2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 7057-2001 Тракторы сельскохозяйственные. Методы испытаний
ГОСТ 7601-78 Физическая оптика. Термины, буквенные обозначения и определения основных величин
ГОСТ 18509-88 Дизели тракторные и комбайновые. Методы стендовых испытаний
ГОСТ 23734-98 Тракторы промышленные. Методы испытаний
3 Определения
В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 дымность: Показатель, характеризующий степень поглощения светового потока, просвечивающего имеющий определенную длину столб отработавших газов.
3.2 муфта сцепления: Фрикционный элемент трансмиссии, осуществляющий отсоединение трансмиссии от дизеля и плавное их соединение.
3.3 установившийся режим: Режим работы дизеля, на котором значение крутящего момента не изменяется более чем на 1%, частоты вращения - более чем на 10 мин(-1), а температуры охлаждающей жидкости (у дизелей жидкостного охлаждения) и моторного масла - более чем на 2°С относительно средних значений.
3.4 режим свободного ускорения: Увеличение частоты вращения коленчатого вала дизеля от минимальной устойчивой до максимальной холостого хода.
3.5 места с неограниченным воздухообменом: Поля, луга, сады, огороды, леса (в том числе лесополосы), территории населенных пунктов (независимо от числа жителей) и т. п.
3.6 места с ограниченным воздухообменом: Закрытые или полузакрытые места, например помещения для содержания животных и птиц, теплицы, внутрицеховые и складские помещения, котлованы и т. п.
3.7 коэффициент ослабления светового потока: Выраженное в процентах ослабление потока света, вызванное его поглощением и рассеиванием отработавшими газами, проходящими через дымомер.
Нулевое ослабление соответствует наполнению мерного объема дымомера чистым воздухом, 100%-ное ослабление - абсолютно светонепроницаемой средой.
3.8 натуральный показатель ослабления: По ГОСТ 7601.
3.9 эффективная база дымомера: Длина столба эталонного газа, эквивалентного по ослаблению светового потока столбу отработавших газов, заполняющих рабочую трубу дымомера в условиях измерения.
4 Обозначения и сокращения
D_в - внутренний диаметр выпускного трубопровода стенда или выпускной трубы трактора и машины или удлинительного патрубка (на прямолинейном участке в месте отбора проб), мм.
В_окр - атмосферное давление, кПа.
Т_окр - температура окружающего воздуха, К.
Q_в - условный объемный расход воздуха через цилиндры дизеля, дм3/с.
i - число цилиндров дизеля.
V_h - рабочий объем цилиндра, дм3.
n - частота вращения коленчатого вала дизеля, мин(-1).
тау - тактность дизеля.
К - натуральный показатель ослабления светового потока по основной шкале дымомера, м(-1).
N - коэффициент ослабления светового потока по вспомогательной шкале дымомера с эффективной базой, равной 0,43 м, %.
L - эффективная база дымомера, м.
N_L - коэффициент ослабления светового потока по вспомогательной шкале дымомера с эффективной базой, равной L, %.
ВОМ - вал отбора мощности.
5 Нормы дымности
5.1 Значения дымности на установившихся режимах вновь изготовленных и капитально отремонтированных на ремонтных заводах дизелей, тракторов и машин не должны быть более норм, приведенных в таблице 1.
5.2 Значения дымности на режиме свободного ускорения вновь изготовленных и капитально отремонтированных на ремонтных заводах дизелей, тракторов и машин, имеющих наработку не менее 55 моточасов, не должны быть более норм, приведенных в таблице 2, если дизели, тракторы и машины предназначены для работы в местах с неограниченным воздухообменом, и в таблице 3, если дизели, тракторы и машины предназначены для работы в местах с ограниченным воздухообменом.
