город Ростов-на-Дону |
|
24 августа 2011 г. |
дело N А53-5806/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 августа 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 августа 2011 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Винокур И.Г.
судей Д.В. Николаева, Н.В. Шимбаревой
при ведении протокола судебного заседания секретарем Батехиной Ю.П.
при участии:
единственный участник ООО "Северспецтранс" Хохин Е.С., паспорт N 4608756618
от ООО "Фриасиб-Тюмень": Торчинский И.А., представитель по доверенности от 23.05.2011 г..
от уполномоченного органа: Топилина Е.В., представитель по доверенности от 15.04.2011 г..
от председателя ликвидационной комиссии ООО "Северспецтранс" Котлярова Е.М.: Котляров М.Д., представитель по доверенности от 01.03.2011 г..
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы участника ООО "Северспецтранс" Хохина Е.С. и председателя ликвидационной комиссии ООО "Северспецтранс" Котлярова Е.М.
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 30.06.2011 по делу N А53-5806/2011 об отказе в удовлетворении заявления председателя ликвидационной комиссии ООО "Северспецтранс" Котлярова Е.М
и на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 30.06.2011 по делу N А53-5806/2011 о признании должника банкротом по упрощенной процедуре банкротства ликвидируемого должника
по заявлениям ООО "Фриасиб-Тюмень" и председателя ликвидационной комиссии ООО "Северспецтранс" Котлярова Е.М.
о признании должника несостоятельным (банкротом) ООО "Северспецтранс" ОГРН 1088901001518 ИНН 8902013122
принятое в составе судей Паутовой Л.Н., Комурджиевой И.П., Новик В.Л.
УСТАНОВИЛ:
06.04.2011 председатель ликвидационной комиссии ООО "Северспецтранс" Котляров Е.М. обратился в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании ликвидируемого должника ООО "Северспецтранс" несостоятельным банкротом) по упрощенной процедуре банкротства.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 30.06.11г. отказано в удовлетворении заявления председателя ликвидационной комиссии ООО "Северспецтранс" о признании ООО "Северспецтранс" несостоятельным (банкротом), как ликвидируемого должника.
28.04.2011 ООО "Фриасиб-Тюмень" обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании ООО "Северспецтранс" несостоятельным (банкротом).
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 30.06.11г. признано требование ООО "Фриасиб-Тюмень" к ООО "Северспецтранс" обоснованным. Признано ООО "Северспецтранс" несостоятельным (банкротом) по упрощенной процедуре банкротства ликвидируемого должника. Утвержден конкурсным управляющим ООО "Северспецтранс" Хохлов Н.Я. Включено требование ООО "Фриасиб-Тюмень" в сумме 21 983 386,66 руб. в реестр требований кредиторов ООО "Северспецтранс" третьей очереди.
Участник ООО "Северспецтранс" Хохин Е.С. и председатель ликвидационной комиссии ООО "Северспецтранс" Котляров Е.М. обжаловали решения суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просили отменить судебные акты, принять по делу новый.
В судебном заседании учредитель ООО "Северспецтранс" Хохин Е.С. поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решения суда от 30.06.2011 о признании несостоятельным (банкротом) ООО "Северспецтранс", об отказе в удовлетворении заявления председателя ликвидационной комиссии ООО "Северспецтранс" Котлярова Е.М. отменить.
Представитель председателя ликвидационной комиссии ООО "Северспецтранс" Котлярова Е.М. поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда от 30.06.2011 об отказе в удовлетворении заявления председателя ликвидационной комиссии ООО "Северспецтранс" Котлярова Е.М отменить.
Представитель ООО "Фриасиб-Тюмень" представил отзыв, просил решения суда оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Представитель уполномоченного органа отзыв не представил, просил решения суда оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционных жалоб, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционные жалобы не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, единственным участником ООО "Северспецтранс" - Хохиным Е.С., 21.02.2011 принято решение - ликвидировать общество в добровольном порядке в соответствии со ст. 61 ГК РФ и ст. 25 Устава общества, назначить ликвидационную комиссию и председателя ликвидационной комиссии - Котлярова Евгения Михайловича.
02.03.2011 в ЕГРЮЛ внесены сведения о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора.
Информация о том, что ООО "Северспецтранс" находится в стадии ликвидации, опубликована в Вестнике государственной регистрации N 11 от 23.03.2011.
Согласно пункту 1 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.
Согласно п. 2 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано; по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Пункт 1 статьи 62 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.
