г. Санкт-Петербург |
|
21 ноября 2011 г. |
Дело N А56-27828/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 ноября 2011 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Горбачевой О.В.
судей Будылевой М.В., Семиглазова В.А.
при ведении протокола судебного заседания: Брюхановой И.Г.
при участии:
от истца (заявителя): Володин М.Е. по доверенности от 14.08.2011, Анопочкина Н.А. по доверенности от 01.02.2011
от ответчика (должника): Смелянская А.Б. по доверенности от 11.01.2011 N 19-10-03/00004
от 3-го лица: Не явился, извещён.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-18286/2011) ООО "Западный терминал" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.09.2011 по делу N А56-27828/2011 (судья Рыбаков С.П.), принятое
по заявлению ООО "Западный терминал"
к Межрайонной ИФНС России N 19 по Санкт-Петербургу 3-е лицо: ИФНС N 14 по г. Москве об обязании возместить НДС
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Западный терминал" (ОГРН N 1047808022173, место нахождения: г. Санкт-Петербург, дорога на Турухтанные острова, 25, лит. А, далее - Общество, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об обязании Межрайонной ИФНС России N19 по Санкт-Петербургу (далее - инспекция, налоговый орган) возместить сумму НДС в размере 508 856 руб.
Определением суда первой инстанции от 28.06.2011 г. к участию в деле в качестве третьего лица не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечена ИФНС N 14 по г.Москве.
Протокольным определением суда первой инстанции от 30.08.2011 отклонено ходатайство Общества о принятии дополнительных требований: о признании недействительными решений ИФНС России N 14 по г. Москве от 10.06.2010 N 16/334/1407, N 16/334/2933.
Решением суда первой инстанции от 02.09.2011 в удовлетворении требований отказано.
В апелляционной жалобе Общество просит решение суда первой инстанции отменить и удовлетворить заявленные требования, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права и неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела.
В судебном заседании представитель Общества доводы по жалобе поддержал, настаивал на ее удовлетворении.
Представитель инспекции с доводами по жалобе не согласился, просил решение суда оставить без изменения.
Представитель третьего лица, уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явился, что в силу ст. 156 АПК РФ не является процессуальным препятствием для рассмотрения жалобы по существу.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в период по 14.04.2011 общество состояло на налоговом учете в Инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по городу Москве.
30 декабря 2009 года Общество представило в ИФНС РФ N 14 по г. Москве уточненную налоговую декларацию по НДС за 2 квартал 2009 года с суммой НДС заявленной к возмещению из бюджета в размере 508 856 рублей.
По результатам камеральной проверки уточненной налоговой декларации за 2 квартал 2009 года налоговый орган по месту учета принял решения от 10.06.2010 N 16/334/2933 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в виде штрафа в размере 41 933 рубля. Указанным решением Обществу доначислен НДС в размере 209 666 рублей, уменьшен на исчисленные в завышенных размерах суммы НДС к возмещению в размере 520 264 рубля. Так же инспекцией 10.06.2010 принято решение N 16/334/1407 об отказе в возмещении налога на добавленную стоимость за 2 квартал 2009 года в размере 508 856 рублей.
Апелляционная жалоба налогоплательщика решением Управления ФНС России по г. Москве от 28.09.2010 N 21-19/101672 оставлена без удовлетворения, вышеуказанные решения инспекции - без изменения.
Считая, что налоговым органом (ИФНС России N 14 по г. Москве) неправомерно отказано в возмещении НДС за 2 квартал 2009 года в размере 508 856 рублей, Общество обратилось в арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с настоящим заявлением к МИ ФНС России N 19 по Санкт-Петербургу, на налоговом учете в которой состоит на данный момент, с заявлением о б обязании возместить НДС в размере 508 856 рублей.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, указал на отсутствие правовых оснований для удовлетворения заявления Общества.
Апелляционный суд, изучив материалы дела, оценив доводы жалобы не находит оснований для ее удовлетворения.
В соответствии со статьей 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа (пункт 1). Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (пункт 2).
