г. Москва |
|
22 ноября 2011 г. |
Дело N А40-22006/11-140-103 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 ноября 2011 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи В.Я. Голобородько
Судей Н.О. Окуловой, С.Н. Крекотнева
при ведении протокола судебного заседания секретарем И.С. Забабуриным
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы ИФНС России N 1
по г. Москве и ОАО "Братский Акционерный Народный коммерческий Банк"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 04.08.2011
по делу N А40-22006/11-140-103, принятое судьей Паршуковой О.Ю.
по заявлению Братский Акционерный Народный коммерческий Банк (Открытое
акционерное общество) (ОГРН 1023800000069), 665717, Иркутская обл, Братский р-н,
Братск г, Комсомольская ул, 43
к Инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по г. Москве (ИНН 7701107259,
ОГРН 1047701073860) 105064, Москва г, Земляной Вал ул, 9
от третьего лица - Инспекция Федеральной налоговой службы по Центральному округу
г. Братска Иркутской области (ОГРН 1043800848959), 665708, Иркутская обл, Братский
р-н, Братск г, Пионерская ул, 6а
о признании незаконным бездействия, об обязании вынести решение, об обязании
возвратить пошлину, начислить и уплатить проценты
при участии в судебном заседании:
от заявителя - не явился, извещен
от заинтересованного лица - Крупенин К.М. по дов. N 06-12/39 от 30.06.2011
от третьих лиц - не явился, извещен
УСТАНОВИЛ
Братский Акционерный Народный коммерческий Банк обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным бездействия ИФНС России N 1 по г. Москве, выразившегося в непринятии решения о возврате излишне уплаченных сумм государственной пошлины, об обязании ИФНС России N 1 по г. Москве произвести возврат излишне уплаченной государственной пошлины в размере 5851,64 руб. и взыскании процентов за несвоевременный возврат в размере 1751,05 руб. за период с 23 августа 2008 года по 21 февраля 2011 года.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 04.08.2011, далее по тексту - Решение, заявленные требования удовлетворены в части обязания ИФНС России N 1 по г. Москве начислить и уплатить Банку проценты за несвоевременный возврат за период с 23.08.2011 по 26.11.2009 в размере 1043,35 руб., в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
С решением суда в части удовлетворения требований не согласился налоговый орган, обратился с апелляционной жалобой, просит об отмене решения в части определения периода начисления процентов, поскольку суд неверно определил дату окончания начисления процентов.
Налогоплательщик также обжалует решение суда в части отказа в удовлетворении требований, считает, что бездействие налогового органа не устранено, сумма госпошлины не возвращена заявителю, суд первой инстанции ошибся в определении периода взыскания процентов. Удовлетворяя требования Банка в части взыскания процентов за несвоевременный возврат, суд исходил из того, что проценты подлежат начислению с даты поступления в налоговый орган соответствующего заявления Банка - 22.07.2008 с учетом месячного срока, предусмотренного п. 9 ст. 78 НК РФ (в Решении - с 22.08.2011) до 26.11.2009, при этом, суд не указал какое именно событие произошло 26.11.2009.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены в порядке ст.266,268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства, доводы апелляционных жалоб, считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, как принятое по неполно исследованным обстоятельствам.
Согласно пункту 3 статьи 333.40 НК РФ (в редакции Федерального закона от 02.11.2004 N 127-ФЗ, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений) возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины производится по заявлению плательщика государственной пошлины, поданному в налоговый орган по месту совершения действия, за которое уплачена (взыскана) государственная пошлина.
Возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины осуществляется органом Федерального казначейства.
Заявление может быть подано в течение трех лет со дня уплаты излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины.
К заявлению о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины прилагаются: решения, определения и справки судов, органов и (или) должностных лиц, осуществляющих действия, за которые уплачивается (взимается) государственная пошлина, об обстоятельствах, являющихся основанием для полного или частичного возврата излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины, в соответствующих случаях - акты налоговых проверок организаций и должностных лиц, а также платежные поручения или квитанции с подлинной отметкой банка, подтверждающие уплату государственной пошлины, в случае, если государственная пошлина подлежит возврату в полном размере, а в случае, если она подлежит возврату частично, - копии указанных платежных документов.