Согласно статье 20 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о регистрации) учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны в трехдневный срок в письменной форме уведомить об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица. Регистрирующий орган вносит в Единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, уведомляют регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса.
Согласно пункту 3 статьи 62 ГК РФ с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица.
Согласно статье 63 ГК РФ ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица (пункт 1).
В соответствии со ст. 65 ГК РФ юридическое лицо, за исключением казенного предприятия, учреждения, политической партии и религиозной организации, по решению суда может быть признано несостоятельным (банкротом). Признание юридического лица банкротом судом влечет его ликвидацию.
Основания признания судом юридического лица несостоятельным (банкротом), порядок ликвидации такого юридического лица, а также очередность удовлетворения требований кредиторов устанавливается законом о несостоятельности (банкротстве).
Статьёй 224 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" предусмотрено, что в случае, если стоимость имущества должника - юридического лица, в отношении которого принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, такое юридическое лицо ликвидируется в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом. При обнаружении обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом. При обнаружении обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, после принятия решения о ликвидации юридического лица и до создания ликвидационной комиссии (назначения ликвидатора) заявление о признании должника банкротом должно быть подано в арбитражный суд собственником имущества должника - унитарного предприятия, учредителем (участником) должника или руководителем должника.
Согласно ст. 225 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" арбитражный суд принимает решение о признании ликвидируемого должника банкротом и об открытии конкурсного производства и утверждает конкурсного управляющего. Наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление при банкротстве ликвидируемого должника не применяются. Кредиторы вправе предъявить свои требования к ликвидируемому должнику в течение месяца с даты опубликования объявления о признании ликвидируемого должника банкротом в соответствии со статьей 71 настоящего Федерального закона.
С учетом изложенного, для применения упрощенной процедуры банкротства должника, находящегося в стадии ликвидации, необходимо установить факт образования ликвидационной комиссии, а также факт недостаточности имущества должника для погашения заявленных кредиторами требований вне зависимости от того, обратился ли с заявлением о признании должника банкротом - ликвидатор или уполномоченный орган, кредитор.
Нахождение должника в стадии ликвидации по правилам статей 61-64 Гражданского кодекса Российской Федерации и работа ликвидационной комиссии (ликвидатора) не лишают кредитора права обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника несостоятельным (банкротом) в соответствии с нормами Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
Согласно пункту 62 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2004 N 29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", если в заседании арбитражного суда по проверке обоснованности требований заявителя к должнику установлено, что во исполнение решения суда учредителями (участниками) либо органом юридического лица, уполномоченным на то учредительными документами, образована ликвидационная комиссия и стоимость имущества должника недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, то к такому должнику судом применяется процедура банкротства ликвидируемого должника в порядке, предусмотренном параграфом 1 главы XI Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
Председатель ликвидационной комиссии ООО "Северспецтранс" Котляров Е.М. обратился в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании ликвидируемого должника ООО "Северспецтранс" несостоятельным (банкротом) по упрощенной процедуре банкротства.
Определением Арбитражного суда Ростовской области от 12.04.2011 суд принял заявление председателя ликвидационной комиссии ООО "Северспецтранс", возбудил производство по делу о несостоятельности (банкротстве), руководствуясь абзацем 2 пункта 1 статьи 42 Федерального закона от 26.10.2002 г.. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", согласно которому в случае, если обращение в арбитражный суд с заявлением должника является обязательным (статья 9 Закона), но к указанному заявлению приложены не все документы, предусмотренные статьей 38 данного Закона, указанное заявление принимается арбитражным судом к производству и недостающие документы истребуются при подготовке дела о банкротстве к судебному разбирательству. Суд истребовал у заявителя следующие документы: промежуточный ликвидационный баланс, сведения об имуществе должника с указанием балансовой остаточной стоимости такового.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 30.06.11г. отказано в удовлетворении заявления председателя ликвидационной комиссии ООО "Северспецтранс" о признании ООО "Северспецтранс" несостоятельным (банкротом), как ликвидируемого должника.
Суд исходил из того, что представленные председателем ликвидационной комиссии противоречивые данные о размере активов и пассивов должника, при отсутствии первичных документов в подтверждение дебиторской и кредиторской задолженности и отсутствием сведений об активах должника в размере 38 702 000 руб., указанных в бухгалтерском балансе на 31.12.2009, не позволяют сделать однозначные выводы о достоверности сведений о финансовом положении ООО "Северспецтранс" и о том, что стоимость имущества должника недостаточна для удовлетворения требований кредиторов.
По состоянию на 01.04.2011 (дату подачи заявления) сумма требований кредиторов по денежным обязательствам, учтенным в бухгалтерском учете должника, составляет 27 520 441,94 руб.