Из материалов дела следует, что по результатам камеральной проверки уточненной налоговой декларации по НДС за 2 квартал 2009 года Инспекция N 14 по г. Москве вынесла решения от 10.06.2010 N 16/334/1407, N 16/334/2933 о привлечении налогоплательщика к ответственности, доначислении НДС, а также об отказе в возмещении налога. Решения вступили в законную силу.
Доказательств того, что перечисленные решения Инспекции N 14 по г. Москве оспорены налогоплательщиком и признаны недействительными в установленном порядке, в материалах дела не имеется.
Вместе с тем, предъявленное обществом в рамках настоящего спора требование об обязании налогового органа возместить НДС носит самостоятельный имущественный характер.
При рассмотрении этого требования арбитражный суд не связан с принятым налоговым органом решением, так как для суда оно не имеет заранее установленной силы, ввиду чего суд обязан по правилам статьи 71 АПК РФ на основании полного и всестороннего исследования материалов дела и доказательств, представленных сторонами, установить и оценить все фактические обстоятельства дела.
В соответствии с пунктом 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму НДС, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные статьей 171 этого же Кодекса налоговые вычеты.
Согласно пункту 2 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации в отношении: товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации; товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
В пункте 1 статьи 172 данного Кодекса указано, что налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг). Вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), и при наличии соответствующих первичных документов.
Таким образом, право на налоговые вычеты по НДС налогоплательщик должен подтвердить путем представления документов, предусмотренных статьями 171, 172, 169 НК РФ.
Исходя из правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлениях Президиума от 30.10.2007 N 8686/07, от 09.11.2010 N 6961/10, обязанность подтверждать правомерность и обоснованность налоговых вычетов первичной документацией лежит на налогоплательщике - покупателе товаров (работ, услуг), так как именно он выступает субъектом, применяющим при исчислении итоговой суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей уплате в бюджет, вычет сумм налога, начисленных поставщиком.
Как следует из материалов дела основанием для отказа в возмещении НДС за 2 квартал 2009 год явились выводы налогового органа о неправомерном применении налоговых вычетов на сумму 57 450,21 рубль по приобретению электроэнергии у ОАО "Судостроительный завод "Северная верфь", а также в связи с неправомерным применением налоговых вычетов по НДС на общую сумму 520 264 рубля в связи с неверным определением суммы налога, относящейся к товарам, приобретенным для производства и реализации товаров, операции по реализации которых облагаются по разным налоговым ставкам.
Апелляционный суд считает, что отказ налогового органа в применении налоговых вычетов в размере 57 450,21 рубль не основан на нормах налогового законодательства.
В настоящем деле счета-фактуры выставлялись обществом ОАО "Судостроительный завод "Северная верфь" на основании данных о фактическом потреблении налогоплательщиком электрической энергии через электросеть завода.
В силу положений статей 171 и 172 НК РФ условием предъявления налогоплательщиком к вычету сумм НДС в спорных периодах является предъявление ему налога поставщиками при приобретении товаров (работ, услуг) в целях их перепродажи, осуществления производственной деятельности или иных операций, признаваемых объектами налогообложения, принятие этих товаров (работ, услуг) на учет, а также наличие соответствующих подтверждающих документов и счетов-фактур, выставленных продавцами.
Судом установлено фактическое получение электрической энергии обществом в отсутствие заключенного договора, выставление счетов-фактур и их оплата обществом вместе с НДС, что не отрицается налоговым органом.
Налогоплательщик выполнил все условия предъявления НДС к вычету, предусмотренные главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации. Инспекцией не учтено, что нормы Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающие основания и порядок применения налоговых вычетов по НДС, подлежат применению независимо от соблюдения хозяйствующими субъектами положений гражданского законодательства.
В соответствии со статьей 146 НК РФ объектом обложения НДС признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. При этом для целей налогообложения реализацией товаров (работ, услуг) признается передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг.
Следовательно, в силу пункта 1 статьи 39 и пункта 1 статьи 146 НК РФ операции по использованию обществом электроэнергии подлежат обложению НДС.