5.3 Значения дымности на режиме свободного ускорения вновь изготовленных и капитально отремонтированных на ремонтных заводах дизелей, тракторов и машин, имеющих наработку менее 10 моточасов, не должны быть более норм, приведенных в таблице 4, если дизели, тракторы и машины предназначены для работы в местах с неограниченным воздухообменом, и в таблице 2, если тракторы и машины предназначены для работы в местах с ограниченным воздухообменом.
5.4 Значения дымности на режиме свободного ускорения находящихся в эксплуатации тракторов и машин не должны быть более норм, приведенных в таблице 4, если тракторы и машины работают в местах с неограниченным воздухообменом, и в таблице 2, если тракторы и машины работают в местах с ограниченным воздухообменом.
5.5 Нормы дымности дизелей, тракторов и машин конкретных марок устанавливают в зависимости от условного расхода воздуха.
Таблица 1
Условный расход воздуха, дм3/c |
Дымность, м(-1) (%), не более, при воздухообмене |
Условный расход воздуха, дм3/с |
Дымность, м(-1) (%), не более, при воздухообмене |
||
неограниченном |
ограниченном |
неограниченном |
ограниченном |
||
42 и менее |
2,260(62,2) |
1,760(53,1) |
125 |
1,345(43,9) |
0,845(30,5) |
45 |
2,190(61,0) |
1,690(51,6) |
130 |
1,320(43,3) |
0,820(29,7) |
50 |
2,080(59,1) |
1,580(49,3) |
135 |
1,300(42,8) |
0,800(29,1) |
55 |
1,985(57,4) |
1,485(47,2) |
140 |
1,270(42,1) |
0,770(28,2) |
60 |
1,900(55,8) |
1,400(45,2) |
145 |
1,250(41,6) |
0,750(27,6) |
65 |
1,840(54,7) |
1,340(43,8) |
150 |
1,225(40,9) |
0,725(26,8) |
70 |
1,775(53,4) |
1,275(42,2) |
155 |
1,205(40,4) |
0,705(26,2) |
75 |
1,720(52,3) |
1,220(40,8) |
160 |
1,190(40,1) |
0,690(25,7) |
80 |
1,665(51,1) |
1,165(39,4) |
165 |
1,170(39,5) |
0,670(25,0) |
85 |
1,620(50,2) |
1,120(38,2) |
170 |
1,155(39,1) |
0,655(24,5) |
90 |
1,575(49,2) |
1,075(37,0) |
175 |
1,140(38,7) |
0,640(24,1) |
95 |
1,535(48,3) |
1,035(35,9) |
180 |
1,125(38,4) |
0,625(23,6) |
100 |
1,495(47,4) |
0,995(34,8) |
185 |
1,110(38,0) |
0,610(23,1) |
105 |
1,465(46,7) |
0,965(33,8) |
190 |
1,095(37,6) |
0,595(22,6) |
110 |
1,425(45,8) |
0,925(32,8) |
195 |
1,080(37,1) |
0,580(22,1) |
115 |
1,395(45,1) |
0,895(31,9) |
200 и более |
1,065(36,7) |
0,565(21,6) |
120 |
1,370(44,5) |
0,870(31,2) |
|
|
|
Примечание - Промежуточные значения, приведенные в таблицах 1-4, определяют линейным интерполированием. |
Таблица 2
Условный расход воздуха, дм3/с |
Дымность, м(-1) (%), не более |
|||
дизелей, а также тракторов и машин, имеющих муфту сцепления |
