Дата введения 1 января 1995 г.
1. Область применения
Настоящий документ является отраслевым нормативным документом Минтранса России и определяет основные требования по организации и осуществлению прироохранительной# деятельности на предприятиях транспортно-дорожного комплекса (ТДК) - автомобильного, водного и воздушного транспорта, дорожного хозяйства, а также предприятиях, обслуживающих эти виды транспорта.
Требования данного документа распространяются на вновь организуемые, реконструируемые и на действующие предприятия, находящиеся в государственной, муниципальной, кооперативной, частной и других видах собственности (включая предприятия, находящиеся в собственности общественных организаций и иностранных государств), осуществляющие коммерческую или иную деятельность в области перевозок грузов и пассажиров, технического обслуживания и ремонта техники, а также дорожного хозяйства на территории Российской Федерации (далее - предприятия). Исключение составляют предприятия, не имеющие собственной производственно-технической базы и заключившие договоры на выполнение работ, при которых выделяются загрязняющие окружающую среду вещества, с другими предприятиями, имеющими соответствующие лицензии на проведение таких работ.
Настоящими требованиями должны руководствоваться отделения Российской транспортной инспекции (РТИ) Минтранса Российской Федерации при выдаче лицензии предприятиям ТДК на право осуществления коммерческой деятельности.
2. Общие положения
2.1. Общие требования к предприятиям по организации природоохранной деятельности
2.1.1. Строительство, реконструкция предприятий, сооружений и иных объектов ТДК должны осуществляться по утвержденным технико-экономическим обоснованиям (ТЭО) проектов строительства, имеющим положительное заключение государственной экологической экспертизы, ТЭО и проекты строительства представляются на экспертизу совместно с проектами нормативов ПДВ и ПДС (предельно допустимых выбросов и предельно допустимых сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду).
2.1.2. Предприятие, имеющее производственно-техническую базу, должно иметь экологический паспорт, а также лицензию на комплексное природопользование с установленными разрешениями на выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду (предельно допустимыми и временно согласованными), предельным использованием (изъятием) природных ресурсов, размещением отходов. Лицензия на комплексное природопользование выдается органами Минприроды Российской Федерации в порядке, согласованном с другими специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и использования природных ресурсов, а также с органами Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации (Госкомсанэпиднадзор России) в соответствии с их компетенцией.
2.1.3. При выдаче лицензии органами Российской транспортной инспекции на право коммерческой деятельности в ТДК или при продлении срока ее действия, а также продлении срока действия лицензии на комплексное природопользование, выдаваемой органами Минприроды России, предприятие обязано предъявить аудиторское заключение, выданное экологическими аудиторскими организациями в соответствии с Временным положением об экологическом аудировании в транспортно-дорожном комплексе Российской Федерации.
2.1.4. Государственный экологический контроль за соблюдением прироохранных требований на предприятиях ТДК осуществляют территориальные органы Минприроды России или уполномоченные ими другие органы.
2.1.5. Государственный контроль за соблюдением лицензионных требований к предприятиям ТДК, в части обеспечения охраны окружающей среды, сформулированных в настоящем документе, осуществляют органы РТИ Минтранса России.
2.1.6. При проведении контроля за организацией и проведением природоохранной деятельности на предприятиях ТДК территориальные органы Минприроды России или уполномоченные ими другие органы могут использовать аудиторские заключения, указанные в п. 2.1.3.
2.1.7. При осуществлении контроля за соблюдением лицензионных требований предприятиям ТДК, в части обеспечения охраны окружающей среды, органы РТИ Минтранса России используют соответствующие аудиторские заключения.
2.1.8. Предприятие должно планировать и проводить мероприятия по охране окружающей природной среды и рациональному использованию природных ресурсов.
2.1.9. В результате функционирования предприятия, концентрации загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух, не должны превышать установленные предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных пунктов на границе санитарно-защитной зоны данного предприятия (перечень ПДК основных загрязняющих веществ для предприятий ТДК дан в приложении 1).
2.1.10. Уровни шума, создаваемого предприятиями ТДК, должны соответствовать требованиям, регламентируемым "Санитарными нормами проектирования промышленных предприятий" (СН 245-71) и "Санитарными правилами организации технологических процессов и гигиеническими требованиями к производственному оборудованию".
