г. Владивосток |
|
02 декабря 2011 г. |
Дело N А51-9986/2011 |
Резолютивная часть постановления оглашена 30 ноября 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 декабря 2011 годаа.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Т.А. Аппаковой
судей И.Л. Яковенко, Н.А. Скрипки
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.А. Хоменко
при участии:
от истца: Свиридов Е.С., доверенность от 29.11.2011 со специальными полномочиями, от третьего лица: Свиридов Е.С., доверенность N 01-06/69 от 28.11.2011 со специальными полномочиями,
от ответчика: не явились, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента градостроительства Приморского края
апелляционное производство N 05АП-7584/2011
на решение от 19.09.2011
судьи А.К. Калягина
по делу N А51-9986/2011 Арбитражного суда Приморского края
по иску Департамента градостроительства Приморского края
к Обществу с ограниченной ответственностью "В-Лазер Гипермаркет"
третье лицо Казенное предприятие Приморского края "Единая дирекция по строительству объектов на территории Приморского края"
о понуждении к заключению соглашения об установлении сервитута
УСТАНОВИЛ:
Департамент градостроительства Приморского края (далее по тексту - Департамент) обратился в Арбитражный суд Приморского края с иском о понуждении Общества с ограниченной ответственностью "В-Лазер Гипермаркет" к заключению с истцом и с Казенным предприятием Приморского края "Единая дирекция по строительству объектов на территории Приморского края" соглашения об установлении сервитута в отношении части земельного участка площадью 224 кв.м., входящего в границы земельного участка с кадастровым номером 25:28:040002:147, принадлежащего ответчику на праве собственности, местоположение: ориентир: здание склада, лит. А, адрес ориентира: Приморский край, г. Владивосток, ул. Волжская, д. 1в, ориентир находится в границах участка, на срок до 01.01.2012 в интересах Департамента градостроительства Приморского края и казенного предприятия Приморского края "Единая дирекция по строительству объектов на территории Приморского края", в целях строительства линейного сооружения "Реконструкция и развитие системы водоснабжения и канализации в г. Владивостоке (объекты канализации. Реконструкция центральной системы канализации г. Владивостока)", прохода, проезда через земельный участок, провоза через него строительных и иных необходимых материалов, строительства временных или вспомогательных сооружений, складирования строительных и иных материалов для строительства объекта, с платой за установленный сервитут, составляющей 3 % кадастровой стоимости указанной части земельного участка, расчет платы за сервитут производится в соответствии со сроком действия сервитута, оплата за сервитут производится безналичным путем на счет ООО "В-Лазер Гипермаркет".
Определением от 22.07.2011 Арбитражный суд Приморского края в соответствии со ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца Казенное предприятие Приморского края "Единая дирекция по строительству объектов на территории Приморского края".
Решением от 19.09.2011 Арбитражный суд Приморского края в удовлетворении заявленных исковых требований отказал.
Не согласившись с вынесенным решением, истец обратился в апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить в связи с нарушением судом первой инстанции норм материального и процессуального права, принять по делу новый судебный акт.
Ссылаясь на ст. 173 ГК РФ, истец полагает, что суд первой инстанции, разрешая спор об урегулировании разногласий по договору, должен был оценить редакцию, предложенную истцом, самостоятельно определить условия соглашения, по которым у сторон возник спор, и изложить принятую судом редакцию в резолютивной части решения.
Считает недоказанным факт невозможности использования спорного земельного участка, поскольку расположенный на земельном участке склад является руинированным объектом, обратил внимание на то, что на земельном участке имеется охранная зона инженерных сетей.
По мнению заявителя, Департамент является надлежащим истцом, поскольку в силу Федерального закона от 08.05.2009 N 93-ФЗ "Об организации проведения встречи глав государств и правительств стран - участников форму "Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество" в 2012 году, о развитии города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" наделен полномочиями в отношении необходимых для проведения саммита объектов, является государственным заказчиком, подготавливает проекты соглашений и заключают такие соглашения.
Ответчик письменный отзыв на апелляционную жалобу не представил, явку представителя в суд не обеспечил. Поскольку в материалах дела имеются доказательства его надлежащего извещения о времени и месте судебного заседания, дело слушается в отсутствие указанного лица по правилам ст. 156 АПК РФ.
Представитель истца огласил доводы апелляционной жалобы, которые совпадают с текстом апелляционной жалобы, имеющейся в материалах дела. Решение Арбитражного суда Приморского края просит отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Представитель третьего лица поддерживает доводы апелляционной жалобы.
