Государственный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО 14031-2001
"Управление окружающей средой. Оценивание экологической эффективности. Общие требования"
(принят постановлением Госстандарта РФ от 25 апреля 2001 г. N 193-ст)
Environmental management. Environmental performance evaluation. Guidelines
Дата введения 1 октября 2001 г.
Введен впервые
По информации, приведенной на сайте ФГУП "СТАНДАРТИНФОРМ" (http://www.standards.ru), взамен настоящего ГОСТа с 1 июня 2017 г. введен в действие ГОСТ Р ИСО 14031-2016 "Экологический менеджмент. Оценка экологической эффективности. Руководство по оценке экологической эффективности", утвержденный приказом Росстандарта от 5 декабря 2016 г. N 1941-ст
0 Введение
Понимание, реализация и повышение экологической эффективности организации могут быть достигнуты эффективным управлением теми элементами деятельности, продукции и услуг, которые оказывают значительное воздействие на окружающую среду.
Оценивание экологической эффективности (ОЭЭ) - внутренний процесс и инструмент управления, предназначенный для обеспечения руководства достоверной и подтверждаемой текущей проверкой информацией, позволяющей определить, соответствует ли экологическая эффективность организации совокупности критериев, заданных руководством организации.
Организации, имеющие систему управления окружающей средой, оценивают соответствие своей экологической эффективности политике, целям, плановым показателям и другим критериям экологической эффективности.
Если организация не имеет такой системы, ОЭЭ позволяет:
- идентифицировать экологические аспекты;
- оценить, какие аспекты являются для нее наиболее важными;
- задать критерии экологической эффективности;
- оценить соответствие своей экологической эффективности этим критериям. Настоящий стандарт развивает положения ГОСТ Р ИСО 14001 и ГОСТ Р ИСО 14004, но может
быть использован также независимо от них.
ОЭЭ и экологические аудиты помогают руководству организации оценить свою экологическую эффективность, при необходимости идентифицировать области, требующие улучшения. ОЭЭ - это постоянный процесс сбора и оценки данных и информации для обеспечения текущего оценивания эффективности и тенденций ее изменения со временем. В отличие от этого экологические аудиты проводят периодически для подтверждения соответствия определенным требованиям. По дробные указания по экологическому аудиту приведены в ГОСТ Р ИСО 14010 и ГОСТ Р ИСО 14011.
Примерами других инструментальных средств, которые руководство может использовать с целью получения дополнительной информации для ОЭЭ, являются экологическая экспертиза и оценка жизненного цикла (ОЖЦ). Тогда как ОЭЭ сфокусирована на описании экологической эффективности организации, ОЖЦ - это метод оценки экологических аспектов и потенциальных воздействий продукции и системы услуг на окружающую среду. Подробно руководство по ОЖЦ приведено в ГОСТ Р ИСО 14040, ГОСТ Р ИСО 14041, ИСО 14042, ИСО 14043 [1, 2]. Соответствующая информация, полученная из упомянутых и других источников, может помочь внедрению ОЭЭ, а также и других инструментов управления.
1 Область применения
Настоящий стандарт представляет собой руководство по планированию и использованию оценивания экологической эффективности организации. Стандарт применим для всех организаций независимо от типа, размера, местоположения и сложности.
Настоящий стандарт не может быть использован как стандарт технических условий для целей сертификации или регистрации, или для разработки каких-либо иных требований соответствия систем управления окружающей средой.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р ИСО 14001-98 Системы управления окружающей средой. Требования и руководство по использованию
ГОСТ Р ИСО 14004-98 Системы управления окружающей средой. Общее руководство по принципам, системам и методам обеспечения функционирования
ГОСТ Р ИСО 14010-98 Руководство по экологическому аудиту. Основные принципы
ГОСТ Р ИСО 14011-98 Руководство по экологическому аудиту. Процедуры аудита. Аудит систем управления окружающей средой
ГОСТ Р ИСО 14040-99 Управление окружающей средой. Оценка жизненного цикла. Принципы и структура
ГОСТ Р ИСО 14041-2000 Управление окружающей средой. Оценка жизненного цикла. Определение целей и области исследования и инвентаризационный анализ
ГОСТ Р ИСО 14050-98 Управление окружающей средой. Словарь
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду ГОСТ Р ИСО 14050-99
3 Определения
В настоящем стандарте использованы термины по ГОСТ Р ИСО 14001 и следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 окружающая среда (environment): По ГОСТ Р ИСО 14001.