тракторов и машин, не имеющих муфты сцепления |
|||
без турбонаддува |
с турбонаддувом |
без трубонаддува# |
с турбонаддувом |
|
42 и менее |
2,260(62,2) |
2,760(69,5) |
2,560(66,7) |
3,060(73,1) |
45 |
2,190(61,0) |
2,690(68,5) |
2,490(65,7) |
2,990(72,4) |
50 |
2,080(59,1) |
2,580(67,0) |
2,380(63,3) |
2,880(71,0) |
55 |
1,985(57,4) |
2,485(65,6) |
2,285(62,6) |
2,785(69,8) |
60 |
1,900(55,8) |
2,400(64,4) |
2,200(61,1) |
2,700(68,9) |
65 |
1,840(54,7) |
2,340(63,4) |
2,140(60,2) |
2,640(67,9) |
70 |
1,775(53,4) |
2,275(62,4) |
2,075(59,0) |
2,575(67,0) |
75 |
1,720(52,3) |
2,220(61,5) |
2,020(58,0) |
2,520(66,2) |
80 |
1,665(51,1) |
2,165(60,6) |
1,965(57,0) |
2,465(64,4) |
85 |
1,620(50,2) |
2,120(59,8) |
1,920(56,2) |
2,420(64,6) |
90 |
1,575(49,2) |
2,075(59,0) |
1,875(55,3) |
2,375(63,9) |
95 |
1,535(48,3) |
2,035(58,3) |
1,835(54,5) |
2,335(63,4) |
100 |
1,495(47,4) |
1,995(57,6) |
1,795(53,8) |
2,295(62,7) |
105 |
1,465(46,7) |
1,965(57,0) |
1,765(53,2) |
2,265(62,3) |
110 |
1,425(45,8) |
1,925(56,3) |
1,725(52,3) |
2,225(61,6) |
115 |
1,395(45,1) |
1,895(55,8) |
1,695(51,8) |
2,195(61,1) |
120 |
1,370(44,5) |
1,870(55,3) |
1,670(51,2) |
2,170(60,7) |
125 |
1,345(43,9) |
1,845(54,8) |
1,645(50,7) |
2,145(60,2) |
130 |
1,320(43,3) |
1,820(54,3) |
1,620(50,1) |
2,120(59,8) |
135 |
1,300(42,8) |
1,800(53,8) |
1,600(49,7) |
2,100(59,5) |
140 |
1,270(42,1) |
1,770(53,3) |
1,570(49,1) |
2,070(58,9) |
145 |
1,250(41,6) |
1,750(52,9) |
1,550(48,6) |
2,050(58,6) |
150 |
1,225(40,9) |
1,725(52,4) |
1,525(48,1) |
2,025(58,1) |
155 |
1,205(40,4) |
1,705(52,0) |
1,505(47,6) |
2,005(57,8) |
160 |
1,190(40,1) |
1,690(51,6) |
1,490(47,3) |
1,990(57,5) |
165 |
1,170(39,5) |
1,670(51,2) |
1,470(46,9) |
1,970(57,1) |
170 |
1,155(39,1) |
1,655(50,9) |
1,455(46,5) |
1,955(56,9) |
175 |
1,140(38,7) |
1,640(50,6) |
1,440(46,2) |
1,940(56,6) |
180 |
1,125(38,4) |
1,625(50,3) |
1,425(45,8) |
1,925(56,3) |
185 |
1,110(38,0) |
1,610(50,0) |
1,410(45,5) |
1,910(56,0) |
190 |
1,095(37,6) |
1,595(49,6) |
1,395(45,1) |
1,895(55,7) |
195 |
1,080(37,1) |
1,580(49,3) |
1,380(44,8) |
1,880(55,4) |
200 и более |
1,065(36,7) |
1,565(49,0) |
1,365(44,4) |
1,865(55,2) |
Таблица 3
Условный расход воздуха, дм3/с |
Дымность, м(-1) (%), не более |
|||
дизелей, а также тракторов и машин, имеющих муфту сцепления |
тракторов и машин, не имеющих муфты сцепления |
|||
без турбонаддува |
с турбонаддувом |
без турбонаддува |
с турбонаддувом |
|
42 и менее |
1,760(53,1) |
2,260(62,2) |