Возврат суммы излишне уплаченной (взысканной) государственной пошлины производится за счет средств бюджета, в который произведена переплата.
В соответствии с пунктом 7 статьи 333.40 НК РФ возврат или зачет излишне уплаченных (взысканных) сумм государственной пошлины производится в порядке, установленном главой 12 НК РФ.
В соответствии с пунктом 6 статьи 78 главы 12 НК РФ возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате, если иное не установлено НК РФ.
Пунктом 9 статьи 78 НК РФ установлена обязанность налогового органа сообщить в письменной форме налогоплательщику о принятом решении о зачете (возврате) сумм излишне уплаченного налога или решении об отказе в осуществлении зачета (возврата) в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения.
Указанное сообщение передается руководителю организации, физическому лицу, их представителям лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.
Приказом Федерального казначейства и Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 27.06.2005 N 7н/САЭ-3-10/285 "Об обмене информацией в электронном виде между управлениями Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации и управлениями Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации" (действовавшем в период возникновения спорных правоотношений), далее по тексту - Приказ, предусмотрено, что налоговые органы обязаны обеспечить направление в Управление Федеральной налоговой службы платежных поручений на возврат налогов из бюджета, а Управление Федеральной налоговой службы обязано направить в органы Федерального казначейства уведомление из соответствующего налогового органа на следующий день с даты получения данных платежных поручений.
Согласно пункту 11 статьи 78 НК РФ территориальный орган Федерального казначейства, осуществивший возврат суммы излишне уплаченного налога, уведомляет налоговый орган о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.
Банк, принимая во внимание указанные выше требования законодательства, 14.07.2008 обратился с заявлением о возврате излишне уплаченной государственной пошлины N 01-12/4789 в инспекцию ФНС России N 1 по г. Москве и представил все необходимые документы, а именно: Справку Арбитражного суда г. Москвы от 06.06.2008, Решение Арбитражного суда города Москвы от 18.04.2008, платежное поручение N 05 от 20.11.2007.
В сроки, установленные законодательством РФ, в адрес Банка сообщение о принятом налоговым органом решении о возврате сумм излишне уплаченной госпошлины не поступило, налоговым органом возврат излишне уплаченной государственной пошлины произведен не был.
В соответствии с пунктом 9 статьи 78 главы 12 НК РФ возврат суммы излишне уплаченного налога производится в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате, если иное не установлено НК РФ.
При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченного налога, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата.
Принимая во внимание нарушение налоговым органом срока возврата государственной пошлины, Банк обратился в Арбитражный суд г. Москвы 22.02.2011 с заявлением о признании незаконным бездействия ИФНС России N 1 по г. Москве, выразившегося в непринятии решения о возврате излишне уплаченных сумм государственной пошлины, об обязании ИФНС России N 1 по г. Москве произвести возврат излишне уплаченной государственной пошлины в размере 5851,64 руб. и взыскании процентов за несвоевременный возврат в размере 1751,05 руб.
Основанием для принятия судом решения о частичном отказе в удовлетворении требований Банка послужило представление налоговым органом в материалы дела решения о возврате N 77010000017242 от 27.11.2008.
При этом судом не принято во внимание следующее:
в соответствии с п. 23 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" при решении вопроса о моменте исполнения обязанности по возврату налогоплательщику соответствующих сумм путем их перечисления в безналичном порядке на указанный покупателем счет судам необходимо руководствоваться общими правилами, согласно которым плательщик признается исполнившим свою обязанность с момента поступления соответствующей суммы в указанный получателем средств банк;
Налоговым органом до 24.05.2011 не была исполнена установленная пунктом 9 статьи 78 НК РФ обязанность по сообщению Банку о принятом решении о возврате сумм излишне уплаченной госпошлины. Никаких доказательств направления в адрес заявителя указанного решения в материалы дела не представлено.
-излишне уплаченная государственная пошлина до настоящего времени Банком не получена, поскольку решение от 27.11.2008 года не исполнено, что налоговый орган не отрицает.
-налоговым органом не представлено доказательств исполнения им обязанности по возврату госпошлины в полном объеме, а именно, направления платежного поручения в адрес Управления Федеральной налоговой службы для последующей его передачи в Управление Федерального казначейства. Представление налоговым органом Решения о возврате не является таким доказательством.
