г. Санкт-Петербург |
|
28 ноября 2011 г. |
Дело N А56-20788/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 ноября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 ноября 2011 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Л. П. Загараевой,
судей М. В. Будылевой, В. А. Семиглазова,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем А. Г. Куписок,
при участии:
от истца (заявителя): М. Н. Шпак, доверенность от 21.11.2011;
от ответчика (должника): А. А. Шевченко, доверенность от 17.01.2011 N 04-25/00666;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-18094/2011) ООО "Торгово-промышленная корпорация "ДЕЛЬФИН" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.08.2011 по делу N А56-20788/2011 (судья С. В. Соколова), принятое
по иску (заявлению) ООО "Торгово-промышленная корпорация "ДЕЛЬФИН"
к ИФНС России по Всеволожскому району Ленинградской области
о признании недействительным решения
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Торгово-промышленная корпорация "Дельфин" (ОГРН 1089847045243, адрес 194223, Санкт-Петербург, Тореза пр., д. 39, корп.1, лит.А, пом. 2-Н) (далее - ООО "ТПК "ДЕЛЬФИН", заявитель) обратилось в арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Всеволожскому району Ленинградской области (ОГРН 1044700571860, адрес 188640, Ленинградская область, Всеволожск, Колтушское шоссе, д. 138, литер А) (далее - налоговый орган, инспекция, ИФНС России по Всеволожскому району ЛО, ответчик) о признании недействительным решения от 31.01.2011 N 8816 в части доначисления земельного налога в сумме 999416 руб. и обязании произвести возврат излишне уплаченного налога за 4 квартал 2009 в сумме 999416 руб.
Также Общество просило взыскать с Инспекции 15000 руб. расходов на оплату услуг представителя.
Решением суда первой инстанции от 18.08.2011 г. в удовлетворении требований отказано.
В апелляционной жалобе ООО "ТПК "ДЕЛЬФИН" просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
Податель жалобы в обоснование своей позиции ссылается на то, что кадастровая стоимость земельных участков, утвержденная постановлением от 19.03.2009 N 63, должна применяться, начиная с 01.01.2009, то есть при исчислении налога за 2009, в связи с чем Общество не допустило занижения налоговой базы, а также неуплату налога.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, по результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки уточненной (корректирующей) налоговой декларации по земельному налогу Общества за 2009 год, налоговым органом было вынесено оспариваемое в части решение.
Согласно данному решению в соответствии с представленной налогоплательщиком налоговой декларацией кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 47:07:06-01-035:0030 составляет 54923738 руб., сумма налога - 205964 руб. По данным, представленным в Инспекцию органами Роснедвижимости по состоянию на 01.01.2009 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 47:07:06-01-035:0030 составляет 321434716 руб., сумма налога по расчетам Инспекции составила 1205380 руб. Соответственно, по результатам проверки налоговым органом была установлена неуплата земельного налога по сроку уплаты 01.02.2010 в размере 999416 руб.
Общество ссылалось на то, что с учетом постановления Правительства Ленинградской области от 19.03.2009 N 63 кадастровая стоимость данного земельного участка должна быть изменена на 54923738 руб., поскольку удельный показатель кадастровой стоимости установлен в связи с данным постановлением в размере 1113,62 руб. за кв.м., налог при этом Обществом был уплачен в полном объеме в сумме 1205380 руб. Данные возражения налоговым органом были по существу отклонены.
Оспариваемым решением Инспекция, в частности, предложила Обществу уплатить недоимку по земельному налогу по сроку уплаты 01.02.2010 в размере 999416 руб.
Изучив материалы дела и выслушав объяснения представителей сторон, апелляционный суд полагает, что решение суда подлежит отмене в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В силу пункта 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно пункту 1 статьи 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
В соответствии со статьей 390 НК РФ налоговая база для исчисления земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Порядок определения налоговой базы устанавливается статьей 391 НК РФ, согласно которой налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 393 НК РФ налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков - организаций признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года.
Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования. В силу пункта 2 статьи 396 НК РФ налогоплательщики-организации самостоятельно исчисляют сумму налога и сумму авансовых платежей по налогу.
В соответствии с пунктом 6 статьи 396 и пунктом 3 статьи 398 НК РФ налогоплательщики, в отношении которых отчетный период определен как квартал, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении первого, второго и третьего квартала текущего налогового периода как одну четвертую соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, и не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом, представляют в налоговый орган расчет сумм по авансовым платежам.
Согласно пункту 14 статьи 396 НК РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, не позднее 1 марта этого года.
Из материалов дела следует, что до 30.03.2009 Общество владело на праве собственности земельным участком общей площадью 59320 кв. м. по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, г.п. им. Свердлова, дер. Новосаратовка, кадастровый номер N 47:07:06-01-035:0004.
На основании решения единственного участника Общества земельный участок с кадастровым номером 47:07:06-01-035:0004 был разделен на два участка: земельный участок общей площадью 49320 кв. м. (кадастровый номер 47:07:06-01-035:0030) и земельный участок общей площадью 10000 кв.м. (кадастровый номер 47:07:06-01-035:0031).
Второй земельный участок Общество продало в марте 2009.
Постановлением Правительства Ленинградской области от 29.12.2007 N 356 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ленинградской области" (далее - Постановление N 356) удельный показатель кадастровой стоимости по населенному пункту дер. Новосаратовка Всеволожского муниципального района виду разрешенного использования "7" был установлен в размере 6517,33 руб. за квадратный метр.
Постановлением Правительства Ленинградской области от 19.03.2009 N 63 (далее - Постановление N 63) в Постановление N 356 были внесены изменения: удельный показатель кадастровой стоимости по населенному пункту дер. Новосаратовка Всеволожского муниципального района виду разрешенного использования "7" установлен в размере 1113,62 руб. за квадратный метр. В силу пункта 2 постановления N 63 его действие было распространено на отношения, возникшие с 01.01.2009.
Установленная пунктом 14 статьи 396 НК РФ обязанность по доведению до сведения налогоплательщиков кадастровой стоимости земель не может являться основанием для нераспространения установленного Постановлением N 63 удельного показателя кадастровой стоимости с 01.01.2009.
Таким образом, кадастровая стоимость земельного участка на 01.01.2009 должна была определяться с применением удельного показателя кадастровой стоимости по Постановлению N 63 - 1113,62 руб. за квадратный метр.
Уточненная налоговая декларация по земельному налогу за 2009 была представлена Обществом в Инспекцию в связи с пересчетом кадастровой стоимости земельного участка N 47:07:06-01-035:0030, с применением удельного показателя кадастровой стоимости 1113,62 руб.
Обществом и Инспекцией были представлены в материалы дела копии ответа ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Ленинградской области от 01.06.2010 N 2678 на запрос Общества, относительно кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 47:07:06-01-035:0004 и удельного показателя кадастровой стоимости. Данные ответы на запросы отличаются наличием/отсутствием абзаца, в котором указано (в представленном Обществом экземпляре), что с учетом вступления в силу постановления Правительства Ленинградской области N 63, распространяющего свое действие на отношения, возникшие с 01.01.2009, кадастровая стоимость участка (кадастровый номер 47:07:06-01-035:0004) должна быть изменена на 66059938,40 руб., УПКС - 1113,62 руб. за кв. м.
Судом первой инстанции 13.07.2011 был сделан запрос о стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 47:07:06-01-035:0004, 47:07:06-01-035:0030, 47:07:06-01-035:0031 по состоянию на 01.01.2009 и с 01.01.2009 в ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Ленинградской области.
Обжалуемое решение было вынесено в отсутствии данных сведений, которые были представлены письмом от 17.08.2011 N 4926, кадастровая стоимость спорного земельного участка с кадастровым номером 47:07:06-01-035:0030 согласно указанным сведениям рассчитана на 01.01.2009 и составила 54923738,40 руб., удельный показатель кадастровой стоимости - 1113,62 руб. за кв. м.