3.2 экологический аспект (environmental aspect): По ГОСТ Р ИСО 14001.
3.3 показатель состояния окружающей среды (environmental condition indicator) (ПСОС): Показатель состояния окружающей среды в локальном, региональном, национальном или глобальном масштабах.
Примечание -Понятие "региональный" может относиться к области (провинции) или группе областей внутри страны, или к группе стран, или к континенту, в зависимости от масштабности окружающей среды, рассматриваемой организацией.
3.4 воздействие на окружающую среду (environmental impact): По ГОСТ Р ИСО 14001.
3.5 система управления окружающей средой (СУОС) (environmental management system): По ГОСТ Р ИСО 14001.
3.6 целевой экологический показатель (environmental objective): По ГОСТ Р 14001.
3.7 экологическая эффективность (характеристики экологичности) (environmental performance): Результаты управления экологическими аспектами организации.
Примечания
1 Определение экологической эффективности в настоящем стандарте отличается от приведенного в ГОСТ Р ИСО 14001 и ГОСТ Р ИСО 14004.
2 В контексте систем управления окружающей средой результаты могут быть измерены по отношению к политике организации, ее целям и задачам в области охраны окружающей среды.
3.8 критерии экологической эффективности (environmental performance criterion): Целевой или плановый экологический показатель или другой предусмотренный уровень экологической эффективности, заданный руководством организации и используемый для целей оценивания экологичес кой эффективности.
3.9 оценивание экологической эффективности (environmental performance evaluation) (ОЭЭ): Процесс, способствующий принятию управленческих решений, относящихся к экологической эффективности, методом выбора показателей, сбора и анализа данных, оценки информации по критериям экологической эффективности, составления отчетности и распространения информации, периодического пересмотра и улучшения этого процесса.
3.10 показатель экологической эффективности (environmental performance indicator) (ПЭЭ): Конкретная форма представления информации об экологической эффективности организации.
3.10.1 показатель эффективности управления (management performance indicator) (ПЭУ): Показатель экологической эффективности, обеспечивающий информацию об усилиях руководства, предпринимаемых с целью воздействия на экологическую эффективность организации.
3.10.2 показатель эффективности функционирования (operational performance indicator) (ПЭФ): Показатель экологической эффективности, обеспечивающий информацию об экологической эффективности функционирования организации.
3.11 экологическая политика (environmental politics): По ГОСТ Р ИСО 14001.
3.12 плановый экологический показатель (environmental target): По ГОСТ Р ИСО 14001.
3.13 заинтересованная сторона (interested party): По ГОСТ Р ИСО 14001.
3.14 организация (organization): По ГОСТ Р ИСО 14001.
4 Оценивание экологической эффективности
4.1 Общие положения
4.1.1 Модель процесса ОЭЭ
Оценивание экологической эффективности (ОЭЭ) - внутренний процесс управления, использующий показатели, предоставляющие информацию, позволяющую сравнить прошлую и настоящую экологическую эффективность организации с критериями этой эффективности. ОЭЭ осуществляют по следующей модели управления: "Планирование - Выполнение - Проверка - Действие". Ниже перечислены стадии этого процесса.
а) Планирование
1) планирование ОЭЭ;
2) выбор показателей для ОЭЭ (выбор из числа существующих показателей и разработка новых показателей).
б) Выполнение
1) сбор данных, относящихся к выбранным показателям;
2) анализ и преобразование данных в информацию, описывающую экологическую эффективность организации;
3) оценка информации, описывающей экологическую эффективность организации в сравнении с критериями экологической эффективности организации;
4) подготовка отчета и передача информации, описывающей экологическую эффективность организации.
в) Проверка и действие
1) рассмотрение и совершенствование ОЭЭ.
На рисунке 1 представлена схема ОЭЭ со ссылками на номера и наименования соответствующих пунктов настоящего стандарта.
В приложении А приведены дополнительные требования к ОЭЭ.
