г. Ессентуки |
|
21 ноября 2011 |
Дело N А22-926/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 ноября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 ноября 2011 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: Цигельникова И.А.,
судей Афанасьевой Л.В., Мельникова И.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Петросян Л.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу ИФНС России по г. Элисте Республики Калмыкия на решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 07.09.2011 по делу N А22-926/11, (судья Алжеева Л.А.)
по заявлению ОАО "Энергосервис" (ОГРН 1090816001055, г. Элиста, ул. Лермонтова, 5)
к ИФНС России по г. Элисте Республики Калмыкия (ОГРН 1070814010497, г. Элиста, ул. Губаревича, 4)
о признании недействительным решения от 17.03.2011 N 47
с участием третьего лица: УФНС России по Республики Калмыкия (ОГРН 1040866732070 г. Элиста ул. Губаревича, 4)
при участии в судебном заседании:
от ОАО "Энергосервис" - Бадмаев В.С. (доверенность от 08.08.2011),
от ИФНС России по г. Элисте Республики Калмыкия - Музраев С.Ф. (доверенность от 15.11.2011), Барсыкова Е.М. (доверенность от 15.11.2011),
от УФНС России по Республики Калмыкия - Наминова Е.В. (доверенность от 30.05.2011)
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Энергосервис" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Калмыкия с заявлением к ИФНС России по г. Элисте Республики Калмыкия (далее - инспекция) и Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Калмыкия (далее - управление) о признании решения инспекции от 17.03.2011 N 47 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения недействительным.
Решением суда от 07.09.2011 требования общества удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, инспекция обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда признать незаконным и принять по делу новый судебный акт. Инспекция указывает на то, что из бюджетов разных уровней согласно заключенным контрактам на расчетные счета поставщика теплоэнергии зачислены суммы предоставленных гражданам скидок в виде оплаты за тепловую энергию с налогом на добавленную стоимость (далее - НДС), в связи с чем в нарушение пункта 2 статьи 154, пункта 5 статьи 173 Налогового кодекса РФ обществом допущено занижение исчисленного налога к уплате в бюджет в сумме 315650 руб., следовательно, данная сумма налога в декларации по НДС за август 2007 года, исчисленная к уменьшению НДС, исчисленного на основании предыдущей декларации, является неправомерной, а сумма неуплаченного НДС составляет 315650 руб.
В отзыве управление поддержало доводы, изложенные в апелляционной жалобе инспекции, просило решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Общество в отзыве просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в отзывах на апелляционную жалобу.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, отзывов на апелляционную жалобу, выслушав представителей сторон, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, изучив и оценив в совокупности все материалы дела, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, общество состоит на налоговом учете в инспекции и является плательщиком НДС.
Обществом дважды сдана уточненная декларация по НДС за август 2007 года.
В соответствии со статьей 88 Налогового кодекса Российской Федерации инспекцией проведена камеральная налоговая проверка уточненных налоговых деклараций за август 2007, по результатам которой составлен акт от 30.12.2010 N 3495 и принято решение от 17.03.2011 N 47 об отказе в привлечении к ответственности общества за совершение налогового правонарушения.
Общество обратилось с апелляционной жалобой в управление.
Решением управления от 29.04.2011 решение инспекции от 17.03.2011 N 47 об отказе в привлечении к ответственности общества за совершение налогового правонарушения оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Общество в соответствии со статьями 137 -138 Налогового кодекса РФ обжаловало решение инспекции в Арбитражный суд Республики Калмыкия.
Решением суда от 07.09.2011 требования общества удовлетворены. Суд, удовлетворяя требования общества, руководствовался следующим.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса РФ объектом обложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результата выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
Порядок определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость установлен в статьях 153 - 162 Налогового кодекса РФ.
В абзаце 2 пункта 2 статьи 154 Кодекса предусмотрено, что при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
Материалами дела подтверждается, что в проверяемом периоде общество оказывало коммунальные услуги населению города Элисты Республики Калмыкия по снабжению тепловой энергией по тарифам, утвержденным Региональной службой по тарифам Республики Калмыкия, согласно приказу N 91-П/Т от 25.12.2008.
В соответствии с Государственными контрактами от 09.01.2007 N 12, N 16 от 09.01.2007, договора N 10 от 01.10.2007 на финансирование мер социальной защиты отдельных категорий граждан общество представило скидку по оплате в размере 50%,30% за пользование коммунальными услугами (тепловой энергии) гражданам, имеющим право на льготное обслуживание, и цены в контракте были оговорены с учетом налога на добавленную стоимость.
Льготные цены, в связи с применением которых предоставлялись субсидии были предусмотрены в форме скидки (50%, 30%) к общеустановленной цене на коммунальные услуги в соответствии с федеральными законами: ФЗ N 5 от 12.01.1995 "О ветеранах", Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", ФЗN175-ФЗ от 26.11.1998 "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, ФЗ от 24.11.1995 N 181 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Указ Президента РФ "О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны", Закон РК от 26.11.2004 N 165-Ш "О мерах социальной поддержки реабилитационных жертв политических репрессий", Закон РК от 02.11.2005N 223-Ш-З "О социальной поддержке ветеранов труда и тружеников тыла", Закон РК от 02.11.2005 N 223-Ш-З "О социальной поддержке многодетных семей".
Финансирование на указанные цели осуществлялось на основании расчета, представленного обществом за счет средств муниципального бюджета города Элисты, через Управление труда и социальной защиты населения мэрии г. Элисты.
Согласно статье 2 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" предметом регулирования данного закона являются правоотношения, возникающие при установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающей организацией.
