Aviation gasoline. Period of stability method
Дата введения 1 января 1976 г.
Взамен ГОСТ 6667-56
Настоящий стандарт распространяется на авиационные бензины и устанавливает метод определения периода стабильности.
Сущность метода заключается в окислении этилированного авиационного бензина кислородом воздуха при 110°С под давлением насыщенных паров испытуемого бензина и определении времени от начала окисления до начала разложения тетраэтилсвинца и помутнения авиационного бензина или появления в нем осадка.
(Измененная редакция, Изм. N 1, 2).
1. Аппаратура, реактивы и материалы
1.1. При определении периода стабильности в авиационных бензинах применяются:
- аппарат для окисления ЛСАРТ;
- цилиндр измерительный по ГОСТ 1770-74, вместимостью 25 см3;
- воронки стеклянные конусообразные по ГОСТ 25336-82, диаметром 56-75 мм;
- бумага фильтровальная по ГОСТ 12026-76;
- баня водяная;
- бензин-растворитель с пределами кипения от 50 до 170°С;
- ацетон по ГОСТ 2603-79;
- толуол нефтяной по ГОСТ 14710-78 или толуол по ГОСТ 5789-78;
- спирт этиловый ректификованный технический по ГОСТ 18300-87;
- смесь спирт-толуол 1:1;
- аммоний уксуснокислый по ГОСТ 3117-78, х.ч., 30 %-ный раствор;
- смесь хромовая;
- вода дистиллированная рН 5,4-6,6.
(Измененная редакция, Изм. N 1, 2).
2. Подготовка к испытанию
2.1. Перед испытанием стеклянные стаканчики аппарата ЛСАРТ промывают раствором уксуснокислого аммония, ополаскивают водой, далее моют хромовой смесью, промывают водой, ополаскивают дистиллированной водой и сушат. Если стекло после такой промывки не приобретает первоначальной прозрачности, то стаканчики моют бензином марки Б-70, ацетоном, смесью спирт-толуол, далее промывают раствором уксуснокислого аммония, ополаскивают водой, моют хромовой смесью, промывают водой, ополаскивают дистиллированной водой и сушат.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
2.2. Металлические бомбочки моют раствором уксуснокислого аммония, ополаскивают дистиллированной водой и насухо вытирают фильтровальной бумагой.
2.3. Испытуемый бензин, профильтрованный через бумажный фильтр, наливают в стеклянные стаканчики по 25 см3 в каждый при (20 +- 2)°С. Стеклянные стаканчики с пробами бензина устанавливают в металлические бомбочки, которые плотно закрывают резьбовыми крышками.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
2.4. Для проверки герметичности бомбочки с пробами бензина погружают в водяную баню и выдерживают 2 мин при 95-98°С. При выделении из-под крышки бомбочки пузырьков, бомбочку вынимают, крышку подтягивают и снова проверяют на герметичность. При повторном нарушении герметичности (после подтягивания крышки) заменяют уплотнительную прокладку на корпусе бомбочки и испытание проводят с новой порцией бензина,
2.5. Аппарат ЛСАРТ нагревают до (110 +- 2)°С.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
3. Проведение испытания
3.1. Испытуемый бензин наливают в два стаканчика и проверяют герметичность бомбочек по пп. 2.3 и 2.4.
3.2. Бомбочки со стаканчиками помещают в гнезда аппарата, при этом наблюдается понижение температуры на 2-4°С. Время достижения первоначальной температуры в аппарате фиксируется как начало проведения испытания.
3.3. Определение проводят в течение времени, соответствующего норме на период стабильности, установленной действующей нормативно-технической документацией на испытуемый бензин.
По окончании испытания бомбочки вынимают из гнезд аппарата, охлаждают 30-60 мин при комнатной температуре, затем отвинчивают крышки и вынимают стаканчики. Из каждого стаканчика бензин сливают в мерный цилиндр и измеряют его количество. Если это количество окажется менее 23 см3, определение повторяют с новой порцией бензина.
3.4. За положительный результат испытания принимают отсутствие помутнения или осадка в двух стаканчиках, что свидетельствует о соответствии продукта требованиям стандарта.
3.5. При разногласиях в оценке качества бензина испытание проводят параллельно на двух аппаратах ЛСАРТ в четырех стаканчиках каждого аппарата.
3.5.1. Через каждые 2 ч после начала испытания вынимают по две бомбочки, охлаждают 30-60 мин, вскрывают их, вынимают стаканчики и визуально определяют помутнение или наличие осадка, предварительно оценивая период стабильности бензина.
Если по истечении 8 ч изменения внешнего вида бензина не произошло, испытание продолжают с новой порцией бензина, налитого в стаканчики, подготовленные по п. 2.1. Бомбочки устанавливают в гнезда аппарата и извлекают для осмотра состояния бензина через каждые 2 ч по истечении времени предыдущего испытания. Испытание повторяют до тех пор, пока в одном из очередных стаканчиков не будет обнаружено помутнения бензина или выпадения осадка.
Предварительным периодом стабильности бензина следует считать время от начала испытания до момента последнего изъятия из приборов стаканчиков без изменения внешнего вида бензина в них.
3.5.2. Для окончательного определения периода стабильности вновь наливают испытуемый бензин в четыре стаканчика и начинают испытание по п. 3.2. Через каждые 30 мин по истечении времени, соответствующего предварительно определенному периоду стабильности, извлекают бомбочки и после охлаждения оценивают внешний вид бензина.
Помутнение или наличие осадка при очередном вскрытии бомбочки фиксируется как конец определения периода стабильности для испытуемого бензина.
3.5.3. За результат испытания принимают меньшее значение периода стабильности двух параллельных определений, допускаемое расхождение между которыми не должно превышать 30 мин.
Раздел 3. (Измененная редакция, Изм. N 2).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Государственный стандарт СССР ГОСТ 6667-75* "Бензины авиационные. Метод определения периода стабильности" (введен в действие постановлением Госстандарта Совета Министров СССР от 10 марта 1975 г. N 622)
Текст ГОСТа приводится по официальному изданию Госстандарта России, ИПК Издательство стандартов, 1998 г.
Дата введения 1 января 1976 г.
Ограничение срока действия снято по протоколу Межгосударственного Совета по стандартизации, метрологии и сертификации (ИУС 2-93)
Взамен ГОСТ 6667-56
* Переиздание (март 1998 г.) с Изменениями N 1, 2, утвержденными в мае 1986 г., августе 1995 г. (ИУС 8-86, 11-95)