г. Воронеж |
|
25 ноября 2011 г. |
Дело N А64-3754/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 ноября 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 ноября 2011 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скрынникова В.А.,
судей Михайловой Т.Л.,
Ольшанской Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бауман Л.В.,
при участии в судебном заседании:
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Тамбовской области: Никифорова Д.В., доверенность N 02-23 от 22.02.2011,
от открытого акционерного общества "Связь объектов транспорта и добычи нефти" в лице филиала ОАО "Связьтранснефть" - Средневолжское Производственно-техническое управление связи: Глуховой С.А., представителя по доверенности N 711 от 30.12.2010,
от Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 7: представители не явились, извещена надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Тамбовской области на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 08.09.2011 по делу N А64-3754/2011 (судья Надежкина Н.Н.) по заявлению открытого акционерного общества "Связь объектов транспорта и добычи нефти" в лице филиала ОАО "Связьтранснефть" - Средневолжское Производственно-техническое управление связи (ОГРН 1027739420961, ИНН 7723011906) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Тамбовской области, Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 7 г. Москва о взыскании процентов на сумму излишне взысканного налога на прибыль организаций в размере 70776,45 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Связь объектов транспорта и добычи нефти" в лице филиала ОАО "Средневолжское производственно-техническое управление связи" (далее - ОАО "Связьтранснефть", Общество) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением о взыскании с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Тамбовской области (далее - МИФНС N 1 по Тамбовской области, Инспекция) 70 776,45 руб. процентов по статье 79 Налогового кодекса РФ на сумму излишне взысканного налога на прибыль (с учетом уточнений).
Определением Арбитражного суда Тамбовской области от 30.06.2011 г.. к участию в деле в качестве соответчика привлечена Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 7, г. Москва (далее - Межрегиональная ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам N 7).
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 08.09.2011 требования Общества удовлетворены в части взыскания с МИФНС N 1 по Тамбовской области в пользу Общества 70 776,45 руб. процентов на сумму излишне взысканного налога, 2831,06руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
В удовлетворении требования о взыскании 70776,45руб. процентов на сумму излишне взысканного налога с межрегиональной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 7 г. Москва Обществу отказано.
МИФНС N 1 по Тамбовской области, не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и отказать Обществу во взыскании с МИФНС N 1 по Тамбовской области процентов в соответствии со ст. 79 НК РФ на суммы излишне взысканного налога в пользу Общества в сумме 70 776,45 руб.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Инспекция указывает на то, что ОАО "Связьтранснефть" состоит на налоговом учете по месту нахождения юридического лица в Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 7. Именно данным налоговым органом в отношении Общества была проведена выездная налоговая проверка, по результатам которой налогоплательщику в соответствии с решением N 6 от 26.06.2008 г.. были доначислены налоги, пени, штрафы и направлено требование N 1 от 11.01.2009 г.. об уплате сумм налога на прибыль. В связи с признанием решением Арбитражного суда г. Москвы по делу N А40-642/09-118-12 недействительным решения Межрегиональной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 7 от 26.06.2008 N 6 в части доначислений по налогу на прибыль организаций, зачисляемых в бюджет субъекта РФ, суммы уплаченных Обществом платежей по требованию Межрегиональной ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам N 7 были возвращены Обществу из бюджета как излишне уплаченные (взысканные).
При этом МИФНС N 1 по Тамбовской области считает, что процедура принудительного взыскания спорной задолженности Инспекцией не осуществлялась, в связи с чем, действиями МИФНС N 1 по Тамбовской области права и законные интересы налогоплательщика не были нарушены. Все начисления, а также их последующее сторнирование (с учетом признания недействительным решения Межрегиональной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 7 от 26.06.2008 N 6) отражались Межрайонной инспекцией ФНС N 1 по Тамбовской области в лицевом счете филиала Общества на основании данных, представленных Межрегиональной ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам N 7.
Кроме того, исходя из положений статей 78 и 79 НК РФ, которые, по мнению налогового органа, следует применять в их взаимосвязи, а также исходя из разъяснений, содержащихся в письме Минфина России от 11.10.2010 N 03-02-07/1-451, Инспекция считает, что вопрос о возврате как излишне уплаченных, так и излишне взысканных сумм налогов, а также начисленных процентов, должен решаться тем налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на учете.
На основании изложенного, МИФНС N 1 по Тамбовской области считает, что требования о взыскании процентов необоснованно заявлены налогоплательщиком по отношении к данному налоговому органу.