4.1.2 Показатели ОЭЭ
Показатели ОЭЭ подразделяют на две категории:
- показатели экологической эффективности (ПЭЭ);
- показатели состояния окружающей среды (ПСОС). ПЭЭ подразделяют на два типа:
- показатели эффективности управления (ПЭУ), обеспечивающие информацию об усилиях, предпринимаемых руководством с целью воздействия на экологическую эффективность организации;
- показатели эффективности функционирования (ПЭФ), обеспечивающие информацию об экологической эффективности функционирования организации.
"Рис. 1. Оценивание экологической эффективности"
ПСОС дают представление о фактическом или потенциальном воздействии на окружающую среду экологических аспектов деятельности и тем самым способствуют планированию и внедрению ОЭЭ.
Действия руководства организации тесно связаны с эффективностью функционирования. На рисунке 2 показана взаимосвязь между управлением организацией, ее функционированием и условиями окружающей среды и типы показателей ОЭЭ, относящиеся к каждому из этих элементов.
4.1.3 Использование ОЭЭ
ОЭЭ должно соответствовать местоположению и типу организации, ее потребностям и приоритетам. ОЭЭ должно быть экономически эффективным и составлять часть регулярных деловых функций и деятельности организации. Информация, полученная при ОЭЭ, позволяет:
- определить необходимые действия для обеспечения соответствия экологической эффективности организации установленным критериям;
- идентифицировать важные экологические аспекты;
- выявить возможности совершенствования управления экологическими аспектами (например предотвращение загрязнений);
- выявить тенденции изменения экологической эффективности;
- повысить эффективность и результативность всей деятельности организации;
- идентифицировать стратегические возможности.
Отчеты и распространение информации об экологической эффективности организации помогают персоналу выполнять свои обязанности, содействуя тем самым достижению соответствия
"Рис. 2. Взаимосвязь управления организацией и ее функционирования с условиями окружающей среды"
экологической эффективности установленным критериям. Руководство может передать отчет или информацию другим заинтересованным сторонам.
ОЭЭ организации должно периодически пересматриваться, с тем чтобы выявлять возможности его совершенствования.
4.2 Планирование ОЭЭ (стадия - планирование)
4.2.1 Общее руководство
При планировании ОЭЭ (включая выбор показателей ОЭЭ) необходимо учитывать:
- важные экологические аспекты, которые могут контролироваться и на которые можно по влиять;
- критерии экологической эффективности;
- интересы заинтересованных сторон;
Примечание - В приложении А приведено руководство по выявлению мнений заинтересованных сторон.
При планировании ОЭЭ организация может также учитывать:
- свою деятельность, продукцию и услуги во всем их диапазоне;
- организационную структуру;
- общую стратегию деловой активности (бизнеса);
- свою экологическую политику;
- информацию, необходимую для выполнения законодательных и других требований;
- соответствующие международные соглашения по охране окружающей среды;
- затраты на охрану окружающей среды и получаемые выгоды;
- информацию, необходимую для анализа финансовых аспектов экологической эффективности;
- необходимость ежегодного сопоставления информации, относящейся к экологической эффективности;
- локальные, региональные, национальные и глобальные условия окружающей среды;
- культурные и социальные факторы.
Управляющим персоналом должны быть предусмотрены финансовые, материальные и людские ресурсы, необходимые для проведения ОЭЭ.
В зависимости от возможностей и ресурсов организации исходные цели ОЭЭ могут быть ограничены некоторыми элементами ее деятельности, продукции, услуг, обладающими, по мнению руководства, наибольшим приоритетом. Со временем начальные цели могут быть расширены на те элементы деятельности организации, ее продукции и услуг, которые вначале были не охвачены таким анализом.
Идентификация экологических аспектов организации - важная исходная составляющая для планирования ОЭЭ. Руководство по идентификации важных экологических аспектов в контексте систем управления окружающей средой - по ГОСТ Р ИСО 14001 и ГОСТ Р ИСО 14004. Организация, имеющая систему управления окружающей средой, должна оценивать экологическую эффективность на соответствие экологической политике, целевым и плановым показателям и другим критериям экологической эффективности.
Организации, не имеющие системы управления окружающей средой, могут использовать ОЭЭ для помощи в идентификации экологических аспектов, которые могут быть истолкованы как важные критерии экологической эффективности. Для определения важных экологических аспектов такие организации должны рассматривать:
- тип и масштабы используемых материалов и энергоносителей;
- выбросы в окружающую среду;
- величину риска;
- состояние окружающей среды;
- возможность инцидентов (аварий);
- требования законодательных, нормативных актов, обязательные для организации.