При таких обстоятельствах у налогового органа отсутствовали основания для отказа в применении налоговых вычетов по НДС в сумме 57 450,21 рублей.
Однако данное обстоятельство не является основанием для удовлетворения требований Общества о возмещении НДС в размере 508 856 рублей, поскольку апелляционном судом признается правомерным отказ налогового органа в применении налоговых вычетов по НДС на общую сумму 520 264 рубля в связи с неверным определением суммы налога, относящейся к товарам, приобретенным для производства и реализации товаров, операции по реализации которых облагаются по разным налоговым ставкам.
В соответствии с п. 1 ст. 153 Налогового кодекса РФ при применении налогоплательщиками при реализации (передаче, выполнении, оказании для собственных нужд) товаров (работ, услуг) различных налоговых ставок налоговая база определяется отдельно по каждому виду товаров (работ, услуг), облагаемых по разным ставкам. При применении одинаковых ставок налога налоговая база определяется суммарно по всем видам операций, облагаемых по этой ставке.
Согласно пункту 4 статьи 149 НК РФ в случае, если налогоплательщиком осуществляются операции, подлежащие налогообложению, и операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) в соответствии с положениями настоящей статьи, налогоплательщик обязан вести раздельный учет таких операций.
НК РФ, устанавливая для налогоплательщиков обязанность ведения раздельного учета сумм налога по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, используемым для осуществления как облагаемых налогом (учитывая налогообложение по различным налоговым ставкам), так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций, положил в основу такого учета деление приобретенных налогоплательщиком товаров (работ, услуг) на группы, по которым им должен вестись данный учет сумм налога:
товары (работы, услуги), стоимость которых относится непосредственно на себестоимость продукции, используемой налогоплательщиком для производства товаров (работ, услуг) и (или реализации) товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат обложению налогом по налоговой ставке 18 процентов;
товары (работы, услуги), стоимость которых относится непосредственно на себестоимость продукции, используемой налогоплательщиком для производства товаров (работ, услуг) и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат обложению налогом по налоговой ставке 0 процентов;
товары (работы, услуги), стоимость которых относится непосредственно на себестоимость продукции, используемой налогоплательщиком для производства товаров (работ, услуг) и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению;
товары (работы, услуги), стоимость которых не может полностью относиться непосредственно на себестоимость продукции, используемой налогоплательщиком для производства товаров (работ, услуг) и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых либо не подлежат налогообложению, либо подлежат налогообложению по налоговой ставке 18 либо 0 процентов.
Деление товаров (работ, услуг) на указанные группы зависит от специфики деятельности каждого конкретного налогоплательщика. При этом последняя группа характеризуется тем, что приобретенные товары (работы, услуги) используются одновременно для производства товаров (работ, услуг), операции по реализации которых либо не подлежат налогообложению, либо подлежат налогообложению по налоговым ставкам 18 или 0 процентов. Отнесение таких операций полностью и конкретно к какой-либо одной из первых трех групп операций невозможно. Поэтому выделение сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных контрагентам по этим операциям, не может быть произведено иначе, как на основании учетной политики налогоплательщика (до 01.01.2006 - на основании любого иного документа), в которой на основе специфики его деятельности установлен порядок выделения этой группы операций по приобретению товаров (работ, услуг) и ее отграничения от других групп.
Указанная правовая позиция отражена в Определении ВАС РФ от 21.07.2008 N 7105/08.
Таким образом, исходя из позиции ВАС РФ, ведение раздельного учета в целях исчисления НДС необходимо закреплять именно в учетной политике организации-налогоплательщика, даже если фактическое ведение раздельного учета может быть подтверждено любыми способами, в том числе с помощью первичных документов, регистров бухгалтерского учета или иных разработанных для нужд раздельного учета документов.
Как следует из материалов дела Положение об учетной политики Общества на 2009 год утверждено Приказом N 17 от 31.12.2008.