Общество в представленном отзыве возражает против доводов апелляционной жалобы, считая их несостоятельными, а решение суда первой инстанции - законным и обоснованным; просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Налогоплательщик указывает, что на основании требования, выставленного Межрегиональной ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам N 7 по результатам проведенной налоговой проверки, им был уплачен налог на прибыль, в том числе в бюджет субъекта РФ по месту нахождения обособленного подразделения, состоящего на учете в МИФНС N 1 по Тамбовской области. После того, как по результатам судебного разбирательства начисление налога на прибыль, в том числе в бюджет субъекта (уплаченного Обществом по месту нахождения обособленного подразделения, состоящего на учете в МИФНС N 1 по Тамбовской области), соответствующих пеней и штрафов, было признано незаконным, Общество обратилось с заявлением о возврате излишне уплаченного налога, пени, штрафа, которое было исполнено Инспекцией. Следовательно, по мнению Общества, Инспекцией также должны быть начислены и возвращены налогоплательщику проценты, начисленные на сумму излишне уплаченного налога.
С доводами Инспекции о том, что к Обществу не применялись процедуры принудительного взыскания, Общество не согласно, указывая на то, что выставление требования об уплате налога является мерой принудительного характера.
Также Общество не согласно с доводами Инспекции о том, что все вопросы, касающиеся излишне уплаченного налога на прибыль (начисление и уплата процентов) должна разрешать инспекция, в которой общество состоит на учете. При этом Общество ссылается на то, что в соответствии со ст.83 НК РФ организации подлежат постановке на налоговый учет по месту нахождения обособленных подразделений. Обществом произведена уплата налога на прибыль в части доли обособленного подразделения в бюджет субъекта РФ, в связи с чем, Общество обратилось с заявлением о возврате сумм налогов и процентов по месту постановки на учет своего обособленного подразделения.
Межрегиональной инспекцией ФНС по крупнейшим налогоплательщикам N 7 также представлен отзыв на апелляционную жалобу Инспекции, в котором указано, что она не является налоговым органом, уполномоченным в соответствии с законодательством о налогах и сборах, на принятие решения о возврате излишне уплаченных сумм авансовых платежей по налогу на прибыль, зачисляемых в бюджеты субъекта, а также процентов, начисляемых в порядке статьи 79 НК РФ.
В судебное заседание не явились представители Межрегиональной ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам N 7, извещенной о времени и месте судебного разбирательства в установленном законом порядке. На основании ст. ст. 123, 156, 184, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривалось в отсутствие неявившегося участника процесса.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, явившихся в судебное заседание, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзывов на неё, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ОАО "Связьтранснефть" зарегистрировано в качестве юридического лица Московской регистрационной палатой 16.09.1994, внесено в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1027739420961, состоит на налоговом учете по месту нахождения юридического лица в Межрегиональной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 7.
Общество имеет филиалы, в том числе - Средневолжское ПТУС (производственно-техническое управление связи) (т.1, л.д. 44, 69), который, в свою очередь, имеет структурное подразделение - Каменский цех электросвязи (т.1, л.д. 56,58).
Согласно приложению N 1 к положению Каменского ЦЭС Средневолжского ПТУС, в Каменском ЦЭС действует узел связи "Малиновка", находящийся по адресу: Тамбовская область, Тамбовский район, п/о Черняное (т.1, л.д. 67).
19.10.2000 Общество поставлено на учет в ИМНС РФ по Тамбовскому району г. Тамбова по месту нахождения обособленного подразделения УС "Малиновка" Каменского цеха электросвязи филиала ОАО "Связьтранснефть" - Средневолжского ПТУС (т.2, л.д. 93).
По результатам проведения выездной налоговой проверки ОАО "Связьтранснефть" Межрегиональной инспекцией Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 7 вынесено решение от 26.06.2008 г.. N 6 о привлечении ОАО "Связьтранснефть" к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, и предъявлено требование от 11.01.2009 N 1 об уплате налогов, пеней и штрафов на общую сумму 58 784 796,63 руб.
Во исполнение требования от 11.01.2009 N 1 указанная сумма была перечислена Обществом в соответствующие бюджеты, в том числе, 734 968,11 руб.- в бюджет Тамбовской области (по филиалу ОАО "Связьтранснефть" - Средневолжское ПТУС) УС "Малиновка":
645 885,27 руб. - налог на прибыль организаций, зачисляемый в бюджеты субъекта РФ (платежное поручение от 28.01.2009 N 374);
53284,99 руб. - пени по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджеты субъекта РФ (платежное поручение от 28.01.2009 г.. N 381);
35797,85 руб. - штраф по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджеты субъекта РФ (платежное поручение от 28.01.2009 N 385).
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 03.04.2009 по делу N А40-642/09-118-12, вступившим в законную силу, признано недействительным решение Межрегиональной ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам N 7 от 26.06.2008 N 6.