Для большинства организаций рассмотрение экологических аспектов будет сосредоточено на анализе функционирования организации, - как это показано на рисунке А.1
Практические рекомендации N 1 Примеры подходов для идентификации экологических аспектов и их относительной значимости при оценке экологической эффективности организации, не имеющей системы управления окружающей средой Идентификация деятельности, продукции, услуг организации, специфических экологических аспектов и их относительной значимости для возможных воздействий на окружающую среду. Использование информации о состоянии окружающей среды для идентификации деятельности, продукции и услуг организации, которые могут воздействовать на окружающую среду в определенных формах. Анализ существующих данных организации о материальных и энергетических входных потоках, выбросах, сбросах, отходах и оценка этих данных в понятиях риска. Выявление мнений заинтересованных сторон и использование этой информации для помощи в определении важных экологических аспектов деятельности организации. Идентификация тех аспектов деятельности организации, которые являются объектом экологического регулирования, или других требований, данные для которых могут собираться организацией. Рассмотрение процессов проектирования разработки, изготовления, распределения, обслуживания, использования, повторного использования (после ремонта), рециклинга и утилизации продукции организации и соответствующих воздействий на окружающую среду. Идентификация той деятельности организации, которая связана с наибольшими затратами на охрану окружающей среды или соответствующими выгодами. |
Независимо от наличия или отсутствия в организации системы управления окружающей средой организация должна планировать ОЗЭ в соответствии с критериями экологической эффективности так, чтобы выбранные показатели ОЭЭ соответствовали возможности сопоставления экологической эффективности организации с этими критериями.
Для оценки критериев экологической эффективности учитывают:
- настоящие и прошлые характеристики;
- требования законодательства;
- признанные регламенты, стандарты и лучшую практику;
- данные об эффективности и информацию, разработанные промышленностью и организация ми других отраслей. - результаты рассмотрения руководством и аудитов;
- мнения заинтересованных сторон;
- научные исследования.
4.2.2 Выбор показателей ОЭЭ
4.2.2.1 Общие рекомендации
Показатели ОЭЭ организация выбирает для представления количественных или качественных данных или информации в более понятной и полезной форме.
Организация должна выбрать число показателей, достаточное для оценки экологической эффективности. Количество выбранных показателей ОЭЭ должно отражать профиль и масштабы деятельности организации. Выбор показателей ОЭЭ определяется данными, которые должны быть использованы. Для упрощения этой работы организация может использовать уже имеющиеся данные, собранные ею или другими организациями.
Информация, использованная при ОЭЭ, может представлять собой данные прямых или кос венных измерений или индексированную (относительную) информацию. Показатели ОЭЭ могут быть агрегированными или взвешенными, в зависимости от природы информации и предполагаемого использования. При этом необходимо обеспечить их проверяемость, совместимость, сравнимость и легкость понимания. Должно быть четкое представление о сделанных допущениях в ходе обращения с данными и их преобразования в информацию и показатели ОЭЭ.
Практические рекомендации N 2 Примеры характеристик данных для показателей ОЭЭ Прямые измерения или расчеты - базовые данные или информация, например тонны выбрасываемых загрязняющих веществ. Удельные значения, или данные расчетов, или информация сравнительного характера в отношении других параметров (уровень производства, время, местоположение или фоновые условия), например количество тонн выбрасываемого загрязнителя, приходящееся на 1 т производимой продукции, или количество тонн выбрасываемого загрязнителя, приходящееся на единицу торгового оборота. Индексированные (относительные) данные - описательные данные или информация, приведенные к единицам измерения или форме, которая позволяет соотносить их с выбранным стандартом или базовым значением, например выброс загрязнителя в текущем году в процентах к выбросам в базовом году. Агрегированные данные - описательные данные или информация одного типа, полученные из различных источников, собранные и представленные в виде комплексного параметра, например общее количество данного загрязнителя, выброшенного в ходе производства продукции в данном году, определяют суммированием выбросов многих установок, участвующих в производстве данной продукции. Взвешенные данные - описательные данные или информация, преобразованные с учетом коэффициента их значимости. |
При выборе показателей для ОЭЭ организация может учитывать различные подходы.