В статье 1 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" предусмотрено, что данный закон устанавливает тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов; тарифы на подключение вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости к системе коммунальной инфраструктуры; тарифы организаций коммунального комплекса на подключение; надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
Правоотношения, возникающие в сфере установления тарифов на коммунальные услуги, к которым согласно пункту 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, кроме прочих, отнесены горячее водоснабжение и отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), в соответствии с пунктами 10, 11 части 1 статьи 4 названного Кодекса являются предметом регулирования жилищного законодательства Российской Федерации.
Согласно частям 1, 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом.
Установление органом местного самоуправления цен (тарифов) на оказываемые муниципальными предприятиями услуги возможно лишь в предусмотренных законом случаях; применение таких цен (тарифов) зависит не от организационно - правовой формы предприятия, а от вида оказываемой услуги.
Денежные средства, получаемые обществом из бюджета, являются субсидиями, предоставляемыми на покрытие фактически полученных убытков, возникших в результате оказания коммунальных услуг по ценам, определенным органом местного самоуправления.
В силу статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации субвенция - бюджетные средства, предоставляются бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов.
Из анализа статей 78, 69, 162 Бюджетного кодекса РФ, следует, что обязанность предприятия включать получаемые им бюджетные средства, в том числе в виде субсидий, субвенций, в налогооблагаемую базу по НДС отсутствует, поскольку такие средства нельзя расценивать как полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
Указанные средства не связаны с оплатой реализованных услуг и не должны включаться в налогооблагаемую базу по налогу на добавленную стоимость.
Доначисление обществу суммы НДС на основании пункта 5 статьи 173 Налогового кодекса РФ является не правомерным.
В соответствии с законодательством Российской Федерации (ФЗ от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", ФЗ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", ФЗ от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" и т.п.) мера социальной поддержки в виде льготы на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан составляет льготную цену реализации, согласно пункту 2 статьи 154 Налогового кодекса РФ.
Факт получения субсидии обществом является следствием выполнения возложенной на него законом обязанности оказать услуги по льготной цене.
Получение субсидии из бюджета не образует объекта обложения НДС в связи с тем, что отсутствуют: реализация (сделка) товаров (работ, услуг); стороны (нет продавца, нет покупателя).
Основанием возникновения обязанности общества исчислить либо предъявить покупателю НДС возникает только при совокупности фактов и обстоятельств, указанных в статье 146 Налогового кодекса РФ. Данная обязанность не возникает вследствие технического (ошибочного) указания по тексту госконтрактов цены товара "в том числе с учетом НДС". Общество указывает, что счета-фактуры с выделением сумм НДС ошибочно направлялись в адрес органа соцзащиты.
Управление труда и социальной защиты населения мэрии г. Элисты (далее - орган соцзащиты), выступая распорядителем бюджетных средств, не является стороной в отношениях по оказанию жилищно-коммунальных услуг. Орган соцзащиты не получал и не потреблял жилищно-коммунальные услуги, между ним и обществом не возникает взаимных договорных обязательств, в соответствии с которыми распорядитель бюджетных средств должен перечислить денежные средства в оплату услуг, оказываемых обществом. Общество не оказывало органам соцзащиты какие-либо услуги, а соцзащита их не получала (и не обязана принимать) по выставленным счетам-фактурам, соответственно не являлась покупателем услуг теплоснабжения. Бюджетное соглашение на возмещение расходов не является договором купли - продажи (теплоснабжения).
Таким образом, бюджетные ассигнования на финансирование мер социальной поддержки не соответствуют определению оплаты, данному в пункте 2 статьи 167 Налогового кодекса РФ, не образуют объекта обложения НДС по смыслу статей 38, 39, 146 Налогового кодекса РФ.
Применение пункта 5 статьи 173 Налогового кодекса РФ строго ограничено случаями, выходящими за общий порядок налогообложения НДС.
В соответствии с пунктом 5 статьи 173 Налогового кодекса РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется в случае выставления покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога лицами, не являющимися налогоплательщиками, или налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога; налогоплательщиками при реализации товаров (работ, услуг), операции, по реализации которых не подлежат налогообложению.
В рассматриваемом деле реализация товаров (работ, услуг) обществом органу соцзащиты, как передача на возмездной (безвозмездной) основе права собственности на товары отсутствовала. Орган соцзащиты не выступал покупателем товаров (работ, услуг).
Общество не освобождено от уплаты НДС. Общество исчислило и уплатило налог с операций по реализации товаров (услуг) населению. В связи с этим обществу поступили бюджетные ассигнования.
Таким образом, в данном деле отсутствуют условия, установленные пунктом 5 статьи 173 Налогового кодекса РФ.
При таких обстоятельствах у инспекции отсутствовали основания для доначисления обществу налога на добавленную стоимость.
Суд первой инстанции вынес правомерное и обоснованное решение.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводов суда и не подтверждают неправильного применения судом норм материального и процессуального права, в связи с чем не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При рассмотрении дела судом первой инстанции была дана надлежащая правовая оценка имеющимся в материалах дела доказательствам, в связи с чем у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки выводов суда первой инстанции.
Таким образом, решение суда первой инстанции надлежит оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 266, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 07.09.2011 по делу N А22-945/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.А. Цигельников |
Судьи |
Л.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А22-926/2011
Истец: ОАО Энергосервис
Ответчик: Инспекция ФНС Росии по г. Элиста
Третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы России по Республике Калмыкия, Инспекция Федеральной налоговой службы Росии по городу Элиста, УФНС по РК