2.1.11. Загрязненные воды, отводимые от производственных объектов, административных, хозяйственно-бытовых зданий и сооружений, а также ливневые стоки с территории предприятия не должны сбрасываться в поверхностные водные объекты, на рельеф местности без предварительной их очистки.
Сброс предварительно очищенных сточных вод допускается на основе разрешения, выдаваемого территориальными органами Минприроды России. В разрешении устанавливаются нормативы ПДС вредных веществ (перечень ПДК вредных веществ в воде водоемов, используемых для рыбохозяйственных целей приведен в Приложении 2).
Условия передачи в канализационные сети хозяйственно-бытовых и промышленных стоков определяются договором между предприятием и владельцем канализационных сетей и очистных сооружений.
2.1.12. Содержание загрязняющих веществ в почвах вне санитарно-защитной зоны или полосы отчуждения транспортного или дорожного предприятия не должно превышать их ПДК (перечень ПДК основных загрязняющих веществ дан в приложении 3).
2.1.13. предприятие обязано вести отчетность по вопросам охраны окружающей среды и использования природных ресурсов по формам, установленным Госкомстатом России и предоставлять их по требованию представителей органов Минприроды России, Госкомсанэпиднадзора России, а также отделений Российской транспортной инспекции (РТИ). Предприятия обязаны предоставлять возможность проведения вышеуказанным органам необходимых осмотров и замеров для оценки эффективности проводимых природоохранных работ и контроля за соблюдением условий, содержащихся в лицензии на комплексное природопользование. При издании новых законодательных актов или других нормативных документов, регламентирующих вопросы охраны окружающей природной среды, отделения Российской транспортной инспекции должны вносить соответствующие изменения в лицензионные обязательства предприятий на транспортную и другую коммерческую деятельность.
2.1.14. Ответственность за обеспечение экологической безопасности предприятия несет его руководитель (владелец).
2.1.15. Природоохранная деятельность на предприятиях ТДК организуется и осуществляется в соответствии с действующим Законодательством Российской Федерации, нормативными и нормативно-методическими документами, разрабатываемыми и утверждаемыми Минтрансом России и/или Минприроды России.
2.1.16. На предприятии должны соблюдаться требования законодательных актов и других нормативных документов, регламентирующих осуществление природоохранной деятельности (перечень и краткое содержание этих документов приведены в приложении 4).
2.1.17. Руководитель и персонал предприятия должны пройти обучение по вопросам природоохранной деятельности и обеспечения экологической безопасности. Руководитель предприятия несет полную ответственность за действия персонала, приводящие к загрязнению окружающей природной среды.
2.1.18. В случае выброса (сброса) загрязняющих веществ в воздух, воду или почву, происшедших в результате аварии, катастрофы или иных обстоятельств на территории предприятия, или в процессе перевозок грузов предприятие (ответственное лицо, осуществляющее перевозку) обязано немедленно принять меры по ликвидации последствий, вызванных загрязнением окружающей природной среды и известить о нем местные органы исполнительной власти, территориальные органы Минприроды России.
2.1.19. предприятие должно иметь оборудование и проводить контроль и регулировку двигателей транспортных средств (для которых это предусмотрено соответствующими стандартами или другими нормативными документами) на соответствие выбросов загрязняющих веществ в отработавших газах, установленным нормам. Допускается проведение этих работ другим предприятием (по договору), имеющим лицензию на проведение данных работ.
2.1.20. Предприятие обязано осуществлять производственный экологический контроль, который ставит своей задачей:
- проверку выполнения планов и мероприятий по охране природы и оздоровлению окружающей среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов;
- соблюдение нормативов качества окружающей природной среды (контроль за концентрацией загрязняющих веществ в атмосферном воздухе на границе санитарно-защитной зоны, в выбросах из стационарных и передвижных источников загрязнения, в сбросах в канализацию и поверхностные водные объекты, в почвах, прилегающих к санитарно-защитной зоне предприятия, в почвах и грунтовых, водах на территории предприятий, а также вблизи мест, отведенных для захоронения отходов транспортно-дорожного комплекса);
- выполнения требований природоохранительного законодательства.