Более того, как видно из представленного в материалы дела решения от 27.11.2008 года (л.д.36) в нем содержится ссылка на реквизит (номер счёта), который не поименован в заявлении банка в налоговый орган в качестве реквизита, используемого для возврата излишне уплаченной госпошлины (л.д. 9).
Кроме того, как следует из пояснений банка (л.д. 57) указанный в решении налогового органа счёт закрыт с 01.01.2008 года, банк, являясь кредитной организацией осуществляет расчётные операции через корреспондентский счёт, открытый в подразделении Банка России. Именно номер корсчета и был указан банком в заявлении о возврате суммы излишне уплаченной госпошлины, однако, при вынесении решения от 27.11.2008 года налоговый орган эти обстоятельства не учёл.
Таким образом, вынесение налоговым органом решения о возврате излишне уплаченной госпошлины, которое заведомо не может быть исполнено, суд апелляционной инстанции не может считать правомерными действиями по возврату суммы излишне уплаченной госпошлины.
Статьями 137 и 138 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено право налогоплательщика на судебное обжалование действий или бездействия должностных лиц налоговых органов, если действия или бездействие нарушают его права.
В соответствии с п. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц при наличии одновременно двух условий: действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушения оспариваемым действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд при рассмотрении дел об оспаривании бездействия государственного органа осуществляет проверку оспариваемого бездействия на предмет его соответствия закону или иному нормативному правовому акту, а также устанавливает, нарушает ли данное бездействие права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Решение о признании бездействия незаконным в соответствии с положениями, предусмотренными ч. 2 и 5 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимается арбитражным судом при установлении названных обстоятельств с указанием в резолютивной части на обязанность государственного органа совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный срок.
На основании изложенного, поскольку налоговым органом возврат излишне уплаченной государственной пошлины заявителю не произведен, требования заявителя подлежат удовлетворению в полном объёме.
В соответствии с пунктом 9 статьи 78 главы 12 НК РФ возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате, если иное не установлено НК РФ.
При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченного налога, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата.
Заявление о возврате излишне уплаченной государственной пошлины получено И ФНС России N 10 по г. Москве 22.07.2008 г.., что подтверждается соответствующим уведомлением. Установленный пунктом 9 статьи 78 НК РФ месячный срок истек 22.08.2008 г.. Таким образом, проценты за несвоевременный возврат уплаченной Банком государственной пошлины подлежат взысканию с 23.08.2008 по 21.02.2011 (дата подачи заявления в суд).
Согласно расчету заявителя, представленного в материалы дела сумма процентов составляет 1751,50руб. и является правомерной.
На основании статьей Налогового кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьями 110, 266,267, 268, 269,270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 04.08.2011 по делу N А40-22006/11-140-103 отменить.
Признать бездействие ИФНС России N 1 по г. Москве, выразившееся в непринятии решения о возврате ОАО "Братский Акционерный Народный коммерческий Банк" излишне уплаченной суммы государственной пошлины, незаконным.
Обязать ИФНС России N 1 по г. Москве возвратить ОАО "Братский Акционерный Народный коммерческий Банк" в установленном законом порядке излишне уплаченною государственную пошлину в сумме 5 851,64 руб.
Взыскать с ИФНС России N 1 по г. Москве в пользу ОАО "Братский Акционерный Народный коммерческий Банк" проценты в размере 1751,50 руб. за несвоевременный возврат государственной пошлины.
Взыскать с ИФНС России N 1 по г. Москве в пользу ОАО "Братский Акционерный Народный коммерческий Банк" 3000 руб. расходов по государственной пошлине по заявлению и апелляционной жалобе.
Возвратить ОАО "Братский Акционерный Народный коммерческий Банк" из федерального бюджета госпошлину в размере 5 000 руб. по заявлению и апелляционной жалобе как излишне уплаченную.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
В.Я.Голобородько |
Судьи |
С.Н.Крекотнев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-22006/2011
Истец: ОАО "Братский акционерный народный коммерческий банк"
Ответчик: ИФНС России N 1 по г. Москве
Третье лицо: ИФНС N1 по Центральному округу г. Братска Иркутской области