Таким образом, с учетом положений Постановления N 63, ответа ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Ленинградской области от 17.08.2011 N 4926, того обстоятельства, что земельный участок, по которому Инспекцией были произведены доначисления по земельному налогу, был выделен из земельного участка N 47:07:06-01-035:0004 в марте 2009, апелляционный суд приходит к выводу о правильном исчислении Обществом налога в уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2009 год.
Суд первой инстанции, при отсутствии представленных с письмом от 17.08.2011 N 4926 сведений, не применил подлежащие применению положения Постановления N 63, сделав неправильный вывод о том, что вне зависимости от придания обратной силы данному Постановлению, кадастровая стоимость спорного земельного участка на 01.01.2009 не могла быть изменена, поскольку она была сформирована в 2008 году. Между тем, из указанного Постановления прямо следует необходимость применения удельного показателя кадастровой стоимости 1113,62 руб. за кв. м. к спорному земельному участку при расчете земельного налога за 2009 год.
Кроме того, в уточненной налоговой декларации сумма налога составила 205964 руб., а платежным поручением от 19.01.2010 N 6 налогоплательщик уплатил налог в сумме 1205381 руб. по произведенному им первоначальному расчету, то есть у Общества имеется переплата по налогу в сумме 999416 руб.
Следовательно, Инспекция неправомерно предложила Обществу в оспариваемом в части решении уплатить недоимку в размере 999416 руб., в связи с ее фактическим отсутствием. Данная переплата подлежит возврату налогоплательщику в порядке статьи 78 НК РФ.
Доказательств наличия у Общества задолженности перед соответствующим бюджетом налоговым органом не представлено.
При таких обстоятельствах, требования Общества подлежат удовлетворению в полном объеме.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции находит, что при рассмотрении спора суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права, в связи с чем обжалуемый судебный акт подлежит отмене.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.08.2011 по делу N А56-20788/2011 отменить.
Признать недействительным решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Всеволожскому району Ленинградской области от 31.01.2011 N 8816 в части доначисления земельного налога в сумме 999 416 руб.
Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по Всеволожскому району Ленинградской области (ОГРН 1044700571860, адрес 188640, Ленинградская область, Всеволожск, Колтушское шоссе, д. 138, литер А) произвести возврат ООО "Торгово-промышленная корпорация "ДЕЛЬФИН" (ОГРН 1089847045243, адрес 194223, Санкт-Петербург, Тореза пр., д. 39, корп.1, лит.А, пом. 2-Н) излишне уплаченного земельного налога за 4 квартал 2009 в размере 999416 руб.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Всеволожскому району Ленинградской области (ОГРН 1044700571860, адрес 188640, Ленинградская область, Всеволожск, Колтушское шоссе, д. 138, литер А) в пользу ООО "Торгово-промышленная корпорация "ДЕЛЬФИН" (ОГРН 1089847045243, адрес 194223, Санкт-Петербург, Тореза пр., д. 39, корп.1, лит.А, пом. 2-Н) расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 руб.
Возвратить ООО "Торгово-промышленная корпорация "ДЕЛЬФИН" (ОГРН 1089847045243, адрес 194223, Санкт-Петербург, Тореза пр., д. 39, корп.1, лит.А, пом. 2-Н) из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению N 141 от 31.08.2011 государственную пошлину в сумме 1 000 руб.
Председательствующий |
Л.П. Загараева |
Судьи |
М.В. Будылева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-20788/2011
Истец: ООО "Торгово-промышленная корпорация "ДЕЛЬФИН"
Ответчик: ИФНС России по Всеволожскому району Ленинградской области
Третье лицо: ФГУ "Земельная кадастровая палата по ЛО"
Хронология рассмотрения дела:
27.12.2011 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-18094/11