Производственный экологический контроль производится на основании приказа по предприятию и в соответствии с Положением по организации производственного экологического контроля.
2.1.21. Предприятие обязано:
- соблюдать установленные нормы водопотребления и водоотведения;
- принимать меры, направленные на полное прекращение сброса в водные объекты недостаточно очищенных сточных вод;
- содержать в исправном состоянии очистные и другие водохозяйственные сооружения и технические устройства, обеспечивающие предотвращение загрязнение водных объектов, вести в установленном порядке учет водопотребления и водоотведения.
2.1.22. Предприятие обязано проводить организационно-хозяйственные, технические и другие мероприятия для обеспечения выполнения условий и требований, предусмотренных в разрешениях на выброс загрязняющих веществ в атмосферу, в том числе: принимать меры по снижению выбросов загрязняющих веществ; обеспечивать бесперебойную эффективную работу и поддержание в исправном состоянии сооружений и оборудования для очистки выбросов.
2.1.23. Предприятия ТДК должны быть отделены от жилой застройки санитарно-защитными зонами в соответствии с "Санитарными нормами проектирования промышленных предприятий".
2.1.24. Перевозка грузов должна осуществляться таким образом, чтобы груз не загрязнял окружающую природную среду, дорожное покрытие.
2.2. Требования к объектам, расположенным на территории предприятия
2.2.1. Участки и цехи механической обработки материалов, деталей должны быть оснащены пылеулавливающими установками.
2.2.2. Деревообрабатывающие цехи и участки должны иметь исправные устройства достаточной мощности для улавливания древесной пыли.
2.2.3. Котельные, имеющиеся на предприятии и работающие на жидком или твердом топливе, должны иметь исправные устройства для улавливания твердых частиц (сажи) в отходящих газах, обеспеченные современными установками по очистке выбросов в атмосферу.
2.2.4. Окрасочные цехи, участки (при пульверизационной окраске) должны иметь исправные устройства для улавливания аэрозоля краски и растворителей или оснащаться устройствами для безвоздушного нанесения краски.
При проведении окрасочных работ вне помещения окраска должна проводиться безвоздушным методом.
2.2.5. Предприятие должно иметь специальные участки для мойки подвижного состава, узлов и деталей, исключающие сток неочищенных вод в поверхностные водоемы, почву.
2.2.6. Моечные установки должны иметь очистные устройства, обеспечивающие соблюдение нормативов ПДС.
2.2.7. Моечные установки должны работать, как правило, по замкнутому циклу с повторным использованием очищенной воды.
2.2.8. Производственные отходы должны храниться в специально отведенном на территории предприятия месте в количествах, согласованных с местными органами исполнительной власти и территориальными органами Минприроды России.
По мере накопления все отходы должны утилизироваться (при наличии средств утилизации) или вывозиться в места, специально установленные органами Госкомсанэпиднадзора и местными органами власти.
2.2.9. Предприятия, имеющие свои емкости для хранения и заправки транспортных средств топливно-смазочными материалами (ТСМ) должны организовать приемку и выдачу ТСМ так, чтобы исключалась возможность их попадания в канализацию, водоемы и почву.
2.2.10. Топливозаправочные колонки должны иметь исправное оборудование, исключающее пролив топлива при переполнении заправляемой емкости.
2.2.11. При наличии наземных или подземных резервуаров для хранения ТСМ емкостью более 5 куб. м. на предприятии должны быть технические средства для предупреждения и быстрой ликвидации возможных аварий.
2.2.12. Места проведения смазочных работ должны быть оснащены емкостями для сбора отработанных масел и фильтров и оборудованы таким образом, чтобы исключалась возможность загрязнения ТСМ почв и поверхностных вод.
3. Требования к предприятиям автомобильного транспорта
3.1. Требования к организации производственного процесса
3.1.1. К предприятиям автомобильного транспорта относятся: автотранспортные предприятия, осуществляющие перевозки грузов и пассажиров; предприятия, осуществляющие техническое обслуживание автомобилей (станции технического обслуживания, регулировочные пункты); предприятия, осуществляющие механизированные погрузочно-разгрузочные работы; предприятия, осуществляющие ремонт автомобилей или их агрегатов; автовокзалы и автостанции.