2,060(58,8) |
2,560(66,7) |
45 |
1,690(51,6) |
2,190(61,0) |
1,990(56,9) |
2,490(65,7) |
50 |
1,580(49,3) |
2,080(59,1) |
1,880(55,4) |
2,380(63,3) |
55 |
1,485(47,2) |
1,985(57,4) |
1,785(53,6) |
2,285(62,6) |
60 |
1,400(45,2) |
1,900(55,8) |
1,700(51,8) |
2,200(61,1) |
65 |
1,340(43,8) |
1,840(54,7) |
1,640(50,6) |
2,140(60,2) |
70 |
1,275(42,2) |
1,775(53,4) |
1,575(49,2) |
2,075(59,0) |
75 |
1,220(40,8) |
1,720(52,3) |
1,520(48,0) |
2,020(58,0) |
80 |
1,165(39,4) |
1,665(51,1) |
1,465(46,7) |
1,965(57,0) |
85 |
1,120(38,2) |
1,620(50,2) |
1,420(45,7) |
1,920(56,2) |
90 |
1,075(37,0) |
1,575(49,2) |
1,375(44,6) |
1,875(55,3) |
95 |
1,035(35,9) |
1,535(48,3) |
1,335(43,6) |
1,835(54,5) |
100 |
0,995(34,8) |
1,495(47,4) |
1,295(42,8) |
1,795(53,8) |
105 |
0,965(34,0) |
1,465(46,7) |
1,265(42,0) |
1,765(53,2) |
110 |
0,925(32,8) |
1,425(45,8) |
1,225(40,9) |
1,725(52,3) |
115 |
0,895(31,9) |
1,395(45,1) |
1,195(40,2) |
1,695(51,8) |
120 |
0,870(31,2) |
1,370(44,5) |
1,170(39,5) |
1,670(51,2) |
125 |
0,845(30,5) |
1,345(43,9) |
1,145(38,9) |
1,645(50,7) |
130 |
0,820(29,7) |
1,320(43,3) |
1,120(38,2) |
1,620(50,1) |
135 |
0,800(29,1) |
1,300(42,8) |
1,100(37,7) |
1,600(49,7) |
140 |
0,770(28,2) |
1,270(42,1) |
1,070(36,8) |
1,570(49,1) |
145 |
0,750(27,6) |
1,250(41,6) |
1,050(36,3) |
1,550(48,6) |
150 |
0,725(26,8) |
1,225(40,9) |
1,025(35,6) |
1,525(48,1) |
155 |
0,705(26,2) |
1,205(40,4) |
1,005(35,1) |
1,505(47,6) |
160 |
0,690(25,7) |
1,190(40,1) |
0,990(34,7) |
1,490(47,3) |
165 |
0,670(25,0) |
1,170(39,5) |
0,970(34,1) |
1,470(46,9) |
170 |
0,655(24,5) |
1,155(39,1) |
0,955(33,6) |
1,455(46,5) |
175 |
0,640(24,1) |
1,140(38,7) |
0,940(33,2) |
1,440(46,2) |
180 |
0,625(23,6) |
1,125(38,4) |
0,925(32,8) |
1,425(45,8) |
185 |
0,610(23,1) |
1,110(38,0) |
0,910(32,4) |
1,410(45,5) |
190 |
0,595(22,6) |
1,095(37,6) |
0,895(31,9) |
1,395(45,1) |
195 |
0,580(22,1) |
1,080(37,1) |
0,880(31,5) |
1,380(44,8) |
200 и более |
0,565(21,6) |
1,065(36,7) |
0,865(31,1) |
1,365(44,4) |
Таблица 4
Условный расход воздуха, дм3/с |
Дымность, м(-1) (%), не более |
|||
дизелей, а также тракторов и машин, имеющих муфту сцепления |
тракторов и машин, не имеющих муфты сцепления |
|||
без турбонаддува |
с турбонаддувом |
без турбонаддува |
с турбонаддувом |
|
42 и менее |
2,760(69,5) |
3,260(75,4) |
3,060(73,1) |
3,560(78,4) |
45 |
2,690(68,5) |
3,190(74,6) |
2,990(72,4) |
3,490(77,7) |
50 |
2,580(67,0) |
3,080(73,4) |
2,880(71,0) |
3,380(76,6) |
55 |
2,485(65,6) |