Письмом от 10.08.2009 г.. N 56-16-10/16546 Межрегиональная ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам N 7 сообщила Обществу о корректировке сумм налогов, пеней, штрафов в разрезе обособленных подразделений, согласно которой, по УС "Малиновка" подлежал сторнировке налог на прибыль в сумме 645 133,55 руб., пени по налогу на прибыль в сумме 53 284,99 руб., штраф по налогу на прибыль в сумме 35 797,85 руб. (т.1, л.д.112-113).
03.11.2009 Общество обратилось в МИФНС N 1 по Тамбовской области - налоговый орган, в котором Общество состоит на налоговом учете по месту нахождения обособленного подразделения, с заявлением N 01-02/3161 от 03.11.2009 о возврате сумм излишне взысканного налога, пеней и штрафов в порядке пункта 3 статьи 79 Налогового кодекса РФ.
На основании указанного заявления МИФНС N 1 по Тамбовской области были приняты решения от 27.11.2009 N 2939, 2940, 2941 о возврате налогоплательщику излишне уплаченного налога на прибыль организации, зачисляемого в бюджеты субъектов РФ, в сумме 645 133,55 руб., 53 284,99 руб., 35 797,85 руб., (всего: 734 216,39 руб.), о чем Обществу было направлено соответствующее уведомление от 27.11.2009 N 8624.
Платежными поручениями от 30.11.2009 N 318, 319, 320 (исполнено 01.12.2009) МИФНС N 1 по Тамбовской области были возвращены налогоплательщику вышеуказанные суммы налога.
Поскольку решения МИФНС N 1 по Тамбовской области о возврате налогоплательщику излишне взысканного налога не содержали сумм процентов, подлежащих начислению в порядке статьи 79 Налогового кодекса РФ, Общество обратилось в суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В пп. 5 п. 1 ст. 21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) закреплено право налогоплательщика на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней, штрафов.
Согласно подп. 7 п. 1 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны принимать решения о возврате налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном НК РФ.
Положения главы 12 Налогового кодекса Российской Федерации содержат различное правовое регулирование порядка возврата налогоплательщику излишне уплаченных и излишне взысканных сумм налога, пени и штрафа.
Согласно толкованию данных норм Конституционным Судом Российской Федерации, изложенному в Определении от 27.12.2005 N 503-О, излишняя уплата налога, как правило, имеет место, когда налогоплательщик, исчисляя подлежащую уплате в бюджет сумму налога самостоятельно, т.е. без участия налогового органа, по какой-либо причине, в том числе вследствие незнания налогового закона или добросовестного заблуждения, допускает ошибку в расчетах. Если же зачисление налога в бюджет происходит на основании требования об уплате налога, в котором согласно пункту 4 статьи 69 Налогового кодекса РФ указывается исчисленная налоговым органом сумм налога, подлежащая уплате в бюджет, при том, что такое требование направляется налогоплательщику по результатам камеральных налоговых проверок или в ходе производства по делу о налоговом правонарушении (часть пятая статьи 88, пункт 4 статьи 101 Налогового кодекса РФ), то в случае неверного расчета налоговых сумм нет оснований говорить о факте излишней уплаты налога (и, соответственно, статья 78 Налогового кодекса РФ применена быть не может).
В постановлении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.03.2005 N 13592/04 также указано, что перечисление денежных средств во исполнение решения налогового органа не может рассматриваться как добровольное исполнение налогоплательщиком обязанностей по уплате налога и сбора.
Следовательно, перечисление Обществом денежных средств в уплату начисленных решением налогового органа налогов, пеней и штрафа носит характер взыскания налоговым органом недоимки, а уплаченные по такому решению денежные средства являются излишне взысканными и подлежат возврату налогоплательщику с процентами по правилам статьи 79 Налогового кодекса РФ.
В соответствии с п. п. 1 и 2 ст. 79 НК РФ сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей. Возврат налогоплательщику суммы излишне взысканного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета этой суммы в счет погашения указанной недоимки (задолженности) в соответствии со статьей 78 настоящего Кодекса. Решение о возврате суммы излишне взысканного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения письменного заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога.
Абзац 3 п. 3 ст. 79 НК РФ устанавливает, что в случае, если установлен факт излишнего взыскания налога, налоговый орган принимает решение о возврате суммы излишне взысканного налога, а также начисленных в порядке, предусмотренном пунктом 5 настоящей статьи, процентов на эту сумму.
В соответствии с п. 5 ст. 79 НК РФ сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами в течение одного месяца со дня получения письменного заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога. Проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В силу пункта 9 статьи 79 правила, установленные ст.79 НК РФ, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне взысканных авансовых платежей, сборов, пеней, штрафа и распространяются на налоговых агентов и плательщиков сборов.
Следовательно, факт излишнего (незаконного) взыскания с налогоплательщика налогов и пени порождает у налогового органа обязанность вернуть их налогоплательщику с начислением процентов за весь период удержания, обеспечивая тем самым восстановление имущественного положения налогоплательщика.