Дополнительные указания по выбору показателей ОЭЭ приведены в А.3.1 и А.3.2.
Некоторые экологические аспекты могут быть комплексными, и в этом случае целесообразно выбрать комбинацию ПЭЭ и ПСОС, чтобы обеспечить соответствующую оценку эффективности, относящуюся к такому аспекту.
Показатели ОЭЭ должны быть выбраны так, чтобы руководство имело достаточно информации для понимания эффекта влияния прогресса в достижении одного критерия экологической эффективности на другие показатели экологической эффективности.
Организации могут выбирать такие показатели ОЭЭ, которые определяются из общего набора данных, в зависимости от предполагаемых заинтересованных сторон.
Практические рекомендации N3 Примеры, иллюстрирующие выбор организацией рада показателей ОЭЭ, которые определяются из общего набора данных, в зависимости от предполагаемых заинтересованных сторон Организация, сбрасывающая сточные воды, выбирает следующие показатели ОЭЭ: общее количество загрязняющих веществ, сбрасываемых за год (возможная заинтересованная сторона - местное сообщество); концентрация загрязняющих веществ в сточной воде (возможная заинтересованная сторона - законодательные и надзорные органы); количество сбрасываемого загрязнителя в отношении к производимой продукции (возможная заинтересованная сторона - руководство и потребители); изменения количества загрязняющих веществ, сбрасываемых за год, по отношению к капиталовложениям в чистые технологии и совершенствование технологических процессов (возможная заинтересованная сторона - руководство и инвесторы). |
Региональные, национальные и глобальные показатели, относящиеся к экологической эффективности или устойчивому развитию, разрабатывают правительственные органы, неправительственные организации и научно-исследовательские институты. При выборе показателей ОЭЭ и сборе соответствующих данных организации могут рассматривать показатели, разработанные такими организациями, и обеспечивать информационную совместимость с ними.
4.2.2.2 Выбор ПЭУ
В контексте ОЭЭ управление организацией включает в себя экологическую политику, людей, планирование деятельности, практические действия и процедуры на всех уровнях организации, так же как решения и действия, связанные с экологическими аспектами организации. Усилия и решения, предпринимаемые руководством организации, могут влиять на характеристики функционирования организации и взаимодействовать с общей экологической эффективностью организации (рисунок 2).
ПЭУ должны предусматривать информацию о способности организации и предпринимаемых усилиях в такой управленческой деятельности, как обучение, выполнение требований законодательства, обеспечение ресурсами и их эффективное использование, регулирование затрат на управление окружающей средой, обеспечение сбыта, разработки продукции, документации или проведение корректирующих действий, которые влияют или могут повлиять на экологическую эффективность организации. ПЭУ должны помогать усилиям руководства, решениям и действиям по улучшению экологической эффективности.
Например, ПЭУ могут быть использованы для отслеживания:
- внедрения и эффективности различных программ управления окружающей средой;
- действий руководства, влияющих на экологическую эффективность организации и, возможно, состояние окружающей среды;
- особо важных усилий для успеха управления окружающей средой организации;
- способности управления окружающей средой организации, включая гибкость реагирования на изменения условий, связанных с конкретными целями, эффективной координацией, или способности решать проблемы;
- соответствия законодательным и нормативным требованиям, соответствия другим требованиям, которым должна удовлетворять организация;
- финансовых затрат и выгод.
В дополнение к этому ПЭУ позволяют:
- предсказать изменения эффективности;
- идентифицировать причины, когда фактическая эффективность превышает, или не достигает соответствующих критериев экологической эффективности;
- идентифицировать возможности предупреждающих действий. Примеры ПЭУ приведены в А.4.2.2.
4.2.2.3 Выбор ПЭФ
ПЭФ должны предоставлять руководству информацию об экологической эффективности функционирования организации.
ПЭФ охватывают:
- входные материальные потоки (например обработанные, восстановленные, повторно используемые или исходные сырьевые материалы, природные ресурсы),- энергию и услуги;
- обеспечение поставок для функционирования организации;
- проектирование, монтаж, функционирование (включая аварийные ситуации и отклонения в работе) и техническое обслуживание сооружений и оборудования организации;
- выходные потоки: продукцию (например основную продукцию, полуфабрикаты, восстановленные и повторно используемые материалы), услуги, отходы (твердые, жидкие, опасные, безопасные, пригодные к восстановлению, повторному использованию), выбросы/сбросы (выбросы в атмосферу, сбросы в воду или землю, шум, вибрации, тепло, радиация, свет), являющиеся результатом функционирования организации.