Исследовав доказательства по делу, оценив доводы представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу следующих обстоятельств.
Как следует из материалов дела, ответчику на праве собственности в целях дальнейшей эксплуатации объектов недвижимости принадлежит земельный участок с кадастровым номером 25:28:040002:147, площадью 3 958 кв.м., местоположение земельного участка установлено относительно ориентира: здание склада, Лит. А., адрес ориентира: Приморский край, г. Владивосток, ул. Волжская, д. 1в, ориентир находится в границах участка, что подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 31.05.2011 N 01/117/2011-255, кадастровым паспортом земельного участка N 25/00-11-10862 от 16.02.2011, свидетельством о государственной регистрации права от 19.05.2008 серии 25-АБ N 008063.
Распоряжением Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края N 85 от 01.02.2010 (с учетом изменений, внесенных распоряжением Департамента от 27.04.2011 N 1134) в интересах казенного предприятия Приморского края "Единая дирекция по строительству объектов на территории Приморского края" установлен сервитут в отношении части земельного участка ответчика площадью 224 кв.м. в целях размещения объекта "реконструкция и развитие системы водоснабжения и канализации в г. Владивостоке (объекты канализации, реконструкция центральной системы канализации в г. Владивостоке)".
Для заключения соглашения об установлении названного сервитута истец направил ответчику для подписания проект соглашения об установлении сервитута земельного участка (срочного), но данное соглашение ответчиком на момент рассмотрения настоящего дела не подписано.
Предложенный истцом к заключению ответчику проект спорного соглашения в п. 4.1 содержит условие о том, что размер платы за сервитут по соглашению составляет 0 рублей.
Ссылаясь на отказ ответчика от подписания указанного соглашения, истец обратился в Арбитражный суд Приморского края с иском о понуждении ответчика к заключению с истцом и третьим лицом соглашения об установлении сервитута в отношении части земельного участка площадью 224 кв.м., входящего в границы земельного участка с кадастровым номером 25:28:040002:147, с условием оплаты за сервитут в размере 3% кадастровой стоимости указанной части земельного участка в соответствии со сроком действия сервитута.
В соответствии с п. 1 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ, законом или добровольно принятым обязательством.
Согласно п. 4 ст. 445 ГК РФ, если сторона, для которой в соответствии с ГК РФ или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
При этом в силу п. 1 ст. 422 ГК РФ (далее - ГК РФ), договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 08.05.2009 N 93-ФЗ "Об организации проведения встречи глав государств и правительств стран - участников форума "Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество" в 2012 году, о развитии города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 1 января 2012 года на территории Приморского края допускается установление сервитутов в отношении земельных участков, предназначенных для размещения и (или) эксплуатации необходимых для проведения саммита объектов (далее - сервитут), в целях, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, с учетом установленных настоящей статьей особенностей.
Сервитут может быть установлен, в том числе в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации линейных сооружений (в том числе линий электропередачи, линий и сооружений связи, трубопроводов, водопроводов, коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, стационарно установленных канатных дорог); для прохода, проезда через земельный участок, провоза через него строительных и иных материалов для строительства и (или) эксплуатации необходимых для проведения саммита объектов; строительства временных или вспомогательных сооружений (в том числе ограждений, бытовок, навесов), складирования строительных и иных материалов для строительства и (или) эксплуатации необходимых для проведения саммита объектов (ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 08.05.2009 N 93-ФЗ).
В силу ч. ч. 5, 6 ст. 8 указанного закона соглашения об установлении сервитутов заключаются лицами, в интересах которых устанавливаются сервитуты. К указанным лицам относятся организации, осуществляющие строительство и (или) эксплуатацию необходимых для проведения саммита объектов. Соглашения об установлении сервитутов заключаются между лицами, в интересах которых устанавливаются сервитуты, и собственниками земельных участков. В случае, если земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и предоставлены в пользование, во владение или в аренду, такие соглашения заключаются землепользователями, землевладельцами или арендаторами земельных участков, в отношении которых устанавливаются сервитуты.
Согласно ч. 10 ст. 8 указанного Федерального закона соглашение об установлении сервитута заключается на основании решения о его установлении.
В силу ч. ч. 11, 12 данной статьи решение об установлении сервитута принимается на основании заявления организации, осуществляющей строительство и (или) эксплуатацию необходимых для проведения саммита объектов:
1) уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в целях строительства и (или) эксплуатации необходимых для проведения саммита объектов федерального значения;
2) уполномоченными органами исполнительной власти Приморского края в целях строительства и (или) эксплуатации необходимых для проведения саммита объектов краевого значения;
3) органом местного самоуправления Владивостокского городского округа в целях строительства и (или) эксплуатации необходимых для проведения саммита объектов муниципального значения.