3.1.2. Предприятие должно иметь исправные и поверенные приборы, необходимые для контроля и регулировки двигателей по токсичности и дымности отработавших газов, из расчета не менее, чем 2 газоанализатора на 100 автомобилей с бензиновыми двигателями и 2 дымомера на 100 автомобилей с дизелями. Технические характеристики приборов (погрешность, диапазон измерений и т.д.) должны соответствовать требованиям стандартов, регламентирующих методы измерения токсичности и дымности.
На предприятии должна регулярно проводиться контрольно-регулировочная работа в соответствии с действующими инструкциями.
3.1.3. Стоянка подвижного состава в нерабочее время разрешается только на территории предприятия, а при работе в отрыве от предприятия или если предприятие не имеет своей территории, на специально отведенных местах (стоянках), согласованных с местными органами исполнительной власти и с территориальными органами Минприроды России.
3.1.4. Предприятие, расположенное в районе, где температура самого холодного месяца достигает -15°С и ниже, должно иметь для всех автомобилей теплые стоянки или открытые площадки с устройствами для подогрева двигателей.
3.1.5. Стенды для испытания двигателей и диагностики автомобилей должны иметь систему щумоглушения, снижающую шум до норм, установленных стандартом, а также устройство для нейтрализации отработавших газов.
3.1.6. При использовании газобаллонных автомобилей, на предприятии должен быть предусмотрен специальный пост для слива или перепуска газа из баллонов автомобиля в специальные емкости. Выпуск газа в атмосферу запрещается.
3.2. Требования к подвижному составу
3.2.1. Автомобили, находящиеся в эксплуатации, по содержанию токсичных веществ в отработавших газах должны соответствовать требованиям стандартов.
3.2.2. Подвижной состав, выпускаемый из предприятия не должен иметь подтекания (утечки) топлива, смазочных материалов и жидкостей.
3.3. Требования к транспортному процессу
3.3.1. Перевозка опасных грузов должна осуществляться в соответствии с "Инструкцией по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом".
3.3.2. Грузы, которые могут загрязнять окружающую природную среду, должны перевозиться в надежной таре, препятствующей попаданию их в окружающую природную среду, или в специализированном подвижном составе.
3.3.3. При нарушении целостности тары в процессе перевозки, приводящей к потере груза и загрязнению им окружающей природной среды, перевозчик обязан незамедлительно принять меры по ликвидации этого загрязнения и сообщить об этом местным органам исполнительной власти и территориальным органам Минприроды России.
3.3.4. Вынужденный ремонт подвижного состава на линии в неустановленном месте должен выполняться так, чтобы не загрязнять проезжую часть дороги или прилегающую к ней территорию.
3.3.5. Автомобили должны осуществлять движение только по дорогам, предназначенным для автомобильного движения.
3.3.6. Запрещается:
- проводить техническое обслуживание, в том числе мойку и ремонт автомобилей, в неотведенных для этой цели местах; разжигать костры для подогрева агрегатов автомобилей, сжигания мусора (отходов) и других целей;
- подогревать двигатели автомобилей, находящихся на отстое, за счет их работы на холостом ходу;
- осуществлять движение автомобилей по травяному или другому растительному покрову, за исключением работ, выполняемых при совместных работах с сельскохозяйственными машинами на полях;
- загрязнять проезжую часть дороги и прилегающую к ней территорию как бытовым, так и производственным мусором.
4. Требования к предприятиям водного транспорта
4.1. К предприятиям водного транспорта относятся: речные и морские пароходства и судоходные компании, осуществляющие грузовые и пассажирские перевозки, буксировку судов и иных плавучих объектов; морские и речные порты; пристани; заводы, осуществляющие строительство и ремонт судов морского и речного флота и судовых механизмов; ремонтно-эксплуатационные базы.
4.2. Осуществление предприятием погрузочно-разгрузочных работ, складирования, транспортировки грузов, производится в соответствии с требованиями "Правил морской перевозки опасных грузов" (МОПОГ), "Правил безопасности труда в морских портах", "Правил перевозки в портах Минречфлота РСФСР" и "Правил безопасности труда на погрузочно-разгрузочных работах в портах и на пристанях Минречфлота РСФСР".