2,985(72,3) |
2,785(69,8) |
3,285(75,6) |
60 |
2,400(64,4) |
2,900(71,3) |
2,700(68,9) |
3,200(74,7) |
65 |
2,340(63,4) |
2,840(70,5) |
2,640(67,9) |
3,140(74,1) |
70 |
2,275(62,4) |
2,775(69,6) |
2,575(67,0) |
3,075(73,3) |
75 |
2,220(61,5) |
2,720(69,0) |
2,520(66,2) |
3,020(72,7) |
80 |
2,165(60,6) |
2,665(68,2) |
2,465(65,4) |
2,965(72,1) |
85 |
2,120(59,8) |
2,620(67,6) |
2,420(64,6) |
2,920(71,5) |
90 |
2,075(59,0) |
2,575(67,0) |
2,375(63,9) |
2,875(71,0) |
95 |
2,035(58,3) |
2,535(66,4) |
2,335(63,4) |
2,835(70,4) |
100 |
1,995(57,6) |
2,495(65,8) |
2,295(62,7) |
2,795(69,9) |
105 |
1,965(57,0) |
2,465(65,4) |
2,265(62,3) |
2,765(69,5) |
110 |
1,925(56,3) |
2,425(64,8) |
2,225(61,6) |
2,725(69,0) |
115 |
1,895(55,8) |
2,395(64,3) |
2,195(61,1) |
2,695(68,6) |
120 |
1,870(55,3) |
2,370(63,9) |
2,170(60,7) |
2,670(68,2) |
125 |
1,845(54,8) |
2,345(63,5) |
2,145(60,2) |
2,645(67,9) |
130 |
1,820(54,3) |
2,320(63,1) |
2,120(59,8) |
2,620(67,5) |
135 |
1,800(53,9) |
2,300(62,8) |
2,100(59,5) |
2,600(67,2) |
140 |
1,770(53,3) |
2,270(62,3) |
2,070(58,9) |
2,570(66,9) |
145 |
1,750(52,9) |
2,250(62,0) |
2,050(58,6) |
2,550(66,6) |
150 |
1,725(52,4) |
2,225(61,6) |
2,025(58,1) |
2,525(66,4) |
155 |
1,705(52,0) |
2,205(61,3) |
2,005(57,8) |
2,505(66,2) |
160 |
1,690(51,6) |
2,190(61,0) |
1,990(57,5) |
2,490(65,7) |
165 |
1,670(51,2) |
2,170(60,7) |
1,970(57,1) |
2,470(65,4) |
170 |
1,655(50,9) |
2,155(60,4) |
1,955(56,9) |
2,455(65,1) |
175 |
1,640(50,6) |
2,140(60,2) |
1,940(56,6) |
2,440(64,9) |
180 |
1,625(50,3) |
2,125(59,9) |
1,925(56,3) |
2,425(64,8) |
185 |
1,610(50,0) |
2,110(59,6) |
1,910(56,0) |
2,410(64,6) |
190 |
1,595(49,6) |
2,095(59,4) |
1,895(55,7) |
2,395(64,3) |
195 |
1,580(49,3) |
2,080(59,1) |
1,880(55,4) |
2,380(64,1) |
200 и более |
1,565(49,0) |
2,065(58,9) |
1,865(55,2) |
2,365(63,8) |
6 Средства испытаний
6.1 Для измерения дымности следует использовать дымомеры, работающие по методу просвечивания столба отработавших газов заданной длины. Основные технические требования к дымомерам - по приложению А.
Можно применять дымомеры, отличающиеся по техническим требованиям от дымомеров по приложению А, при условии получения одинаковых с дымомером по приложению А результатов измерений.
6.2 Отбор проб отработавших газов из выпускного трубопровода испытательного стенда, из выпускной трубы трактора или машины или из удлинительного патрубка осуществляют с помощью устройства, основные технические требования к которому приведены в приложении Б.