Налогоплательщик, в свою очередь, вправе предполагать, что в силу закона излишне взысканные суммы подлежат возврату налогоплательщику с процентами, начисленными на суммы, подлежащие возврату.
На основании изложенного, с учетом установленных по делу фактических обстоятельств, суммы налога, пени, штрафа, уплаченные налогоплательщиком на основании требования N 1 от 11.01.2009, в общем размере 734 216,39 руб., являются излишне взысканными.
Исходя из представленного налогоплательщиком расчета, размер процентов, подлежащих начислению на сумму излишне взысканного налога, пеней и штрафа с даты уплаты излишне уплаченных сумм по дату их возврата налоговым органом (то есть, за период с 29.01.2009 по 01.12.2009), составил 70 776,45 руб.
Правильность представленного Обществом расчета процентов, в части размера взысканных сумм, даты их излишнего взыскания и возврата налогоплательщику, Инспекцией не оспаривается.
Доводы апелляционной жалобы Инспекции о том, что взыскание процентов на сумму излишне взысканных налога, пени и штрафа может быть осуществлено только с того налогового органа, в котором общество состоит на налоговом учете, не могут быть приняты судом апелляционной инстанции во внимание исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, возврат суммы излишне взысканного с Общества налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджет субъекта РФ, а также соответствующих пени и штрафа был произведен налогоплательщику на основании решений Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 1 по Тамбовской области N 2939, N 2940, N 2941 от 27.11.2009 г..
В платежных поручениях от 30.11.2009 г.. N 318, N 319, N 320, которыми спорная сумма излишне взысканных налога на прибыль, пени и штрафа была возвращена на расчетный счет Общества, в поле "Плательщик" указано УФК по Тамбовской области, а в качестве администратора доходов бюджета - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Тамбовской области.
При этом из анализа положений ст. 79 НК РФ следует, что отдельный порядок уплаты налогоплательщику процентов, начисленных на подлежащую возврату сумму излишне взысканного налога, законодателем не установлен. Исходя из смысла данной нормы, предусматривающей, что сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на неё процентами, уплата таких процентов осуществляется в том же порядке и тем же налоговым органом, которым производился возврат излишне взысканных обязательных платежей.
Возврат инспекцией суммы излишне взысканного налога на прибыль, пеней и штрафов без начисления на эту сумму процентов является необоснованными и противоречащими положениям статьи 79 Налогового кодекса РФ.
Исходя из того, что возврат суммы налогов, пени, штрафа был произведен Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 1 по Тамбовской области, отказ в уплате Обществу процентов на данную сумму по мотиву того, что начисление и уплата процентов должна осуществляться налоговым органом по месту учета налогоплательщика, не может быть признан судом обоснованным.
Ссылки Инспекции на письмо Минфина России от 11.10.2010 N 03-02-07/1-451 обоснованно отклонены судом первой инстанции, поскольку указанное письмо разъясняет порядок применения п.6 статьи 78 Налогового кодекса РФ, а не статьи 79 Налогового кодекса РФ.
В связи с чем, суд апелляционной инстанции считает, что Арбитражный суд Тамбовской области правомерно, в соответствии со п. 5 ст. 79 НК РФ, обязал Межрайонную инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Тамбовской области произвести возврат ОАО "Связьтранснефть" процентов на сумму излишне взысканного налога.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, и опровергающих выводы суда первой инстанции апелляционная жалоба не содержит, в силу чего удовлетворению не подлежит.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения дела по существу, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования, имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка судом первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Суд первой инстанции не допустил нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения (часть 4 статьи 270 АПК РФ).
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение Арбитражного суда Тамбовской области от 08.09.2011 по делу N А64-3754/2011 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Тамбовской области без удовлетворения.
Учитывая, что в соответствии с пп.1 п. 1 ст.333.37 НК РФ (в редакции Федерального закона N 281-ФЗ) государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, вопрос о взыскании государственной пошлины с Инспекции, как заявителя апелляционной жалобы, не разрешается.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 08.09.2011 по делу N А64-3754/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Тамбовской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
В.А. Скрынников |
Судьи |
Т.Л. Михайлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-3754/2011
Истец: ОАО "Связь объектов транспорта и добычи нефти" в лице ОАО"Связьтранснефть"-Средневолжское ПТУС г. Самара
Ответчик: Межрегиональная инспекция ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N7 г. Москва, МИФНС N1 по Тамбовской области
Третье лицо: МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N7
Хронология рассмотрения дела:
18.07.2012 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-5829/11
04.04.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-688/12
25.11.2011 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-5829/11
08.09.2011 Решение Арбитражного суда Тамбовской области N А64-3754/11