Взамен РД 31.82.03-87 "Правила безопасности труда в морских портах" приказом Департамента морского транспорта Минтранса РФ от 9 января 1996 г. N 2 введены в действие "Правила по охране труда в морских портах" (ПОТ РО-152-31.82.03-96)
4.3. Предприятия должны иметь стационарные (береговые) или плавучие самоходные технические средства сбора, очистки и утилизации хозяйственно-бытовых и нефтесодержащих сточных вод, моющих растворов, мусора, твердых бытовых и производственных отходов.
Сброс загрязняющих веществ в акваторию порта запрещен.
4.4. Сбор и утилизация твердых отходов, мусора с территории предприятия должны осуществляться согласно "Правилам санитарного содержания населенных мест" и "Инструкции по сбору, удалению и обезвреживанию мусора морских портов".
4.5. Предприятия должны иметь плавучие технические средства и оборудование для очистки акватории порта от плавающего мусора, нефтепродуктов и прочих загрязняющих веществ.
4.6. Судоремонтные предприятия, порты и ремонтно-эксплуатационные базы должны иметь промывочно-пропарочные зачистные станции для зачистки судов, грузовых отсеков и танков судов при постановке их на ремонт, отстой или смене перевозимого груза.
При мойке и зачистке запрещается сброс за борт остатков груза, нефтепродуктов, моющих и отработанных растворов. Слив балласта и отходов должен производиться в специальные береговые сооружения или плавсредства.
4.7. Предприятия разрабатывают и утверждают схему (порядок) сбора и утилизации всех видов отходов, которая доводится до всех подразделений предприятия и судовых команд.
4.8. Предприятия должны иметь технические средства по локализации и ликвидации аварийных разливов нефти (ЛАРН), состав и размещение которых соответствует техническим схемам по ЛАРН, согласованным в установленном порядке с территориальными органами Минприроды России.
4.9. Требования к судам и плавучим техническим средствам.
4.9.1. Сброс за борт неочищенных, хозяйственно-бытовых, нефтесодержащих сточных вод, твердых бытовых отходов и мусора запрещается.
4.9.2. Условия возможных сбросов хозяйственно-бытовых сточных вод с судов во внутренние водоемы регламентируется "Правилами по предотвращению загрязнения с судов" и "Правилами Речного Регистра РСФСР", в открытом море - "Правилами МАРПОЛ-73-78", а в морских внутренних и территориальных водах России - "Правилами санитарной охраны прибрежных вод морей и Перечнем веществ, вредных для здоровья людей или живых ресурсов моря".
4.9.3. На всех судах, за исключением малотоннажных, должны действовать сточные системы хозяйственно-бытовых и нефтесодержащих вод. Сточные системы должны быть оборудованы установкой для очистки и обеззараживания сточных вод или устройством для сбора, хранения, сепарации и последующей передачи сточных вод на специализированные суда или береговые приемные устройства, а также устройствами для сбора, обработки мусора или его сжигания.
4.9.4. Удаление с судов сточных, нефтесодержащих вод и мусора осуществляется в соответствии с "Санитарными правилами для морских судов СССР", "Санитарными правилами для речных судов СССР", Правилами МАРПОЛ-73-78.
Взамен "Санитарных правил для речных судов СССР" N 4058-85 постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 апреля 1998 г. N 16 с 1 июля 1998 г. введены в действие СанПиН 2.5.2-703-98
4.9.5. При перевозке на судах опасных грузов должны соблюдаться требования "Правил морской перевозки опасных грузов" (МОПОГ), "Правил перевозок груза Минречфлота РСФСР".
4.9.6. Уровни внешнего шума судов внутреннего и прибрежного плавания должны соответствовать требованиям ГОСТ 17.2.4.04-82.
4.9.7. Уровень шумового воздействия судов внутреннего и прибрежного плавания на население прибрежной зоны должен соответствовать требованиям ГОСТ 17.2.4.04-82.
4.9.8. При стоянках в портах и движении судов в черте населенных пунктов должны быть исключены операции, приводящие к загрязнению атмосферного воздуха из дымовых и выхлопных труб.
4.9.9. В целях снижения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от судовых двигателей, портовые причалы должны быть оборудованы специально выделенными электроколонками для энергообеспечения судов на период их стоянок в портах.