Отношение площади сечения пробоотборного зонда к площади сечения выпускного трубопровода, выпускной трубы или удлинительного патрубка в месте установки пробоотборного зонда должно составлять не менее 0,05.
6.3 Испытательные стенды, оборудованные нагружающими устройствами, в том числе стенды с беговыми барабанами или с бесконечной лентой, средства, условия и места измерений частоты вращения коленчатого вала, хвостовика ВОМ или ведущих колес, расхода топлива, температуры моторного масла, дизельного топлива и окружающего воздуха, атмосферного давления и других параметров - по ГОСТ 18509, ГОСТ 7057 и ГОСТ 23734.
7 Порядок подготовки к испытаниям и условия их проведения
7.1 Установка и закрепление дизеля, трактора или машины на испытательном стенде, оборудованном нагружающим устройством, или на площадке, соединение маховика, хвостовика ВОМ, осей ведущих колес или шкива ременной передачи с нагружающим устройством, условия питания топливом - по ГОСТ 18509, ГОСТ 7057, ГОСТ 23734, а также по техническим условиям, эксплуатационной и ремонтной документации на тракторы и машины конкретных марок.
7.2 Пробоотборные зонды должны быть расположены на прямолинейном участке выпускного трубопровода испытательного стенда, выпускной трубы трактора или машины или удлинительного патрубка на расстоянии не менее 6 х D_в от входного и не менее 3 х D_в от выходного (по потоку газов) сечения выпускного трубопровода, выпускной трубы или удлинительного патрубка. Прямолинейный участок должен быть расположен на расстоянии не более 5 м от выходного сечения выпускного коллектора дизеля.
7.3 Установка пробоотборного зонда и, при необходимости, удлинительного патрубка не должна приводить к увеличению давления на выходе из выпускного коллектора дизеля без турбонаддува или за турбиной турбокомпрессора дизеля с турбонаддувом более чем на 650 кПа на режиме эксплуатационной мощности.
7.4 Утечка отработавших газов через неплотности устройства для отбора проб отработавших газов, выпускной системы дизеля и трактора или машины, а также выпускного трубопровода испытательного стенда и удлинительного патрубка, а также подсосы воздуха не допускаются.
7.5 Пробоотборные зонды устанавливают в каждом выпускном трубопроводе испытательного стенда или в каждой выпускной трубе или каждом удлинительном патрубке, если трактор, машина или дизель имеют несколько выпускных коллекторов и (или) выпускных труб.
Если дизель оборудован противосажевым фильтром (фильтрами) и (или) нейтрализатором (нейтрализаторами) каталитического или термического типа, пробоотборные зонды устанавливают за этими устройствами.
7.6 Место установки дымомера относительно пробоотборного зонда - по технической документации на дымомеры конкретных марок.
7.7 При определении дымности применяют дизельное топливо, а также моторное и трансмиссионное масла, марки которых указаны в технической документации на испытуемые дизель, трактор или машину.
По требованию заказчика используют стандартное дизельное топливо по ГОСТ 18509.
Топливо и масла должны соответствовать требованиям стандартов и (или) технических условий на эти топливо и масла.
7.8 Атмосферное давление и температура окружающего воздуха во время испытаний дизелей, тракторов и машин должны находиться в пределах, удовлетворяющих условию (1) или приложению В.
0,5
0,65 Т
100 окр
0,98 <= (----) х (----) <= 1,02. (1)
В 298
окр
7.9 Дизель, трактор или машина непосредственно перед измерением дымности должны быть прогреты таким образом, чтобы значения температуры масла и (или) охлаждающей жидкости дизеля, а при испытаниях трактора или машины и масла в агрегатах трансмиссии находились в пределах, рекомендуемых предприятиями-изготовителями дизеля, трактора или машины.
