено законно и обоснованно, в связи с чем, апелляционная жалоба ОАО "Туапсетранссервис" удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы. При обращении в апелляционную инстанцию государственная пошлина ОАО "Туапсетранссервис" оплачена платежным поручением N 706 от 07.10.2011.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.09.2011 по делу N А32-8189/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
О.Х. Тимченко |
Судьи |
М.В. Ильина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-8189/2011
Истец: ФГУ "Управление федеральных автомобильных дорог по Краснодарскому краю Федерального дорожного агентства", ФГУ "Управление федеральных автомобильных дорог по Краснодарскому краю Федерального дорожного агентства"( ФГУ Упрдор "Кубань"
Ответчик: ОАО "Туапсетранссервис"
Третье лицо: Карабаджан К. К. (директор ОАО "Туапсетранссервис")
Хронология рассмотрения дела:
22.11.2011 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-12464/11