4.9.10. Бункеровочные станции, транспортные и технические плавсредства должны быть оборудованы устройствами для закрытой бункеровки горюче-смазочных материалов.
5. Требования к предприятиям воздушного транспорта
5.1. К предприятиям воздушного транспорта относятся: аэродромы (вертодромы) гражданской авиации, предназначенные для воздушных судов; авиакомпании, выполняющие пассажирские и грузовые перевозки; заводы по ремонту воздушных судов и их агрегатов, авиационно-технические базы (АТБ).
5.2. При строительстве предприятий (аэродромов, вертодромов) необходимо принимать меры по охране природной среды. Технические решения должны предусматривать недопущение причинения ущерба окружающей среде и обеспечивать сохранение устойчивого состояния природного баланса (СНиП 2.05.08-85).
Взамен СНиП 2.05.08-85 постановлением Минстроя РФ от 30 апреля 1996 г. N 18-28 с 1 января 1997 г. введены в действие СНиП 32-03-96
Не допускается повреждение дерново-растительного покрова, выполнение планировочных, дренажно-осушительных работ за пределами территорий, отведенных для строительства аэродрома. Все повреждения, нанесенные природной среде в зонах временного отвода под строительство временных сооружений и дорог, проезда строительного транспорта, стоянки машин, складирования материалов и т.п. следует устранить к моменту сдачи аэродрома в эксплуатацию.
5.3. Мотороиспытательные станции должны быть оборудованы устройствами для нейтрализации отработавших газов и системой шумоглушения, обеспечивающей соблюдение установленных норм.
5.4. Площадки для мойки и антиобледенительной обработки воздушных судов спецжидкостями, склады топливосмазочных материалов и пункты заправки спецавтотранспорта топливом должны быть оборудованы системой отвода сточных вод и их очистки.
5.5. На территории предприятий воздушного транспорта должны быть оборудованы дегазационно-обмывочные пункты. При этом должен быть организован сбор, очистка и обезвреживание загрязненной воды.
5.6. При наличии на территории аэродрома радиолокаторных станций и других "радиотехнических средств должны быть предусмотрены мероприятия по защите местного населения от воздействия сверхвысоких радиочастот.
5.7. Предприятие на каждый объект излучений сверхвысоких радиочастот должно иметь санитарный паспорт в соответствии с требованиями санитарных норм, включающий данные о технических параметрах, режиме работы объекта, ситуационный план его расположения, размеры санитарно-защитной зоны и зон ограничения застройки, а также сравнительную оценку соблюдения нормативов ПДУ.
5.8. Максимальные уровни авиационного шума на вновь проектируемых территориях жилой застройки вблизи существующих предприятий воздушного транспорта, а также на территориях жилой застройки городов и поселков городского типа вокруг вновь проектируемых предприятий, не должны превышать норм, установленных ГОСТ 17228-87, ГОСТ 24647-81, ГОСТ 22283-88. На существующих территориях в окрестностях действующих предприятий максимальные уровни авиационного шума не должны превышать значений, временно согласованных с местными органами власти. При этом предприятие обязано иметь план мероприятий по снижению шума до установленных стандартом требований.
5.9. Предприятие должно иметь акустический паспорт, разработанный в соответствии с Рекомендациями по составлению акустических паспортов аэропортов гражданской авиации и содержащий зоны ограничения жилой застройки для существующих и перспективных условий эксплуатации предприятий, методы снижения и контроля авиационного шума, сравнительную оценку акустических характеристик эксплуатируемых воздушных судов и требований соответствующих стандартов.
6. Требования к предприятиям дорожного хозяйства
6.1. К предприятиям дорожного хозяйства относятся: дорожные ремонтно-строительные управления (ДРСУ), осуществляющие строительство и ремонт дорог, обслуживание и ремонт дорожно-строительной техники; асфальто-бетонные заводы (АБЗ); карьероуправления; мостостроительные управления (МСО); битумные базы; дробильно-сортировочные заводы; заводы и полигоны мостовых железобетонных конструкций; заводы по ремонту дорожной техники.