Пунктом 2.4.7. Положения определено, что "входной налог на добавленную стоимость по услугам, оказанным сторонними организациями, предъявляются к возврату из бюджета пропорционально выручке организации по товарам (работам, услугам), облагаемым НДС по ставке 18% и товарам (работам, услугам), облагаемым по ставке 0% согласно п.п. 8.1. ст. 164 НК РФ".
Исходя из буквального толкования указанного пункта учетной политике, к возврату (вычету) может быть предъявлен только НДС по услугам, оказанным сторонними организациями налогоплательщику. Предъявление к вычету входного НДС по товарам и работам учетной политикой не предусмотрено.
Как следует из представленных в материалы дела данных о возмещении, возврате или зачете НДС (реестры л.д.89 - 115 т. 1), Общество при применении вычетов учитывало, в том числе НДС по товарам и работам, не предусмотренный положениями об учетной политике.
Заявляя в декларации по НДС за 2 квартал 2010 налоговые вычеты (по ставке 18%, по ставке 0%) Общество определяло пропорцию исходя их сведений о полученной во 2-м квартале 2009 года выручке по операциям, признаваемым объектом налогообложения по НДС, независимо от момента определения налоговой базы по ним. В этом случае при определении выручки не учитывается выручка от операций, подлежащих налогообложению по ставке 0%, которые совершены в более раннем периоде, но налоговая база по которым в соответствии со ст. 167 НК РФ определяется на последнее число 2 квартала 2009 года.
Налоговый орган, в ходе налоговой проверки, исходил из того, что пропорция должна определяться на основании данных о выручке (налоговой базе), подлежащей определению в 2 квартале 2009 года.
Пунктом 3 статьи 172 НК РФ установлено, что вычеты сумм налога, предусмотренных пунктами 1 - 8 статьи 171 Кодекса, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), указанных в пункте 1 статьи 164 НК РФ, производятся в порядке, установленном настоящей статьей, на момент определения налоговой базы, установленной статьей 167 Кодекса.
В силу пункта 9 статьи 167 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктами 1 - 3, 8 и 9 статьи 164 Кодекса, моментом определения налоговой базы по указанным товарам (работам, услугам) является последний день месяца, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
Согласно пункту 10 статьи 165 Кодекса документы, указанные в данной статье, представляются налогоплательщиками для обоснования применения налоговой ставки 0 процентов одновременно с представлением налоговой декларации.
Порядок определения суммы налога, относящейся к товарам (работам, услугам), имущественным правам, приобретенным для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции, по реализации которых облагаются по налоговой ставке 0 процентов, устанавливается принятой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения.
Из материалов дела следует, что учетной политикой Общества на 2009 год не определена методика расчета НДС, принимаемая при осуществлении операций, облагаемых по ставке 0 процентов.
Правила раздельного учета сумм "входного" НДС для реализации товаров на экспорт Налоговым кодексом Российской Федерации не определены. Следовательно, налогоплательщик обязан самостоятельно разработать методику ведения учета "входного" НДС и закрепить ее в приказе об учетной политике.
При этом следует иметь в виду, что производить деление сумм НДС по расходам, относящимся к реализации товара как внутри Российской Федерации, так и за ее пределами, необходимо в любом случае. Принятая в Обществе методика учета "входного" НДС должна обеспечивать правильность исчисления той части оплаченного поставщикам налога, которая соответствует стоимости материальных ресурсов, фактически использованных при производстве и (или) реализации товаров на экспорт. Эта часть "входного" налога подлежит возмещению в момент подтверждения факта вывоза товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 12.05.2005 N 167-О разъяснил, что "федеральный законодатель, устанавливая федеральные налоги, определяет как их систему, так и все элементы обложения конкретным налогом. При этом в первую очередь он должен надлежащим образом определять такой элемент налогообложения, как объект, поскольку именно с наличием объекта налогообложения законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога (пункт 1 статьи 38 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации одним из объектов обложения налогом на добавленную стоимость является реализация товаров (работ, услуг). Налоговой базой по операциям реализации товаров (работ, услуг) пункт 1 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации признает стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленную исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 40 данного Кодекса.