Список кредиторов с указанием суммы задолженности и адресов указан в инвентаризационной ведомости, в том числе: - задолженность по возмещению вреда, причиненного жизни или здоровью граждан отсутствует; - задолженность по оплате труда работников должника и выплате им выходных пособий, сумма вознаграждения, причитающегося для выплаты вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности - 4 036 455,28 руб.; - задолженность перед поставщиками и заказчиками - 23 351 731 руб., в том числе на основании вступившего в законную силу решения АС ЯНАО от 27.12.2010 по делу N А81-3205/2010 о взыскании 21 851 131 руб. основного долга и госпошлины в сумме 132 255,66 руб. с ООО "Северспецтранс" в пользу ООО "Фриасиб-Тюмень".
Председателем ликвидационной комиссии не представлен бухгалтерский баланс за 2009 год, а также не представлены сведения о счетах должника и не исследовано движение по счетам, которые были открыты в Ямало-Ненецком автономном округе.
Сумма задолженности должника перед кредиторами на дату подачи заявления составляет 23 351 731 руб., а активы - 6 136 000 руб. По данным бухгалтерского баланса, на 31.12.2009 активы предприятия составляли 38 702 000 руб.
Бухгалтерский баланс на 31.05.2011 содержит следующие данные: дебиторская задолженность - 3 505 465 руб., в том числе: расчеты с покупателями и заказчиками -3 505 465 руб.; кредиторская задолженность - 15 719 427,47 руб., в том числе: задолженность перед персоналом организации - 259, 70 руб., задолженность по расчетам с подотчетными лицами - 1 540,20 руб., задолженность перед поставщиками и подрядчиками - 15 588 535,39 руб., задолженность по налогам, сборам и госпошлине - 129 0925,11 руб.
Первичные документы, подтверждающие данные, отраженные в бухгалтерском балансе и оборотно-сальдовых ведомостях должником не представлены.
Из представленного председателем ликвидационной комиссии реестра требований кредиторов следует, что задолженность по заработной плате составляет 150 013,23 руб., а требования двух кредиторов третьей очереди - ООО "НОРС" и ООО "Континент" в общей сумме 670 000 руб. погашены 31.05.2011., списаны кредиторская задолженность перед участниками общества и НДФЛ по ставке 9%.
ООО "Северспецтранс" зарегистрировано в качестве юридического лица Межрайонной ИФНС России N 1 по Ямало-Ненецкому автономному округу 01.09.2008.
21.07.2010 в ЕГРЮЛ внесены сведения, связанные с изменениями в учредительные документы.
ООО "Северспецтранс" поставлено на учет Межрайонной ИФНС России N 20 по Ростовской области, юридический адрес: 346630, пр. Закруткина, д. 35, офис 5, г.Семикаракорск Ростовской области, ИНН 8902013122, КПП 613201001.
Судом первой инстанции правильно установлено, что фактически ООО "Северспецтранс" осуществляло свою деятельность с 01.09.2008 (дата постановки на учет в Межрайонной ИФНС России N 1 по Ямало-Ненецкому автономному округу) до 20.07.2010 (дата внесения записи в ЕГРЮЛ сведений о передаче регистрационного дела в другой регистрирующий орган) на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (г.Лабытнанги, г.Салехард).
В обществе произошла смена участников общества, изменение места нахождения, при этом все действия должностных лиц общества свидетельствуют о том, что после данных изменений не было цели ведения предпринимательской деятельности, а предприятие готовилось к ликвидации.
При этом начав процесс ликвидации, сразу же было подано заявление в суд о банкротстве общества.
Фактически доводы подателей жалоб сводятся к спору о кандидатуре конкурсного управляющего.
В силу пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. Согласно пункту 2 этой статьи названного Кодекса в случае установления того, что лицо злоупотребило своим правом, суд может отказать в защите принадлежащего ему права.
Из содержания упомянутой нормы следует, что под злоупотреблением правом понимается умышленное поведение управомоченного лица по осуществлению принадлежащего ему права, сопряженное с нарушением установленных в статье 10 Гражданского кодекса Российской Федерации пределов осуществления прав, причиняющее вред третьим лицам или создающее условия для наступления вреда.
В случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются (часть 3 статьи 10 ГК РФ).