7.10 Дымность на установившихся режимах и на режиме свободного ускорения определяют при стендовых испытаниях дизелей, при испытаниях тракторов через ВОМ, если ВОМ рассчитан на передачу полной мощности, и при испытаниях тракторов и машин через оси ведущих колес или на стендах с беговыми барабанами или с бесконечной лентой.
Дымность следует определять в течение одного дня.
7.11 Дымность только на режиме свободного ускорения определяют в эксплуатации, а также при испытаниях тракторов и машин, если их конструкция не позволяет определить дымность на установившихся режимах.
7.12 Дымность дизелей, имеющих отключаемый наддув или перепускной клапан системы наддува, а также тракторов и машин с такими дизелями измеряют при включенном и выключенном агрегате наддува или перепускном клапане.
Дымность измеряют в каждом выпускном трубопроводе испытательного стенда, в каждой выпускной трубе трактора или машины или в каждом удлинительном патрубке, если дизель имеет несколько выпускных коллекторов и (или) выпускных труб.
7.13 Перед началом и после окончания испытаний проверяют нулевое положение показывающего устройства дымомера. Если после окончания испытаний отклонение от нулевого положения будет более 0,05 м(-1), испытания следует повторить.
8 Порядок проведения испытаний
8.1 Правила определения дымности на установившихся режимах
8.1.1 Дымность определяют при положении органов управления регулятором частоты вращения коленчатого вала дизеля, соответствующем полной подаче топлива, на следующих скоростных режимах дизеля:
а) номинальная частота вращения коленчатого вала;
б) частота вращения коленчатого вала, соответствующая режиму максимального крутящего момента дизеля;
в) четыре частоты вращения коленчатого вала через равные интервалы в диапазоне частоты вращения по 8.1.1, перечисление а), и 8.1.1, перечисление б).
8.1.2 Перед началом измерения дымности дизель должен проработать на заданном режиме не менее 10 мин, причем в течение последних 5 мин измеряемые крутящий момент и частота вращения коленчатого вала не должны отличаться от заданных более чем на 1% и 10 мин(-1) соответственно.
8.1.3 Дымность на каждом режиме измеряют не менее трех раз, при этом разность результатов между максимальным и минимальным значениями не должна превышать 0,2 м(-1), а измеренные значения не должны представлять убывающую или возрастающую последовательность. Промежуток времени между двумя последовательными измерениями не должен превышать 1 мин.
8.2 Правила определения дымности на режиме свободного ускорения
8.2.1 Во время измерения дымности дизель должен быть отсоединен от нагружающего устройства;
муфта сцепления тракторов, имеющих ее, должна быть выключена;
у тракторов, не имеющих муфты сцепления;
- при гидромеханической и электромеханической трансмиссии рычаг переключения передач или избиратель скорости устанавливают в нейтральное положение;
- при гидравлической трансмиссии гидротрансформатор не должен быть заблокирован;
- при электрической трансмиссии отключают напряжение на обмотках возбуждения силового генератора.
8.2.2 При работе дизеля на минимальной устойчивой частоте вращения холостого хода перемещают орган управления регулятором частоты вращения коленчатого вала в течение не более 0,5 с в положение, соответствующее максимальной подаче топлива. Такое положение органа управления сохраняют в течение 5-10 с. Затем орган управления регулятором частоты вращения перемещают в исходное положение; в исходное положение должны возвратиться частота вращения коленчатого вала и индикатор дымомера.
По шкале дымомера фиксируют максимальное значение дымности.
8.2.3 Испытания по 8.2.2 повторяют не менее восьми раз, пока разность между максимальным и минимальным значениями дымности четырех последних измерений не станет равной или менее 0,25 м(-1), при этом четыре последних измеренных значения дымности не составляют убывающую или возрастающую последовательность.
9 Правила обработки результатов испытаний
9.1 Условный расход воздуха на каждом установившемся режиме рассчитывают по формуле
i x V x n
h
Q = ----------. (2)
в 30 x тау
Условный расход воздуха на режиме свободного ускорения рассчитывают по формуле (2) при условии, что частота вращения коленчатого вала дизеля равна номинальной.