6.2. Технологическое оборудование для производства асфальтобетонных и других видов смесей должно иметь системы очистки отходящих газов, обеспечивающие соблюдение установленных ПДК в атмосферном воздухе. Пылегазоочистные системы должны обеспечивать бесперебойную работу в условиях переменного режима при изменении влажности и подачи исходных материалов, смене составов выпускаемых смесей, остановке и пуске оборудования. Эффективность очистки должна систематически проверяться.
6.3. Хранение цемента, минерального порошка, извести, других материалов следует осуществлять в закрытых емкостях складов. Склады должны быть полностью механизированы. Бункеры, силосы, транспортеры и питатели должны быть герметизированы и оборудованы пылеотсасывающими устройствами. Пылящие материалы следует перемещать средствами механического или пневматического транспорта.
При ручных работах с этими материалами, допускаемых в порядке исключения, должны быть предусмотрены мероприятия против распыления.
6.4. Хранение органических вяжущих веществ (битума, гудрона, дегтя и т.д.) следует осуществлять в крытых битумохранилищах с надежным отводом поверхностных вод или в специальных обогреваемых цистернах. Хранение органических вяжущих веществ в открытых ямах и емкостях запрещается.
Разогрев вяжущих веществ в битумохранилищах должен производиться электронагревателями или с помощью пароподогрева.
6.5. Выгрузку, складирование и внутризаводское транспортирование пылевидных материалов необходимо производить механизированно. При ручных работах с этими материалами, допускаемых в порядке исключения, должны быть предусмотрены мероприятия против распыления.
6.6. Каменные материалы в карьерах и на камнедробильных заводах должны очищаться от пылевидных частиц в установках для обогащения материалов. Для изоляции мест пылеобразования дробильно-сортировочное оборудование снабжается системами пылеочистки. Транспортные средства для каменных материалов (транспортеры, питатели, элеваторы и т.д.) должны быть оборудованы укрытиями.
6.7. При хранении каменных материалов должны быть предусмотрены мероприятия по предотвращению размыва их дождевыми и талыми водами и выноса материалов в водотоки. Складирование и хранение каменных материалов в прибрежных зонах рыбхозяйственных водоемов разрешается только при согласовании с органами рыбоохраны. Для уменьшения пылеобразования на складах каменных материалов необходимо предусматривать пылеподавление увлажнением.
Заместитель Министра транспорта |
В.Ф. Березин |
Согласовано
Заместитель Министра охраны окружающей среды |
В.Ф. Костин |
18 мая 1994 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определяются основные требования по организации и осуществлению природоохранительной деятельности на предприятиях транспортно-дорожного комплекса - автомобильного, водного и воздушного транспорта, дорожного хозяйства, а также предприятиях, обслуживающих эти виды транспорта.
Требования данного документа распространяются на вновь организуемые, реконструируемые и на действующие предприятия независимо от форм собственности, осуществляющие коммерческую или иную деятельность в области перевозок грузов и пассажиров, технического обслуживания и ремонта техники, а также дорожного хозяйства на территории РФ. Исключение составляют предприятия, не имеющие собственной производственно-технической базы и заключившие договоры на выполнение работ, при которых выделяются загрязняющие окружающую среду вещества, с другими предприятиями, имеющими соответствующие лицензии на проведение таких работ. Документ является руководящим для отделений Российской транспортной инспекции Минтранса России при выдаче лицензии предприятиям ТДК на право осуществления коммерческой деятельности.
Руководящий документ РД введен в действие с 1 января 1995 г.
РД 152-001-94 "Экологические требования к предприятиям транспортно-дорожного комплекса" (утв. Министерством транспорта РФ 20 мая 1994 г.)
Текст документа приводится по изданию "Технорматив", Москва, 2007 г.
Настоящий документ является отраслевым нормативным документом Минтранса России и определяет основные требования по организации и осуществлению прироохранительной деятельности на предприятиях транспортно-дорожного комплекса (ТДК) - автомобильного, водного и воздушного транспорта, дорожного хозяйства, а также предприятиях, обслуживающих эти виды транспорта
Исполнители:
- от НИИАТ: Рошаль Л.Я., Донченко В.В., Манусаджянц Ж.Г., Самойлова Л.Г.
- от Минтранса России: Плечов А.Л., Хатунцев В.П.
- от Минприроды России: Резчиков В.В., Пожидаев А.Е.