Единственной целью, которую преследовали органы управления обществом и ликвидационная комиссия, являлось назначение предложенной ими кандидатуры конкурсного управляющего, что позволяло бы получить процессуальное преимущество, оказывать существенное влияние на ход дела о несостоятельности, что свидетельствует о допущенном злоупотреблении процессуальными правами и имеет место недобросовестное поведение исключительно с намерением причинения вреда кредиторам общества.
Исходя из обстоятельств установленных судом по делу, учитывая то, что назначенным конкурсным управляющим Хохловым Н.Я. проведена значительная работа, в том числе составлено заключение о наличии признаков преднамеренного банкротства - выводе денежных средств органами управления должника в общей сумме 220 504 355,72 руб., первичные бухгалтерские документы на момент рассмотрения апелляционной жалобы не переданы должником конкурсному управляющему, а дебитор ООО "Стройгазконсалтинг" заявленный председателем ликвидационной комиссии ООО "Северспецтранс" не подтверждает задолженность, остальные дебиторы не находятся по месту регистрации представленную бухгалтерскую отчетность нельзя признать достоверной.
Следовательно, у суда первой инстанции не имелось достоверной информации и оснований для вывода о недостаточности имущества должника для погашения заявленных кредиторами требований и, следовательно, для признания заявления председателя ликвидационной комиссии обоснованным и введения процедуры в отношении ООО "Северспецтранс" о признании несостоятельным (банкротом) по его заявлению с назначением кандидатуры конкурсного управляющего предложенную ликвидатором.
Вместе с тем, судом первой инстанции рассмотрено заявление кредитора ООО "Фриасиб-Тюмень" о признании ООО "Северспецтранс" несостоятельным (банкротом). Требования основаны на решении Арбитражного суда Ямало-Ненецкого Автономного округа от 27.12.2010 по делу N А81-3205/2010. Согласно которого, в пользу ООО "Фриасиб-Тюмень" с ООО "Северспецавтотранс" взыскана задолженность по договору транспортной экспедиции N 1/09 от 11.01.2009 в размере 21 851 131,00 руб., а также, госпошлина в размере 132 255,66 руб.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 30.06.11г. признано требование ООО "Фриасиб-Тюмень" к ООО "Северспецтранс" обоснованным. Признано ООО "Северспецтранс" несостоятельным (банкротом) по упрощенной процедуре банкротства ликвидируемого должника. Утвержден конкурсным управляющим ООО "Северспецтранс" Хохлов Н.Я. Включено требование ООО "Фриасиб-Тюмень" в сумме 21 983 386,66 руб. в реестр требований кредиторов ООО "Северспецтранс" третьей очереди.
Таким образом, суд учел фактическое нахождение ООО "Северспецтранс" в процедуре ликвидации и правомерно признал ООО "Северспецтранс" несостоятельным (банкротом) по упрощенной процедуре банкротства ликвидируемого должника.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены судебных актов и назначения иного конкурсного управляющего, кандидатура которого предложена должником не имеется.
Доводы подателей жалоб о готовности нести судебные расходы по делу банкротстве ООО "Северспецтранс" не имеют правого значения в данном случае, так как при не установлении у должника имущества, судебные расходы подлежат отнесению на заявителя по делу ООО "Фриасиб-Тюмень".
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ростовской области от 30.06.2011 по делу N А53-5806/2011 об отказе в удовлетворении заявления председателя ликвидационной комиссии ООО "Северспецтранс" Котлярова Е.М оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Решение Арбитражного суда Ростовской области от 30.06.2011 по делу N А53-5806/2011 о признании несостоятельным (банкротом) ООО "Северспецтранс" оставить без изменения, апелляционные жалобы- без удовлетворения.
Взыскать в доход федерального бюджета госпошлину с участника общества с ограниченной ответственностью "Северспецтранс" Хохина Е.С. в сумме 2000 руб., с председателя ликвидационной комиссии ООО "Северспецтранс" Котлярова Е.М. в сумме 4000 руб.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
И.Г. Винокур |
Судьи |
Д.В. Николаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-5806/2011
Должник: ООО "Северспецтранс"
Кредитор: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 20 по РО
Третье лицо: Котляров Е. М., ООО "Фриасиб-Тюмень", Межрайонная ИФНС N 20 по Ростовской области, НП "Краснодарская межрегеональная СРО проф. А. у. "Кубань", НП "СОАУ "Гарантия", ССП по г. Семикаракорск, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области, Хохлов Николай Яковлевоч
Хронология рассмотрения дела:
06.08.2013 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-8398/13
06.08.2013 Определение Арбитражного суда Ростовской области N А53-5806/11
24.08.2011 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-9261/11
24.08.2011 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-8442/11
30.06.2011 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-5806/11