На рисунке 3 приведена схема функционирования организации, на рисунке АЛ - дополни тельные детали к этой схеме. Когда разнообразная деятельность или имеющиеся материальные объекты позволяют произвести или получить какую- либо дополнительную продукцию или услуги, организация должна их учитывать при оценке экологической эффективности.
Примеры ПЭФ приведены в А.4.3.2.
"Рис. 3. Общая схема функционирования организации"
4.2.2.4 Выброс ПСОС
ПСОС предусматривают информацию о местных, региональных, национальных или глобальных условиях окружающей среды. Состояние окружающей среды может изменяться со временем или в связи с отдельными событиями. Поскольку ПСОС не измеряют воздействия на окружающую среду, изменения в ПСОС могут предоставить полезную информацию относительно взаимодействия между деятельностью организации, ее продукцией, услугами и состоянием окружающей среды.
При ОЭЭ ПСОС позволяют организации в экологическом отношении выполнить:
- идентификацию и управление важными экологическими аспектами;
- оценку приемлемости критериев экологической эффективности;
- выбор ПЭЭ (ПЭУ и ПЭФ);
- разработку основ проводимых измерений;
- определение изменений состояния окружающей среды со временем в связи с реализуемой экологической программой;
- исследование возможной взаимосвязи между состоянием окружающей среды и деятельностью организации, ее продукцией и услугами;
- определение необходимости дальнейших действий.
Разработка и применение ПСОС часто являются функцией локальных, региональных, национальных или международных, правительственных органов, неправительственных организаций и научно- исследовательских институтов, а не отдельных частных организаций. Однако организации, которые могут идентифицировать взаимосвязь между их деятельностью и состоянием отдельных компонентов окружающей среды, могут выбрать или разработать собственные ПСОС, чтобы помочь в оценке экологической эффективности в соответствии со своими возможностями, интересами и потребностями.
Организация, которая идентифицировала особенности состояния окружающей среды, которые являются прямым результатом ее деятельности, продукции и услуг, может выбрать такие ПЭЭ, которые связывают деятельность по управлению и функциональные характеристики с изменениями в состоянии окружающей среды.
Примеры ПСОС приведены в А.4.4.2.
Практические рекомендации N 4 Примеры, иллюстрирующие связь идентифицированных экологических аспектов с показателями для ОЭЭ. Пример 1. Организация, предоставляющая услуги, размещается на участке, для которого известно, что по имеющейся информации качество воздуха там неудовлетворительное и необходимо выбрать соответствующие показатели для ОЭЭ, соответствующие цели снижения выбросов транспортных средств. ПСОС - концентрация в воздухе загрязнителей, связанных с выбросами транспортных средств ПЭФ: - снижение выбросов двигателей, связанное с использованием альтернативных топлив; - общее количество расходуемого топлива; - эффективность использования топлива двигателями транспортных средств; - частота технического обслуживания транспортных средств; - число транспортных средств, оборудованных средствами экологического контроля. ПЭУ: - количество денег, затраченных на развитие общественного транспорта и его использование; - число часов разъяснения работникам выгод пользования общественным транспортом; - результативность попыток снизить расход топлива, улучшить техническое обслуживание транспорта, эффективность использования топлива и использование альтернативных топлив. Пример 2 В географическом регионе, где имеющаяся экологическая информация указывает на важность снижения потребления воды, организация может выбрать показатели для ОЭЭ, относящиеся к измерению экономии расходования воды, что не может быть сделано без следующей информации: ПСОС: - уровень грунтовых вод; - скорость пополнения водных ресурсов. ПЭФ: - количество ежедневно расходуемой воды; - количество воды, расходуемой на единицу продукции. ПЭУ: - количество денег, затраченных на исследования методов снижения потребления воды. |
4.3 Использование данных и информации (стадия - выполнение)
4.3.1 Общие положения
На рисунке 4 приведена последовательность использования данных и информации для оценки экологической эффективности.