Учитывая, что момент отгрузки товаров, выполнения работ, оказания услуг может не совпадать с моментом осуществления расчетов, налоговая база определяется, согласно статье 167 Налогового кодекса Российской Федерации, как наиболее ранняя из следующих дат: 1) день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав; 2) день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.
Исходя из требований налогового законодательства каждый налогоплательщик включается в соответствующий механизм налогообложения, который не позволяет определять налоговую базу по НДС по дате оплаты, если дата отгрузки предшествует оплате. Налогоплательщики формируют налоговую базу с момента отгрузки товара и уплачивают налог на добавленную стоимость в том налоговым периоде, в котором такая отгрузка произошла.
Учетной политикой Общества (п. 2.4.7.) установлено, что доля входного НДС по услугам принимается к возмещению пропорционально выручкам внутренних и экспортных сделок. Из буквального толкования данного приказа следует, что выручка по всем операциям, связанным с исчислением НДС, в том числе по экспортным операциям, по вычетам, по определению доли подлежащего возмещению НДС по экспортным и внутренним операциям, определяется по показателю - оплата. Указанное обстоятельство также отражено в п. 3.1.1. положения об учетной политике.
Фактически, во втором квартале Обществом, расчет долей входного НДС, приходящегося на экспорт произведен по показателю "оплата", а на внутренний рынок по показателю "отгрузка", следовательно, расчет произведенный Обществом в спорный налоговый период, противоречит утвержденной налогоплательщиком учетной политике, в силу чего является неправильным. Так же в нарушение требований положения об учетной политике Обществом при определении доли "входного НДС" учтен "входной" НДС по приобретенным товарам, работам.
На основании изложенного, учитывая отсутствие утвержденной методики определения суммы налога, относящейся к товарам (работам, услугам), имущественным правам, приобретенным для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции, по реализации которых облагаются по налоговой ставке 0 процентов, противоречий положения об учетной политике требованиям ст. 167 НК РФ, Обществом не обеспечило ведение раздельного учета сумм "входного" НДС, и не подтвердило правомерность применения налоговых вычетов в размере 520 264 рубля.
В данном случае налоговый орган правомерно отказал Обществу в применении налоговых вычетов по внутреннему рынку в размере 27 715 рублей, по ставке 0% - 492 549 рублей.
Поскольку Обществом в декларации по НДС за 2 квартал 2009 года исчислен НДС с реализации в размере 209 606 рублей, основания для возмещения НДС в размере 508 856 рублей отсутствуют.
Апелляционный суд также считает правомерным вывод суда первой инстанции о том, что в данном случае инспекция по прежнему месту налогового учета Общества не имела установленной законом или решением суда обязанности по возмещению НДС в размере 508 856 рублей, в связи с чем такая обязанность не могла перейти к инспекции по новому месту учета.
С учетом изложенного апелляционный суд считает правильным вывод суда о том, что у Инспекции N 19 не возникло предусмотренных законом обязательств по возмещению Обществу 508 856 руб. НДС.
Учитывая требования подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ, разъяснений, содержащихся в пункте 15 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.05.2005 N 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы в размере 1 000 руб. относятся в соответствии со статьей 110 АПК РФ на заявителя, а излишне уплаченная при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина в сумме 1 000 руб. подлежит возврату из федерального бюджета в силу ст. 333.40 НК РФ.
Руководствуясь ст. 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.09.2011 по делу N А56-27828/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить ООО "Западный терминал" (ОГРН N 1047808022173, место нахождения: г. Санкт-Петербург, дорога на Турухтанные острова, 25, лит. А, далее - Общество, налогоплательщик) из федерального бюджета излишне уплаченную платежным поручением N 540 от 06.09.2011 государственную пошлину в размере 1000 рублей.
Председательствующий |
О.В. Горбачева |
Судьи |
М.В. Будылева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-27828/2011
Истец: ООО "Западный терминал"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N19 по Санкт-Петербургу
Третье лицо: ИФНС N14 ПО Г. МОСКВЕ