В соответствии с п. 1.1. Постановления Администрации Приморского края от 23.10.2009 N 291-па "Об органах исполнительной власти Приморского края, уполномоченных на осуществление отдельных полномочий при реализации Федерального закона от 8 мая 2009 г. N 93-ФЗ "Об организации проведения встречи глав государств и правительств стран - участников форума "Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество" в 2012 году, о развитии города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Департаменту земельных ресурсов и землеустройства Приморского края предоставлены полномочия по принятию решений об установлении сервитутов в целях строительства и (или) эксплуатации необходимых для проведения саммита объектов в отношении земельных участков, предназначенных для размещения и (или) эксплуатации необходимых для проведения саммита объектов.
Распоряжением Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края N 85 от 01.02.2010 (с учетом изменений, внесенных распоряжением Департамента от 27.04.2011 N 1134) в интересах казенного предприятия Приморского края "Единая дирекция по строительству объектов на территории Приморского края" установлен сервитут в отношении части земельного участка ответчика площадью 224 кв.м. в целях размещения объекта "реконструкция и развитие системы водоснабжения и канализации в г. Владивостоке (объекты канализации, реконструкция центральной системы канализации в г. Владивостоке)".
После принятия решения об установлении сервитута лица, в интересах которых устанавливается сервитут, осуществляют подготовку проекта соглашения о его установлении и направляют этот проект лицам, указанным в части 6 настоящей статьи, то есть в данном случае собственнику земельного участка (ч. 19 ст. 8 Федерального закона от 08.05.2009 N 93-ФЗ).
В случае, если соглашение об установлении сервитута не заключено по истечении тридцати дней со дня получения собственником проекта этого соглашения, лица, в интересах которых устанавливается сервитут, вправе обратиться в суд с иском о понуждении заключить это соглашение (ч. 20 ст. 8 Федерального закона от 08.05.2009 N 93-ФЗ).
Поскольку Департамент в данном случае не является в силу ч. ч. 5, 6 ст. 8 Федерального закона от 08.05.2009 N 93-ФЗ лицом, в интересах которого устанавливается сервитут, так как не является организацией, осуществляющей строительство и (или) эксплуатацию необходимых для проведения саммита объектов, таким лицом согласно Распоряжению Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края N 85 от 01.02.2010 (с учетом изменений, внесенных распоряжением Департамента от 27.04.2011 N 1134) является казенное предприятие Приморского края "Единая дирекция по строительству объектов на территории Приморского края", суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Департамент является ненадлежащим истцом по настоящему иску.
Признается несостоятельной ссылка истца на Федеральный закон от 08.05.2009 N 93-ФЗ, Постановление Администрации Приморского края от 23.10.2009 N 291-па, поскольку данными нормативными актами полномочия по принятию решений об установлении сервитутов в целях строительства и (или) эксплуатации необходимых для проведения саммита объектов в отношении земельных участков, предназначенных для размещения и (или) эксплуатации необходимых для проведения саммита объектов, предоставлены Департаменту земельных ресурсов и землеустройства Приморского края (впоследствии переименованному в Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края), но не истцу.
Более того, по смыслу ч. 20 ст. 8 Федерального закона от 08.05.2009 N 93-ФЗ лицо, в интересах которого устанавливается сервитут, вправе обратиться в суд с иском о понуждении заключить именно то соглашение, которое направлялось собственнику земельного участка.
На основании изложенного являются необоснованными доводы заявителя о том, что суд должен самостоятельно определить условия соглашения, по которым имеются разногласия у сторон.
Из материалов дела следует, что в адрес ответчика направлялся проект соглашения об установлении сервитута, содержащий условие о том, что размер платы за сервитут по соглашению составляет 0 руб., в то время как истец обратился с иском о понуждении ответчика заключить соглашение с условием оплаты за сервитут в размере 3% кадастровой стоимости соответствующей части земельного участка.
Иные доводы, изложенные заявителем в жалобе, судом отклоняются как не имеющие правового значения.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 19.09.2011 по делу N А51-9986/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Т.А. Аппакова |
Судьи |
И.Л. Яковенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-9986/2011
Истец: Департамент градостроительства Приморского края
Ответчик: ООО "В-Лазер Гипермаркет"
Третье лицо: Казенное предприятие Приморского края "Единая дирекция по строительству объектов на территории Приморского края"
Хронология рассмотрения дела:
02.12.2011 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-7584/11