4.3.2 Сбор данных
Организация должна регулярно собирать исходные данные для расчета значений выбранных показателей ОЭЭ. Данные собирают систематически из соответствующих источников с частотой, соответствующей планируемой ОЭЭ.
Процедуры сбора данных должны обеспечивать их достоверность, что зависит от таких факторов, как доступность, адекватность, научная и статистическая значимость и проверяемость. Сбор данных должен сопровождаться контролем их качества и соответствия, которые бы гарантировали, что получаемые данные по типу и качеству подходят для использования при ОЭЭ. Сбор данных должен включать соответствующие процедуры идентификации, ввода, хранения, выборки и предоставления данных и информации.
Организация может использовать собственные данные или данные из следующих источников:
- мониторинг и измерения;
- интервью и наблюдения;
- отчеты надзорных органов;
- инвентаризационные и производственные записи (протоколы);
- финансовые и бухгалтерские записи;
- записи о закупках;
- отчеты по экологической экспертизе, аудиту или оцениванию;
- записи по экологическому обучению;
- научные отчеты и исследования;
- правительственные органы, академические институты и неправительственные организации;
- поставщики и субподрядчики;
- потребители, продавцы и заинтересованные стороны;
- профессиональные ассоциации.
"Рис. 4. Схема использования данных и информации"
4.3.3 Анализ и преобразование данных
Собранные данные должны быть проанализированы и преобразованы в информацию, описывающую экологическую эффективность организации в виде показателей ОЭЭ. Чтобы избежать необъективности результатов, должны быть проанализированы все относящиеся к делу и достоверные собранные данные.
Анализ данных может охватывать качество данных, их значимость, адекватность и полноту, необходимые для получения надежной информации.
Информация об экологической эффективности организации может быть получена с использованием расчетов, экспертных оценок, статистических методов и/или графических средств, путем индексирования (использования относительных значений), агрегирования или взвешивания.
4.3.4 Оценивание информации
Информацию, полученную в результате анализа данных, выраженную в терминах ПЭЭ и возможно ПСОС, следует сравнивать с критериями экологической эффективности организации. Такое сравнение может указывать на улучшение или ухудшение экологической эффективности. Результаты этого сравнения показывают, почему достигнуты или не достигнуты критерии экологической эффективности. Информация об экологической эффективности организации и результаты сравнения должны быть представлены в виде отчета руководству, чтобы поддержать соответствующие действия руководства по улучшению или поддержанию соответствующего уровня экологической эффективности.
4.3.5 Отчетность и распространение информации
4.3.5.1 Основные положения
Информация об экологической эффективности организации может быть представлена в виде отчета или передана заинтересованным сторонам внутри или вне организации, в зависимости от оценки руководством потребностей в ее распространении.
Результатом отчетности и распространения информации об экологической эффективности являются:
- помощь организации в достижении критериев экологической эффективности;
- повышение осведомленности и возможности диалога об экологической политике организации, критериях экологической эффективности и соответствующих достижениях организации;
- демонстрация возможностей и действий организации по улучшению экологической эффективности;
- помощь в реализации механизма ответа на суждения и вопросы об экологических аспектах организации.
4.3.5.2 Внутренняя отчетность и распространение информации
Руководство должно быть уверено, что соответствующая и необходимая информация, описывающая экологическую эффективность организации, распространяется внутри организации своевременно. Это помогает работникам, подрядчикам и другим лицам, контактирующим с организацией, осознать свою ответственность, а организации - достичь критериев экологической эффективности. Организация может пожелать рассматривать эту информацию в рамках анализа и оценивания системы управления окружающей средой.
Примеры информации, описывающей экологическую эффективность организации:
- тенденции изменения экологической эффективности (например снижение количества отходов);
- соответствие законодательным и нормативным актам;
- соответствие организации другим требованиям, под которыми она подписалась;
- экономия затрат или другие финансовые результаты;
- возможности и/или рекомендации по улучшению экологической эффективности организации.
4.3.5.3 Внешняя отчетность и распространение информации
Организация может выбирать или передавать внешним заинтересованным сторонам требуемую информацию из экологических отчетов или заявлений, описывающую ее экологическую эффективность. ОЭЭ предусматривает получение информации, которую организация может пожелать включить в экологическую отчетность или другие средства распространения информации внешним заинтересованным сторонам.