9.2 Значение дымности на каждом установившемся режиме рассчитывают как среднеарифметическое результатов всех измерений на этом режиме.
9.3 Значение дымности при свободном ускорении рассчитывают как среднеарифметическое результатов четырех последних измерений.
9.4 Значение дымности на каждом из установившихся режимов и на режиме свободного ускорения должно быть не более норм по разделу 5.
9.5 При испытаниях на топливе различных марок из числа указанных в технических условиях и (или) эксплуатационной документации на дизели, тракторы и машины конкретных марок дымность оценивают по результатам испытаний на топливе той марки, при использовании которой дымность оказалась наибольшей.
9.6 Значение дымности дизелей, имеющих отключаемый наддув, перепускной клапан системы наддува, несколько выпускных коллекторов и (или) выпускных труб, а также тракторов и машин с такими дизелями оценивают по наибольшим среднеарифметическим значениям дымности на каждом установившемся скоростном режиме и на режиме свободного ускорения.
9.7 Если значение дымности на режиме свободного ускорения трактора или машины, имеющих наработку от 10 до 55 моточасов, оказалось выше норм по разделу 5, испытания следует повторить после того, как наработка достигнет 55 моточасов.
10 Правила оформления результатов испытаний
10.1 Результаты испытаний оформляют протоколом. Форма протокола - по приложению Г.
11 Допустимые погрешности измерений
11.1 Предел основной абсолютной погрешности дымомеров должен составлять не более 0,05 м(-1) (2,1%) при дымности, равной 1,7 м(-1) (51,9%).
11.2 Пределы основной абсолютной погрешности других измерительных приборов - по ГОСТ 18509, ГОСТ 7057 и ГОСТ 23734.
11.3 Погрешность при расчетах должна быть не более 0,2%.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Межгосударственный стандарт ГОСТ 17.2.2.02-98 "Охрана природы. Атмосфера. Нормы и методы определения дымности отработавших газов дизелей, тракторов и самоходных сельскохозяйственных машин" (введен в действие постановлением Государственного комитета РФ по стандартизации и метрологии от 15 декабря 1998 г. N 445)
Текст ГОСТа приводится по официальному изданию
1 Разработан Российской Федерацией
Внесен Госстандартом России
2 Принят Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол N 13 от 28 мая 1998 г.)
За принятие проголосовали:
/-----------------------------------------------------------------------\
| Наименование государства | Наименование национального органа по |
| | стандартизации |
|--------------------------------+--------------------------------------|
|Азербайджанская Республика |Азгосстандарт |
| | |
|Республика Беларусь |Госстандарт Беларуси |
| | |
|Грузия |Грузстандарт |
| | |
|Республика Казахстан |Госстандарт Республики Казахстан |
| | |
|Киргизская Республика |Киргизстандарт |
| | |
|Республика Молдова |Молдовастандарт |
| | |
|Российская Федерация |Госстандарт России |
| | |
|Республика Таджикистан |Таджикгосстандарт |
| | |
|Туркменистан |Главная государственная инспекция |
| |Туркменистана |
| | |
|Республика Узбекистан |Узгосстандарт |
\-----------------------------------------------------------------------/
3 Стандарт соответствует международному стандарту: ИСО 789-4-86 "Сельскохозяйственные тракторы. Методы испытаний. Часть 4. Измерение дымности выпуска" и "Директиве ЕЭС от 28.06.77 о мерах по снижению загрязняющих выбросов дизелями сельскохозяйственных и лесных тракторов (77/537/ЕЭС)"
4 Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 15 декабря 1998 г. N 445 межгосударственный стандарт ГОСТ 17.2.2.02-98 введен в действие непосредственно в качестве государственного стандарта Российской Федерации с 1 июля 1999 г.
5 Взамен ГОСТ 17.2.2.02-86
6 Переиздание