Определенное число факторов может оказать влияние на решение организации предоставить желающим отчетную информацию, описывающую ее экологическую эффективность (заинтересованность организации в улучшении положения в бизнесе и в отношениях с заинтересованными сторонами, включая сообщества людей, в окружении которых организация функционирует).
Такое распространение информации должно быть надежным средством представления данных об экологической эффективности организации. Информация, описывающая экологическую эффективность организации, должна быть самодостаточной и представлена способом, который соответствует техническому уровню знаний предполагаемого потребителя информации. Когда организация считает целесообразным распространить информацию, отчетность и методы распространения информации выбирают так, чтобы они соответствовали имеющимся связям между организацией и заинтересованными сторонами.
Практические рекомендации N 5 Примеры информации, которую организация может выбрать для включения в состав отчетности или передачи информации внешним заинтересованным сторонам Заявление организации об обязательстве использовать ОЭЭ как часть управления окружающей средой. Описание деятельности, продукции и услуг. Заявление о важных экологических аспектах и соответствующих показателях экологической эффективности для ОЭЭ. Информация, относящаяся к критериям экологической эффективности. Действия, вытекающие из ОЭЭ. Вклад управления окружающей средой и ОЭЭ в общие успехи организации. |
4.4 Рассмотрение и улучшение ОЭЭ (стадия - проверка и действие)
ОЭЭ организации и ее результаты следует периодически рассматривать для выявления возможностей улучшения. Такое рассмотрение может потребовать действий руководства по улучшению эффективности управления и функционирования организации для улучшения состояния окружаю щей среды.
При рассмотрении ОЭЭ и ее результатов оценивают:
- эффективность затрат и достигнутых выгод;
- прогресс в отношении достижения критериев экологической эффективности;
- приемлемость критериев экологической эффективности;
- источники данных, методы сбора данных и качество данных.
Практические рекомендации N6 Примеры вопросов для помощи при рассмотрений ОЭЭ организации Предусматривается ли адекватная информация для измерения изменений в экологической эффективности организации? Предусматривается ли подготовка соответствующей полезной информации для руководства? Внедрена ли ОЭЭ в соответствии с планом? Использует ли ОЭЭ соответствующие источники данных и обеспечивается ли необходимая частота сбора данных? Эффективен ли анализ и оценка собранных данных? Поддерживается ли ОЭЭ необходимыми ресурсами? Соотносится ли ОЭЭ с критериями экологической эффективности организации? Предусматривается ли представление отчетности и распространение информации по ОЭЭ? Рассматривается или запрашивается ли соответствующая информация от заинтересованных сторон? - Является ли это значимым для организации? - Отвечает ли изменениям в организации и ее окружении? - Учитывает ли новые экологические аспекты? Хорошо ли интегрирована ОЭЭ с другими приемлемыми измерениями эффективности ор ганизации? |
Практические рекомендации N 7 Примеры действий по улучшению ОЭЭ Улучшение качества данных, надежности и доступности. Улучшение аналитических возможностей и возможностей оценки. Разработка или идентификация новых или более полезных показателей ОЭЭ. Изменение области применения ОЭЭ. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Государственный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО 14031-2001 "Управление окружающей средой. Оценивание экологической эффективности. Общие требования" (принят постановлением Госстандарта РФ от 25 апреля 2001 г. N 193-ст)
Текст ГОСТа приводится по официальному изданию Госстандарта России, ИПК Издательство стандартов, 2001 г.
Дата введения 1 октября 2001 г.
1 Разработан Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации (ВНИИстандарт) и Всероссийским научно-исследовательским институтом классификации, терминологии и информации по стандартизации и качеству (ВНИИКИ)
Внесен Научно-техническим управлением Госстандарта России
2 Принят и введен в действие постановлением Госстандарта России от 25 апреля 2001 г. N 193-ст
3 Настоящий стандарт представляет собой аутентичный текст международного стандарта ИСО 14031-99 "Управление окружающей средой. Оценивание экологической эффективности. Общие требования"
4 Введен впервые
Взамен настоящего ГОСТа с 1 июня 2017 г. введен в действие ГОСТ Р ИСО 14031-2016 "Экологический менеджмент. Оценка экологической эффективности. Руководство по оценке экологической эффективности", утвержденный приказом Росстандарта от 5 декабря 2016 г. N 1941-ст